

О нем пишут в газетах и журналах, отмечают неповторимость и удивляются, как из бросового материала получаются произведения искусства. За каждым стоит вдохновение, пытливая мысль, изобретательность, почтенье к родной истории. Авторы иных работ стали победителями V Республиканского конкурса детского творчества проекта ЮНЕСКО. А яркое панно «В зимние каникулы» из использованных полиэтиленовых пакетов вошло в альбомную серию «Дети рисуют мир Казахстана».
Успехи стали двигателями новых идей и проектов. За табличкой «Муражай» в стандартных размерах кабинете живет не затхлый, а дышащий, наполненный мелодиями и красками степи, ее буднями и праздниками дом.
– В который раз мы встречаемся с вами в этом удивительном месте, именуемом музеем этнографии. Вот уже 16 лет экспонируется в нем детское творчество, обращенное в духовный мир старины, – заговорила девочка с указкой.
Ее сверстник подхватил интонацию на казахском языке, а другая старшеклассница подала текст на английском – шла репетиция экскурсоводов. Современные школьники, не представляющие мир без мобильных телефонов и Интернета, приходят сюда, чтобы познать неисчерпаемую тему истории, быта и культуры предков.
– Видите, уже на трех языках работаем, – приветствовала руководитель этномузея казахской гимназии № 92 Карлыгаш Акимжанова. – Готовимся к новой выставке «Лики предков». Хочу, чтобы ученики поняли, что мы – люди до тех пор, пока лики предков, их дела и творчество живы в нашей памяти. Все же подспудно в нашей работе живет тревога, забота о том, какими вырастут наши дети. Так что воспитание чувств – главная цель наших выставок.
Куклы из папье-маше «путешествуют» в караване, «заняты» делом на жайляу и зимовках. Сюжетные композиции, исторические картинки, перенесенные художественным воображением и умелыми руками на настенные панно, воплощенные в рельефных и объемных формах, выполненных руками педагога и его учеников. Скромный учитель Карлыгаш Терликбаевна за 25 лет этнографической работы привила патриотизм такому количеству детей!
Мечтатель с детства, любящая рисовать и лепить, она после школы поступила в Карагандинский пединститут на художественно-графический факультет. А получив диплом в 1984 году, пришла работать в городскую школу № 47 учителем рисования. С первых дней работы поняла, что надо что-то делать, чтобы сохранить все, что создавали дети на уроках труда и изобразительного искусства. Так появилась мысль о создании в школе сначала кабинета ИЗО, потом музея.
Дети восприняли ее идею с радостью. И тоже стали мечтать. Вокруг нее появилась инициативная группа учеников, которые не только рисовали, лепили. Они вместе с учительницей писали сценарии и воплощали их в действиях. Поделки пополняли коллекцию, превращали маленький кабинет рисования в исторический музей. «Она – сплав таланта художника, учителя и поэта в душе», – говорили школьные коллеги о Карлыгаш Терликбаевне.
«Теплотой и нежностью веет от каждой работы. Настолько мастерски сделаны макеты, отражающие жизнь, быт, традиции казахского народа. Сколько кропотливого труда вложено в изготовление кукол, домашней утвари, национальных костюмов в большую композицию «Кочевники»! – восхищалась побывавшая на выставке «Из глубины веков мерцает свет» Ирина Михайловна Тришкина. – Движется кочевье на джайляу. Звучит мелодия, в ней вся тяжесть предстоящего пути. Спокойное повествование экскурсовода. Волнующее чувство возникает в моей душе». Музей в СШ № 47 Караганды действовал десять лет.
А когда закрыли эту школу, Карлыгаш Терликбаевне посыпались предложения от директоров других учебных заведений. Выбирала недолго. Остановилась на первой в городе казахской гимназии № 92, потому что ей сразу предложили помещение для музея. И она перевезла сюда все дорогие ее сердцу экспонаты, выполненные руками учеников. Официально этнографический музей в гимназии был открыт в марте 1998 года. И с той поры в школьный музей приходят не только бывшие или нынешние ученики Карлыгаш Терликбаевны – учащиеся гимназии. Здесь бывают педагоги городских и сельских школ, библиотекари, родители, участники различных семинаров.
Каждая экспозиция – многодневный труд, исследования, размышления автора. Любая новая выставка объединяет создающих ее детей, воплощение замысла приучает их к кропотливому труду. Совместно проведенные в деле часы дают педагогу и школьникам интеллектуальное общение, высокие эмоции, изучение этнографии, обычаев, традиций предков. Это и воспитание благодарности предшествующим поколениям. Музей известен, наверное, еще и потому, что к творческой работе для него подключаются и родители, и студенты, учащиеся других школ и весь коллектив гимназии. Акимжанова разработала программу, принципом которой является мысль: от родной природы, быта, традиций, труда, праздников своего народа – к культуре человечества, к ее лучшим образцам, высоким духовным идеалам.
– Главное в моей работе – во всем быть честной и открытой самой, предельно искренним человеком, чтобы тебе верили дети, – размышляет Карлыгаш Терликбаевна. – «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь», – писал Антуан Экзюпери. И я, уча детей, учусь сама.
Во время беседы в музей вошла кроха в сопровождении аже. «Извините, нам нужен кубi (бочонок для взбивания кумыса – Авт.), а у вас, знаю, есть. Я его музею когда-то подарила», – сказала бабушка Гайни Айдарханова, в прошлом учитель истории. Ее внучка – третьеклассница Сабина Каримова, ученица той же гимназии – пишет научный проект о кумысе. Мы с Арыстаном Нурмагамбетовым, юным экскурсоводом и ближайшим помощником Карлыгаш Терликбаевны, вынесли тяжелый бочонок из угла на середину зала. «Вот так взбивают кумыс тысячу раз – все, кто есть в доме», – показала К. Акимжанова малышке процесс и предложила той попробовать самой.
При подготовке научных работ музей, как и библиотека, – первый помощник. Надо рассказать о 300-летии гимна «Елiм-ай» и ее авторе Кожабергене жырау – школьники идут в музей, где есть большая композиция. Хотите узнать о поэте, философе, авторе назиданий Акане кайгы или о том, как Мухтар Ауэзов мальчиком черпал впечатления из жизни на зимовке? Приходите, вы найдете богатые рукотворные иллюстрации…
– Необычный музей, в нем все пронизано душевными качествами Карлыгаш Терликбаевны. Ее труд неоценим. Он идет от глубокого знания народной жизни казахов. Все подчинено смысловой целостности. И каждый экспонат представляет ценность сам по себе. Глубоко интеллигентный человек, эта женщина является лучшим примером нашим детям, – благодарна коллеге Гайни Айдарханова.
А моя героиня считает, что все у нее получилось благодаря окружающим ее людям, ученикам, на которых ей везло. И хотя тяжелый недуг – падение зрения в результате нанесенной бандитами травмы – заставляет ее украдкой плакать от обиды, она мужественно сопротивляется и несет свое призвание достойно. Школа – мир, в котором ей комфортно. Здесь беда забывается.
Мы долго не могли расстаться. Широкий диапазон интересов и знаний делает ее прекрасным собеседником для всех.
– Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу, – неожиданно процитировала Александра Твардовского Карлыгаш Терликбаевна.
Она и не прячет. Учит ребят уважать историю, ценить великие творения. Прошлое должно служить современности. Это и есть воспитание патриотизма, национального единства и веры в будущее.
Наталья РЫЖКОВА, Караганда