Кызылординские предприниматели готовы создавать и продвигать собственные бренды, популяризировать национальное культурное наследие и укреплять позитивный имидж региона и страны. Но чтобы приступить к этим задачам, они просят создать регулирующую их деятельность нормативную правовую базу, оказать финансовую поддержку и предоставить помещения.
Об этом и других своих чаяниях и нуждах рассказали художники, дизайнеры и ремесленники в рамках областного фестиваля моды «ЭтноFASHION».
– Фестиваль моды обозначил ряд проблем, которые долгие годы требуют решения, – говорит известный дизайнер Дана Марленкызы. – Такие мероприятия нужно проводить чаще, чтобы неосведомленный зритель хотя бы знал различие между модельером, швеей и дизайнером. В Кызылорде есть всего три профессиональных дизайнера: Айман Абди, Светлана Цой и я. Поэтому неудивительно, что в представленных на показах нарядах я увидела много элементов плагиата.
Сегодня через Интернет портнихи-любители копируют эскизы и реализуют товар, по сути, чужих брендов. Одна из проблем этноиндустрии – дорогая регистрация авторского права. По закону креативный продукт интеллектуальной собственности должен быть запатентован. Но стоимость патента на каждое изделие стоит 145 тысяч тенге. Умножаем это на количество нарядов в коллекции, получаем миллионную сумму. Да и сертификат почему-то действует всего один год.
Но главная проблема для нас – отсутствие грантов и льготных кредитов на создание собственного цеха и приобретение швейного оборудования. На показе моды меня подкупила компетентность членов жюри, отметивших, что качество одежды определяется особенностью текстиля, кроя, швов, прострочек и декоративных деталей, – отметила дизайнер.
Хозяйка бренда Dana Marlen сожалеет, что ее инвест-проекты, бизнес-планы и новаторские идеи не нашли поддержки в акимате, палате предпринимателей. Между тем ее настойчиво приглашают на показы в Италию, ОАЭ, Канаду. Дизайнер удивлена, что за рубежом казахский этностиль ценится, а дома она не находит понимания. Поэтому Дана Марленкызы теперь с нетерпением ждет исполнения поручения Президента по поддержке креативной индустрии.
Вторит коллеге и мастер декоративно-прикладного искусства Бекзат Жакыпов. По его мнению, пока профессионалам не предоставят гранты, материальную базу и не примут соответствующие законы, ничего не изменится.
– У ювелиров всех регионов примерно одни и те же проблемы. Не дождавшись помощи от государства, многие умельцы забросили ремесла и пошли таксовать и шабашить на стройках. Так проще заработать на жизнь. Который год нам обещают предоставить здание под центр ремесленников. Это мечта всех умельцев – работать в одном здании с мастерскими, выставочным залом, учебно-практическими кабинетами.
Также мастерам нужны выезды для повышения квалификации. Туркестанская область отправляет ремесленников в Узбекистан, где проводят мастер-классы для будущих художников-ковроделов, ювелиров, керамистов, гончаров. Я тоже мечтаю открыть школу и обучать молодых ювелиров. Но на это требуются деньги, здание, оборудование. Откуда мне их взять? Замкнутый круг получается. И потом, откуда взяться художникам, если во всех школах страны убрали уроки рисования? – говорит Бекзат Жакыпов.
Справедливости ради стоит отметить, что креативщикам в Кызылорде все же оказывают помощь, пусть и недостаточную, но все же. К примеру, на площадке центра «Анаға тағзым» для ремесленников организовали торговую выставку «Один шаг к бренду», обучили азам бизнеса и продвижения товара на рынке. По данным директора центра Алтынай Молжановой, по итогам месяца выставки креативщики монетизировали продукцию более чем на 5 млн тенге.
Глава палаты предпринимателей области Пирмухаммед Сыздыков проинформировал, что для поддержки креативных идей необходимы целевое финансирование и гранты для перспективных проектов. Палата готова участвовать в разработке эффективных механизмов и откликнется на любые предложения предпринимателей.
А в областном управлении культуры, архивов и документации сообщили, что по поручению Президента в Министерстве культуры и информации планируется создать корпоративный фонд поддержки креативной индустрии. Ожидается, что проекты творческих предпринимателей в регионах будут финансироваться филиалами фонда. Также планируется внести изменения и дополнения в 11 законодательных актов и создать департамент, который будет курировать вопросы развития креативной индустрии.
Но пока это только в планах. «Поскорее бы уже!» – говорят креативщики.