Мистика и реализм

2737
Михаил Тё, Жамбылская область

В репертуаре областного русского драматического театра появился необычный спектакль «Панночка» по мистической повести Николая Гоголя «Вий», объединивший в себе романтизм и реализм, вымысел и действительность.

История, в которой мистицизм переплетается с настоящей жизнью простых людей, берет начало в народных преданиях. Артис­ты демонст­рируют вечную борьбу добра со злом, которая происходит на грани двух миров – физического и духовного. Зрители увидели смелую постановку в жанре фантасмагории по одноименной пьесе драматурга Нины Садур, которая написала свое произведение по мотивам всем известной повести. Проект реализован на сцене режиссером-постановщиком Игорем Сединым, специально приглашенным в Тараз из столичного Государственного академического русского драмтеатра им. М. Горького. Помимо выполнения основной работы он также занимался сценографией и костюмами. Помогал ему художник-постановщик Владимир Сизинцев.

– Это произведение давно было моим желанным материалом для постановки, – признался Игорь Седин. – Уже лет пять я хотел его поставить. И жамбылский театр мне дал такую возможность. Познакомившись с труппой, я твердо для себя решил, что пришло время воплотить свою задумку в жизнь именно с этими ребятами и на этой сцене.

Удивительно, но в спектакле зритель не увидит главного персонажа классического произведения Николая Гоголя, именем которого и названа повесть. Зато более подробно раскрыты другие герои. В пьесе весь акцент смещен с Вия на дочь сотника, панночку, о которой судачит весь хутор. Люди говорят, что она ведьма. Но что же думает на этот счет сама панночка, роль которой ввиду двойственного образа исполнили артистки Марина Просалович и Аяжан Несипбаева? Чего девушка хочет от Хомы Брута (Тимур Романюк), одного из учеников духовного образовательного учреждения? Можно ли познать Свет без всепожертвования? Хорошо ли на свете жить? Есть ли чудеса на Всем Белом Свете? На эти и другие вопросы должен ответить Хома Брут, причем не только для себя, но и для всех зрителей.

В остальных ролях выступают актеры Темур Ичиков (Явтух), Виктор Майнашев (Спирид), Анатолий Просалович (Дорош) и другие.

В жамбылском театре считают, что взяться за постановку такого необычного произведения, как и обозначить жанр пьесы фантасмагорией было изначально весьма смелым решением для современного режиссера. Судя по внешнему виду и внутреннему содержанию реализованной идеи спектакля, насыщенного мистикой, работы было очень много. И по мнению зрителей, Игорь Седин с помощью творчес­кого коллектива театра со своей задачей справился успешно.

– Притчевость и иносказательность в спектакле спрятаны за россыпью «вкусных» фраз, запоминающихся сцен и образов. Вместе с тем в пьесе бережно сохранен и приумножен современным драматургом Ниной Садур яркий и самобытный язык Гоголя, который сплетен с молитвами и народными заговорами. Мистической загадкой и тайной природы пронизаны каждый жест и каждое слово. В отличие от привычного сюжета писателя здесь есть некое новое повествование, что ведет к иному финалу и другой реальности, – отметила заведующая литературной частью театра Ольга Махиня.

Спектакль показывает две стороны жизни мирян: дневную – жизнь света и ночную – существование темной материи. Время, когда дневной свет радует человеческую душу, можно провести беззаботно и в праздности. Но на смену приходит темное, пугающее и неизвестное, когда не знаешь, кому отдавать эту самую свою душу. Но именно к этому странному и неосязаемому всегда тянутся человеческое любопытство и естество.

Каждый из героев произведения ищет свое счастье, пытается поймать удачу, и при этом каждый отчаянно нуждается в помощи и поддержке ближнего. В пьесе философ Хома Брут жерт­вует собой, чтобы «заткнуть дыру, из которой хлещет в божий мир мрак гнойный и мерзость смердящая».

Режиссер высоко оценил работоспособность всех, кто принимал участие в создании этого спектакля. И это касается не только артистов.

– Свет, декорации, техническая сторона спектакля непростые, к тому же не каждый театр может потянуть такое. Но мы справились, причем за короткие сроки. Чтобы спектакль получился идеаль­но чистым, на такой материал нужно отвести как минимум 60 полноценных репетиций. Мы же с ребятами справились за 38! Это на самом деле дорогого стоит, – поделился впечатлениями Игорь Седин.

Примечательно, что в «Панночку» он взял артистов разного возраста и стажа: здесь заняты и опытные профессионалы, и совсем молодые артисты, проработавшие в театре около года. Режиссеру удалось создать команду, где все работают как единый механизм и перенимают друг у друга творческие находки.

– В нашем театре нет постановки, подобной «Панночке» и в жанровом смысле, и в плане сценографии, и даже по продолжительности – спектакль идет два часа, но время пролетает незаметно, погружая зрителя в мир сверхъестественного, – сказала Ольга Махиня. – Этому способствуют в первую очередь подобранная музыка и звукоряд, а также световые эффекты, игра теней и «ожившие» декорации – зритель погружается в паранормальную Вселенную и вместе с Хомой Брутом ищет выход из лап тьмы.

Найдет ли он спасение и свет? На этот вопрос каждый ответит сам для себя, интерпретируя финальную сцену спектакля.

Популярное

Все
Сборная Казахстана выиграла 11 медалей в первый день чемпионата Азии по водным видам спорта
В колонии Аршалы действует промзона для производства
Неутешительный сезон
Виновата стихия?
Портрет казахстанского волонтёра
Всемирный день НПО отметили в Казахстане
Пусть звучат мелодии мечты!
Дороги и нивы Владимира Балашова
Природа дарит вдохновение
Три незабываемых дня
Демократические преобразования необратимы
Академия наук: миссия выполнима
Беспощадное избиение мальчика в детсаду попало на видео в Алматы
Доверие основывается на справедливости
Танцы выбрали меня: бразильский артист балета рассказал о жизни в Казахстане
О точечной застройке и лазейках в законе
В ущелье Аюсай вспыхнули сотни огоньков, словно кто-то вспугнул армию огромных светлячков
Как попасть к узкому специалисту без направления терапевта, рассказали в Минздраве
Почему налоги одинаковы для производственников и букмекерских контор?
Давайте по-доброму
Токаев отметил позитивную динамику двусторонних отношений Казахстана и России
Знание государственного языка – долг каждого
Сберечь Кольсай для потомков
О Джучи – без мифов
Меняя мир к лучшему
За масштабную утечку метана нефтяную компанию могут оштрафовать на 350 млн тенге
Организатора транснациональной преступной группы экстрадировали из Польши в Казахстан
«Монополии не будет»: новую программу утилизации авто разработали в РК
«Имитировал голос сына или дочки»: Обманувшего стариков актюбинца осудили
Сын спас маму, отдав свою печень
Президент обратился к участникам «Игр будущего» в Казани
Зеленский позвонил Токаеву
Инвестиционный щит: прокуроры на страже экономики страны
Токаев подписал закон об укреплении инвестиционного сотрудничества Казахстана с Катаром
Ответственность перед предками и потомками
Алихан Смаилов обратился к премьер-министрам стран ЕАЭС
Назначен заместитель управделами президента
Перевод времени в Казахстане: как быть пассажирам, купившим билеты на полночь 1 марта
В трех мегаполисах страны возобновили требования по ношению масок
Информацию о митинге автовладельцев в Уральске опровергла полиция
Мальчик умер после обрезания в Акмолинской области
Казахстан и Франция договорились сотрудничать в борьбе с глобальным потеплением
Как часто будут пополняться спецсчета по программе «Нацфонд - детям»
Правила посадки и высадки пассажиров изменились в автобусах Астаны
День всех влюбленных: какие вопросы следует обсудить паре до брака, рассказали психолог и юрист
Казахстан глазами американца в начале XX века
Выдающийся казахский режиссер Шакен Айманов сегодня отметил бы свое 110-летие
Казахстанцы чаще других иностранцев посещают Россию
Время разъяснений о времени
Детский сад горел в Семее
Олжас Бектенов - членам правительства: Никто не должен сорить деньгами

Читайте также

Три незабываемых дня
Природа дарит вдохновение
Пусть звучат мелодии мечты!
Гарантии процветания

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]