
Докладывал депутатам о проблемах развития ГЧП министр национальной экономики Тимур Сулейменов. Так, за период с 2003 по 2016 год всего был заключен 21 договор на сумму 59,4 млрд тенге.
В период с 2017-го по 15 октября текущего года заключено 422 договора на сумму более 1 трлн тенге, что в 21 раз больше чем в предыдущие годы. На сегодня заключено 443 договора ГЧП на общую сумму 1,1 трлн тенге, из них 9 республиканских на сумму 875,1 млрд тенге, 434 – местных на сумму 221,1 млрд тенге. На различных стадиях подготовки находится 721 проект на 1,5 трлн тенге.
На стадии эксплуатации находятся 276 проектов на сумму порядка 240,4 млрд тенге, из которых 5 проектов ГЧП республиканского значения на 150,3 млрд тенге, 271 объект ГЧП местного значения на 90,2 млрд тенге. В основном это проекты в сферах образования, здравоохранения, ЖКХ, спорта, транспорта.
Рассказал глава МНЭ и о дальнейших планах по развитию ГЧП. Так, планируются переход проектов ГЧП от количества к качеству и контроль лимитов государственных обязательств. Почему принимается эта мера? По словам Тимура Сулейменова, на сегодня большинство реализуемых проектов требуют значительных выплат из бюджета. Сумма государственных обязательств проектов ГЧП практически равна сумме проектов, что свидетельствует о низкой доле привлечения частных инвестиций. Данные проекты снижают нагрузку на казну в основном в виде временной отсрочки выплат из бюджета.
– Министерством ведется работа по активизации местных исполнительных органов при планировании проектов ГЧП делать уклон на снижение вклада со стороны государства путем стимулирования частного партнера компенсировать затраты, понесенные в ходе реализации проекта, не за счет бюджетных средств, а за счет собственной прибыли, полученной в ходе эксплуатации объекта ГЧП, – отметил министр.
С целью перехода от количества проектов ГЧП к качеству местными исполнительными органами планируется внести изменения в программы развития территорий в части снижения целевого индикатора до 3 проектов ГЧП ежегодно, не предусматривающих увеличение гособязательств.
Как видим, уполномоченный орган прекрасно осознает необходимость снижения участия государства в проектах. И, как напомнил в своем содокладе председатель Комитета по экономической реформе и региональному развитию Нуртай Сабильянов, Глава государства в Послании «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» указал на необходимость стимулирования частных инвестиций, так как именно бизнес создает новые рабочие места и обеспечивает большую часть казахстанцев доходами. Механизмы государственно-частного партнерства должны активнее применяться и для разгрузки бюджетных расходов.
Но пока приходится констатировать недостаточный охват всех отраслей экономики и сфер деятельности проектами государственно-частного партнерства. Сегодня в разных секторах экономики заявлено более 1 000 проектов государственно-частного партнерства, заключено 443 договора, из которых 66% приходится на сферу образования, 16% – здравоохранения, 8% – культуры и спорта, 9% – на оставшиеся сферы деятельности. Практически неохваченными проектами государственно-частного партнерства остались сферы водоснабжения и водоотведения, энергоснабжения, транспорта, строительства дорог, связи, туризма, жилищного строительства и культуры. В социальной сфере реализуется всего 4 проекта, в сельском хозяйстве – 7.
– Кроме того, за 3 года не был реализован ни один проект ГЧП при строительстве инфраструктуры специальных экономических зон. Хотя для этого депутатами Парламента в Законе «О государственно-частном партнерстве» был заложен правовой механизм. Таким образом, с принятием основного Закона «О ГЧП» и расширением возможностей создания государственно-частного партнерства ситуация существенно не изменилась, – констатировал депутат.
В связи с этим депутаты рекомендуют уполномоченным органам обратить внимание на проблемы, связанные с отсутствием системности по продвижению государственно-частного партнерства, нескоординированностью в работе отраслевых уполномоченных и местных исполнительных органов, незаинтересованностью в увеличении охвата сфер проектами государственно-частного партнерства. Кроме того, соответствующие инстанции не анализируют эффективность действующих и планируемых проектов ГЧП и не знают потребности в отраслях по регионам.
Еще одна проблема – низкая инвестиционная привлекательность таких проектов. По состоянию на 15 октября 2018 года заключено 443 договора ГЧП на сумму 1 096 млрд тенге. При этом объем государственных обязательств составляет 1051 млрд тенге, а частных инвестиций – 334 млрд тенге.
– Соотношение бюджетных средств к привлеченным частным инвестициям составляет три к одному, то есть на каждый 1 тенге частных инвестиций 3 тенге – это обязательства государства, – опять же констатировал депутат.
При этом разгрузки бюджета не происходит. Государственные обязательства зачастую полностью покрывают стоимость проектов, как, например, проекты по строительству и эксплуатации пункта пропуска «Нұр жолы», строительству Большой алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД), модернизации и эксплуатации системы освещения здания административно-технологического комплекса «Транспорт тауэр».
Важно, отмечали депутаты, привлекать частных инвесторов не только при строительстве дорог, газопроводов, больниц, школ и других объектов, но и в ходе их реконструкции и технического обслуживания. Также требуется выработать инструменты стабильности заключаемых договоров и привлекаемых инвестиций из-за такого фактора, как валютные риски.
Говорили депутаты и о неэффективной реализации проектов государственно-частного партнерства, а также о несовершенстве некоторых отраслевых нормативных правовых актов, что препятствует развитию государственно-частного партнерства. Например, в сфере образования это требование ежегодного определения поставщиков услуг по организации питания. В целом недочеты и правовые пробелы приводят к слабой материальной технической базе пищеблоков, изношенности помещений и оборудования на объектах. Или в сфере здравоохранения, когда несовершенство нормативной правовой базы ограничивает допуск иностранных специалистов к клинической практике, затрудняет привлечение потенциальных партнеров к реализации проектов, связанных с ранней диагностикой заболеваний в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Между тем в ходе обсуждения темы «правчаса» депутаты обнаружили, что в погоне за инвесторами уполномоченные перегибают палку. А началось все с вопроса Майры Айсиной, которая поинтересовалась, насколько наши проекты привлекательны для иностранных инвесторов, какие стимулы и условия предусмотрены для них. Как отметил глава МНЭ Тимур Сулейменов, в настоящее время никаких препятствий в законодательстве нет.
– Иностранные инвесторы могут совместно с отечественным бизнесом участвовать в таких проектах. Есть только один вопрос – это валютный риск. Каких-либо барьеров, чтобы иностранцу зайти и поучаствовать у нас в проектах, на данный момент нет, мы об этом в законодательстве позаботились, – заверил Тимур Сулейменов.
Ответ дополнил первый вице-министр по инвестициям и развитию Роман Скляр. Он напомнил, что в рамках законов «О концессиях» и «О ГЧП» предусматриваются следующие условия: передача объектов после завершения строительства в государственную собственность, а затем – период доверительного управления и окончательная передача государству. Но, как выяснилось, такие модели предусмотрены только в сферах образования, здравоохранения, дорожной отрасли и других. А вот в сферах промышленности этого не требуется.
– Так как промышленные предприятия не могут переходить в государственную собственность, то данное партнерство проходит вне рамок закона о ГЧП, но таковым оно не перестает являться, – убеждал депутатов Роман Скляр. – Поэтому министерство, привлекая инвесторов, активно способствует тому, чтобы они чувствовали поддержку государства в тех направлениях, в тех аспектах, которые необходимы им. И понятно, первое, о чем просят нас инвесторы – это предоставление на определенный период налоговых льгот.
В ответ вице-спикер Мажилиса Владимир Божко высказал предположение, что министерства, отвечающие за реализацию проектов ГЧП, обходят законодательство в угоду инвесторам.
– Выходит, закон у нас некачественный, и, извините, мы забыли про целый раздел промышленности? То, что вы сказали – да, это облегчает инвесторам работу при возведении проектов. Но есть же проект по ГЧП. Может быть, вы не детально отработали этот вопрос и вас устраивает это положение? – задался вопросом Владимир Божко.
Успокоить депутатов поспешил глава МНЭ Тимур Сулейменов. Он подчеркнул, что институт ГЧП обширен и здесь важно соблюсти баланс между инвестиционной привлекательностью и интересами государства.
– Глава государства ставит задачу по вхождению в ОЭСР. К нам сейчас приехали специалисты, они нам дали предварительные рекомендации, мы их смотрим. Очевидно, на базе этих рекомендаций какие-то вещи нам придется менять: либо в подзаконных актах, либо в законодательных. Но это будет вопрос 2019 года, – пообещал глава МНЭ.
В своих выступлениях народные избранники также подчеркивали, что особое внимание должно уделяться эффективному использованию бюджетных средств. По их мнению, все высвобождаемые при оптимизации бюджетных расходов средства надо направлять в первую очередь на проекты, которые принесут реальные результаты для населения. Также, подводя итоги, Владимир Божко отметил, что, к сожалению, ГЧП пока слабо представлен в машиностроении, в производстве необходимых для людей «простых товаров». Требует серьезного пересмотра работа МСХ и местных исполнительных органов в активизации проектов ГЧП для увеличения производственной инфраструктуры по переработке сельхозпродукции, торгово-заготовительного бизнеса.