В Алматы состоялся закрытый показ документального научно-популярного фильма «Возвращение моря».
Режиссер и автор сценария картины Виктор Вильковиский впервые побывал на Аральском море в 1997 году. Тогда он был студентом биологического факультета АГУ им. Абая, где позже защитил магистерскую работу, посвященную терпящему экологическое бедствие региону.
В 2008 году Виктор пришел в «Казахфильм» видеомонтажером, где у него и появилась идея снять свой фильм об аральском кризисе. До этого он неоднократно становился участником казахстанских и международных экспедиций на Арал. – Я не могу сказать, что мне пришлось поменять профессию, – говорит Виктор. – Скорее, просто расширил сферу своей вовлеченности в вопрос. Аральская катастрофа масштабна и ужасна. Стоя на высохшем дне моря, и зная, что совсем недавно эту территорию покрывала 15-метровая толща воды, испытываешь невероятные чувства. С одной стороны, стыд от того, что мы сделали с Аралом, с другой – ощущаешь себя первооткрывателем, космонавтом, человеком, чья нога, возможно, впервые ступает по этой новой суше. К тому же солончак, пустыня или одиноко возвышающийся над пустошью берег острова Барсакельмес поражают формой, цветом и размером. Профессия кинематографиста может включать в себя сколько угодно других направлений, наук и специальностей. Документальное, научно-популярное кино – это метод передачи информации людям. Соответственно, знание предмета позволяет автору подобрать нужных спикеров и выделить наиболее ценную информацию.
К своему выстраданному фильму Виктор шел долго – 12 лет. Весной 2020 года он защитил проект «Возвращение Арала» на конкурсе НАО «ГЦПНК» от киностудии «Казахфильм», и уже в конце октября съемочная группа приступила к работе. Она была осложнена продолжительной засухой в регионе, где шли съемки, карантинными ограничениями и эмоциональными потрясениями от потери близких. Предваряя показ фильма, режиссер рассказал о том, что пока работал над проектом, из жизни безвременно ушли близкий друг, ассистент режиссера Данила Михайлов и один из основных спикеров фильма академик Виктор Духовный.
Съемки «Возвращения моря» проходили в Казахстане, Узбекистане и России. Спикерами в фильме выступили сотрудники МФСА (Международного фонда спасения Арала), Всемирного водного совета, Международной ассоциации водных ресурсов, Академии проблем водохозяйственных наук РФ, Зоологического института РАН, Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, АО «Национальный центр космических исследований и технологий» РК и других ведомств, занимающихся проблемой Аральского моря.
Что интересно, в картине хорошо видны остатки каменной кладки захоронений, фрагменты посуды и каменные мельничные жернова ориентировочно XII–XIII веков, которые, как сообщил Виктор Вильковиский, были засняты им на дне высохшего Аральского моря в 2016–2017 годах.
– В те годы в составе международной экспедиции, организованной Исполнительной дирекцией Международного фонда спасения Арала в Казахстане, я побывал на обнаруженных там археологами городищах Кердеры I и Кердеры II, – рассказывает режиссер. – Сейчас эта территория, по словам руководителя заповедника Барсакельмес Зауреш Алимбетовой, подверглась процессу опустынивания и занесения песками. При этом, надо отметить, что сухое дно Арала до сих пор мало исследовано, поэтому представляет собой большой интерес для науки, в том числе и для археологической.
Сегодня уже известно, что Аральское море не единожды сжималось, подобно шагреневой коже, чтобы потом возродиться вновь. Академик-археолог Карл Байпаков в своей книге «Древние города Казахстана» выдвинул, в частности, версию о том, что в этом виноват не только человек.
«Сейчас, когда линия воды ушла от восточного берега на сто с лишним километров на запад и остров Барса-Кельмес практически превратился в полуостров, археологи неожиданно обнаружили на обнажившемся морском дне два города, – рассказывал академик. – Скорее всего, это были крупные караван-сараи, своего рода торговые станции. Они располагались по одной линии, пересекающей Арал с севера на юг. И теперь мы можем сделать вполне конкретный вывод: в
XIII–XIV веках Арал пережил такую же трагедию, как и сейчас. Когда он усох до нынешних размеров, то на обнажившемся дне возникли города. Через них проходила торговая трасса, соединявшая Хорезм, Южный Казахстан, дельту Сырдарьи и Амударьи с Центральным Казахстаном и Сибирью, но уже в конце XIV века море вновь заполнилось водой.
И сейчас, говоря о кризисе Арала, археологи имеют все основания считать, что такие катастрофы имели место быть и раньше. Их причины надо искать не только в антропогенном факторе, связанном с бесконтрольным забором и использованием воды, а, видимо, в более глубоких природных явлениях, которые предстоит еще разгадать».
По мнению ученых, выступивших в фильме Виктора Вильковиского, возвращение моря к его первозданному объему теперь уже невозможно в связи с ростом населения Центральной Азии и необходимостью обеспечения людей водой и продовольствием, а также увеличением дефицита водных ресурсов в условиях пустынного (аридного) климата. Глобальное потепление также ухудшает ситуацию в зоне экологического бедствия.
– Сегодня мы должны стабилизировать и предельно улучшить ситуацию на Малом Арале, также известном как Северный Арал в Казахстане, продумать пути стабилизации Большого (Южного) Аральского моря в Узбекистане, принять комплексные меры по улучшению и модернизации каналов и оросительных систем, а также повысить общую культуру водопользования, – считает Виктор Вильковиский. – Большая работа должна быть проведена по борьбе с опустыниванием и деградацией почв, по проектам озеленения высохшего дна, чтобы успешно бороться с пыле-солевыми выносами и создавать среду, приемлемую для обитания диких животных. Важнейшим вопросом является реконструкция Кокаральской плотины для поднятия уровня Малого Аральского моря. Этот проект имеет огромное экологическое и социальное значение, но может быть осуществлено только при долговременном и четком фиксировании объема поступления в Арал воды из Сырдарьи.
Так как фильм «Возвращение моря» нацелен на популяризацию идеи водосбережения и воспитания в зрителях экологической культуры, то он, по словам режиссера, несет в себе высокую социальную значимость.
– Прокатом и дистрибуцией картины будут заниматься специалисты АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова, – сказал Виктор Вильковиский. – Я же рассчитываю использовать свои неэксклюзивные права на фильм для организации просмотров на экологических и водных форумах, в учебных заведениях, устраивая после просмотра интерактив со зрителями. Свою картину я считаю инструментом привлечения внимания к Аралу, проектам МФСА и популяризации научного подхода к вопросам бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам.