Мудрое слово Айтеке-би

9897
Жубаныш Байгуринов

По законам Великой степи

По словам исследователей, об Айтеке-би в архивных источниках до обретения республикой независимости были лишь скупые сведения. Даже по датам рождения и смерти ученые долго строили всевозможные догадки, выдвигали разные варианты, основываясь на устных преданиях.

Между тем имя его воспевалось в народе, передавалось из уст в уста, из поколения в поколение. О нем было сложено немало легенд и жыров. В них он слыл не только справедливым бием, искусным оратором, но и бесстрашным батыром.

Благодаря устному народному творчеству сохранилось множество его крылатых высказываний, бата, распоряжений, стихотворений-размышлений. Не зря народ прозвал его «Айыр тілді Айтеке».

О том, что необходимо глубже изучать жизнь и деятельность этой выдающейся исторической личности и заполнить пробелы истории, в первые годы независимости писал в своей статье народный писатель Казахстана Абиш Кекилбаев. Он подчеркивал, что Айтеке-би – один из трех великих биев в период Тауке-хана, мудрым словам которого внимали все 6 разветвлений алаша в пору, когда на Мартобе и Култобе каждый день проходили многолюдные народные собрания.

Увы, о такой личности до сих пор мало что известно: не знаем, когда родился, где похоронен. Известно лишь одно – «он от Алшына среди Алашей, от Алима среди Алшынов, от Торткара среди Алимов, от Карашы среди Торткара, от Сейткула среди Карашы». Данные размышления станут позже мотивацией к началу первых научных изысканий, поисков, исследований для историков и краеведов.

Постепенно было установлено, что Айтеке-би умер в возрасте 56 лет. Год рождения – 1644-й. Найдено будет и место захоронения в Узбекистане – в Нуратинском районе близ города Навои.

Обоснованность того или иного периода жизни великого бия исследователи докажут тем, что прежде всего будут отталкиваться от эпохи Тауке-хана. Именно при его правлении, как указывается в летописи, был принят новый Закон Великой степи «Жеті жарғы». А в его разработке, как известно, непосредственное участие принимал Айтеке-би. Как член ханского совета от Младшего жуза, он лично внес мудрые предложения в разделы «Суйек құны» и «Өнер құны».

Архивы говорят, что «Жеті жарғы» вышел в свет в 1684 году и сыграл особую роль в становлении новой формации в степи – феодального строя. Дальнейшие исследования дали возможность открыть новые страницы биографии знаменитого государственного деятеля того времени, который внес большой вклад в укрепление единства казахского народа.

Айтеке-би принадлежит к роду торткара племени алим. Он – 5-й потомок Ораза-хаджи, главного советника эмира Тимура, потомок в третьем поколении Сейиткула аулие, которого все персы, узбеки, казахи и киргизы называли «синесоф буа», что означает «человек, чистый душой». Родословная бия говорит о том, что он внук хана Коканда Акши (1622–1635), близкий родственник эмира Самарканда Жалантоса Бахадура (1622–1656). До Абылхаира-хана Айтеке был самым влиятельным человеком Младшего жуза.

В достижении ораторского искусства особую роль сыграл отец Байбек, а также би Косуак. В одном из источников сказано, что с 7-летнего возраста Айтеке был на воспитании деда Акша-хана и Жалантоса Бахадура. В Самарканде он учился в мед­ресе Улыкбека, «Тилла-кари», «Шердор», где изучал религию, право, астрономию, географию, историю, математику, а также освоил чагатайский и узбекский языки.

После окончания медресе вернулся в родной аул и с отцом принимал участие в правлении. В 21 год был провозглашен главным бием улуса, в который входили районы Самарканда и Нураты и где проживали казахи, каракалпаки, узбеки. В 25 лет народ избрал его главным бием уже Младшего жуза.

В 1680 году Айтеке способствовал избранию ханом Тауке – сына Салкам Жангира. Впервые официально был избран членом в «Хан кенесі», наделенным особыми правами. К этому периоду некоторые положения прежних законов – «Қасым салған қасқа жолдың», «Есім салған ескі жолдың» – устарели. Поэтому в 1684 году при участии Тауке-хана, Анет бабы, Сокыр Абыза, Майлы, Толе, Казыбека и Айтеке-би и был принят новый Закон «Жеті жарғы».

По словам эксперта, председателя Областного благотворительного фонда им. Айтеке-би Еркина Курманбека, в этот кодекс великий предок внес лично целый ряд весомых изменений, которые отличались праведнос­тью и мудростью решения.

– До Тауке-хана большими полномочиями в правлении обладали султаны, – говорит Еркин Жолмырзаулы. – Тауке ограничил их влияние на решение ханского вопроса. Он создал «Хан кенесі», членами которого стали бии. Айтеке-би был старшим среди них. На ханский совет он выносил немало ценных предложений, на это указывают отдельные исторические документы. Так, он предложил вести сражения с калмыцкими полчищами, воору­жившись пушками и ружьями. Иначе поражений не избежать. А чтобы купить это вооружение, султаны и баи должны были просто-напросто раскошелиться. Не в бровь, а в глаз! Жадные богачи, безусловно, воспротивились, зашумели, не поддержали. В другой раз прозвучало от Айтеке-би предложение, что казахское войско должен возглавить не султан, как раньше было, а бесстрашный батыр из народа, который показал себя в бою смелостью, отвагой и полководческими способностями.

Как бы там ни было, то, что предлагал Айтеке-би, после ухода его из жизни все-таки воплотится. Главнокомандующим казахским войском, как известно, станет Абылхаир, а на смену древним копьям и стрелам придет более современное вооружение.

Еще до «Жеті жарғы» на просторах Великой степи, рассказывает эксперт-исследователь, были узаконены такие правовые отношения, как «кровь за кровь», «жизнь за жизнь». И Айтеке-би один из тех, кто предложил: чем проливать кровь по каждому поводу, забирать человеческую жизнь, оставляя семью без кормильца, не лучше ли за то или иное преступное деяние заставлять платить определенную дань – құн. Учел он и объем выплаты в случае, скажем, гибели неординарной личности, одаренного человека от рук злоумышленника.

Возник как-то спор: сын бая влюбился в красивую, умную, талантливую девушку, которая пела, играла на домбре. Однако ее сердце отвергло любовь молодого человека, и тот, разозлив­шись, спустил на нее своего беркута.

Хищную птицу сразу же привлек­ красный платок на голове – беркут вцепился насмерть. Спор возник из-за того, что влия­тельный бай не намерен был платить құн отцу-кедею погибшей девушки. Тогда обратились за справедливостью к Айтеке-би. И он принимает решение: убит человек – 1 құн. А коль убит талантливый человек – значит, плата возрастает вдвойне. Так Айтеке-би на чаше весов правосудия оценивал не только само совершенное деяние, его следствие и мотивы, но и качество человеческой души.

Предложение бия – вооружаться пушками и ружьями, а также из среды народа выбирать батыра-полководца, как уже отмечалось, не нашло должной поддержки у правящей элиты – султанов. И есть сведения, что Айтеке, обидевшись, добровольно покинул членство Ханского совета. Он сильно переживал. По прошествии времени, в 1700 году, скончался. Что стало причиной его смерти – болезнь, переживания или козни недругов – никто не знает.

Где нашли его погребение? В некрополе, где покоятся его деды и прадеды рода торткара – Сейиткул, Ораз-хаджи и другие. Подсказкой послужили те же устные народные предания, которые гласят, что великий Айтеке-би нашел покой рядом с прадедом. Поэтому найти место захоронения было не так сложно.

Чтобы помнили

Несмотря на запреты в годы советской власти, память народная о выдающихся степных деятелях прошлых столетий оказалась жива. В ходе раскопок могилы антрополог, доктор исторических наук, академик Оразак Исмагулов провел тщательные исследования и доказал, что останки в нем принадлежат ­Айтеке-би. Это было подтверждено в лаборатории имени Герасимова в Москве в ходе антропологической реконструкции.

На основе ее результатов была воссоздана внешность героя, и бюст знаменитого предка сегодня находится в историко-краеведческом музее края. Реа­лизации этого проекта в 2006 году, изысканию необходимых средств содействовал тогда Еркин Курманбек, бывший в те годы руководителем областного управления культуры.

Нередко Еркина Жолмырзаулы спрашивают: какая связь между актюбинским регионом и ­Айтеке-би, который, казалось бы, родился, жил и скончался в Узбекистане? Почему именно в Актобе будет воздвигнут в центре города первый и единственный в Казахстане памятник мудрецу, а в области его именем назовут район, станцию, улицы?

По словам эксперта, после смерти Айтеке-би большинство аулов рода торткара, расположившихся у подножья горы Нурата в Узбекистане, как и предлагал при жизни мудрый пророк, переехали на берега Сырдарьи. Такое предложение он выносил в свое время на ханский совет, объясняя это тем, что на новых землях есть немало мест, чтобы укрыться от врагов, а посему напасть неожиданно они уже не смогут.

Его потомки в 6–7-м поколении и родственники с давних пор плотно осели и в Актюбинской области – в бывших Карабутакском и Комсомольском районах. Они объединены и образуют большой район имени Айтеке-би. Отсюда и связь.

В 1700 году с кончиной бия, как говорят исследователи, его хотели похоронить в Туркестане рядом с могилой Казыбек-би. Но осуществить это не удалось, именно в тот момент пришла весть о готовящемся новом вражеском нашествии. Поэтому ­Айтеке-би был предан земле на родовом кладбище в Узбекистане.

Предложение бия о перекочевке казахов в долину Сырдарьи позже осуществил аманат, известный в народе Беккул аулие. Именно он руководил частью казахских племен, которые откочевали из Узбекистана. Могила Беккул аулие нынче расположена близ Актобе.

Чтобы не стерлась память о великом предке, чтобы нынешнее поколение лучше знало о человеке, стоявшем у истоков казахской государственности, Еркин Курманбек решил вести широкую пропагандистскую работу, возглавив Областной благотворительный фонд им. Айте­ке-би. Он объединил ученых, меценатов, потомков, проживаю­щих в регионе. Еще задолго до его работы в Карабутаке было проведено первое мероприятие, посвященное памяти Айтеке-би, на котором прямой потомок по родословной Салим Шинтасов и выступил с инициативой ­создать фонд.

– Люди мало знают о жизни и деятельности Айтеке-би. Поэтому фонд начал свою работу с проведения в школах, вузах, районах тематических конференций, – говорит Еркин Курманбек. – Сформировали команду ученых-экспертов. Так я стал айтекебеведом.

В скором времени Еркин Жолмырзаулы на заседании спе­циальной комиссии в облакимате поднимет вопрос о необходимос­ти открытия в Актобе памятника великому бию Младшего жуза. Его инициатива была поддержана.

Для осуществления проекта собрали архивный материал, привлекли известного скульптора Жениса Жубанкосова, изыскали средства. Изучили эскизы. Было решено установить памятник на площади перед городским акиматом. В декабре 2008 года в торжественной церемонии его открытия принял участие Карим Масимов (в то время Премьер-министр РК).

В истории республики подобный памятник в Актобе был установлен впервые. Потом появился в области и одноименный район. Все это – плод кропотливой работы фонда. Ежегодно он проводит ряд мероприятий разного формата, посвященных памяти Айтеке-би. Так, в январе – науч­но-практическую конференцию, в марте – международный турнир по қазақ күресі на приз имени бия, в октябре – турнир по волейболу между городами РК и РФ...

Недавно прошло еще одно важное мероприятие, посвященное 375-летию Айтеке-би, – открытый международный турнир по национальному виду спорта асык. Безусловно, их проведению активно содействуют представители общественности, меценаты, потомки Айтеке-би.

В Нуратинском районе Навоийской области Узбекистана на месте погребения Айтеке-би в 2009 году был построен великолепный мавзолей с прекрас­ным лазурным куполом. По словам Еркина Курманбека, на его возведение средства были изысканы также спонсорами и потомками великого бия из Казахстана. Узбекская сторона привлекла к строительству самых лучших зодчих.

В открытии мавзолея приняли участие народный писатель Абиш Кекилбаев, посол РК Заутбек Турисбеков, видные государственные и общественные деятели. На важном историческом событии побывала тогда и актюбинская делегация во главе с руководителем фонда. В дар тамошнему музею она преподнесла картину с изображением памятника ­Айтеке-би в Актобе.

О знаменитом бие Младшего жуза за последнее время появилось немало исследований, изданы книги, сборники. Но этого, считает Еркин Курманбек, недостаточно. Ведутся в большей степени научные изыс­кания – взгляд в историю той эпохи. Но остается мало изу­ченной другая сторона жизни великого предка, известного и как острослов, психолог, философ. Его высказывания давно стали крылатыми и «ушли» в народ, поэтому их сбор и сис­тематизация – тоже огромное поле деятельности.

Он был провидцем, мудрым дальновидным политиком. И эти его качества требуют отдельного исследования. То, что говорил Айтеке-би, и сегодня сочетается с реалиями жизни.

Популярное

Все
Лето – это маленькая жизнь
Четыре «золота» и курс на омоложение
«Кайрат» – чемпион!
Как совместить охоту и цивилизованное природопользование
Tengri Ultra: десять лет на тропах Великой степи
«Мы кочуем навстречу себе, Узнаваясь в другом…»
Готовим к профессиям будущего
Защитник Разума и Красоты
Танцы для тех, кто молод душой
Герои на все времена
Кто сыграет в полуфиналах Кубка Казахстана?
Как любовь к музыке в ансамбль привела
Ужас, какие милые
Закалили фронтовые дороги
Актуально и сто лет спустя
Воспитывать четвероногого надо с умом
Празднуют победу шабандозы Астаны
Петропавловск решает проблему дефицита детсадов
«Летает» лучше взрослых
В селе Кобетей закрутилась доильная карусель
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Будущее – за цифровыми активами
Семья – духовный код нации
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
В Байсеите родились герои Бреста
Подвиг на все времена
От брони до боеприпасов
Вася-казах
Токаев выразил соболезнования семье писателя Темирхана Медетбека
Маншук, Алия и Хиуаз увековечены в бронзе
9 Мая: Президент Казахстана прибыл на Красную площадь
«Мы с прошлым кровно связаны судьбой...»
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Великой Победы
Музей Бауыржана Момышулы открылся в Таразе
В Восточном Казахстане продолжают поисковую работу
В 1940-е Гурьевская область была на военном положении
40-градусная жара придет в Казахстан
Книгу о ветеране выпустили с помощью ИИ
В Акмолинской области открыли обновленный мемориал славы
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Как убивали Шерзата Болата
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам физической культуры и спорта, а также исключения излишней законодательной регламентации
Украина и США подписали меморандум к соглашению о полезных ископаемых
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Автомобилисты жалуются на километровые пробки в Алматинской области
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Указ Главы государства об освобождении от должности

Читайте также

Последний хан
Жизнь во имя народа
Свой Абай
Эра казахстанской космонавтики

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]