В первую очередь речь шла о гармонизации социального и трудового законодательства в сфере защиты прав, свобод и интересов граждан в условиях Евразийского экономического союза. Мероприятие стало результатом тесного сотрудничества ученых Казахстана и России в рамках научного проекта «Социальное партнерство в сфере социально-трудовых отношений в РК: теория, практика и перспективы», который осуществляется совместно с Северо-Кавказским институтом Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Как отметил декан юридического факультета КазНУ им. Аль-Фараби профессор Даулет Байдельдинов, политика государств в сфере трудового законодательства ЕАЭС должна иметь общие основы. Вполне очевидно, что в Евразийском экономическом союзе будут создаваться наднациональные корпорации, и чтобы этот процесс шел без перебоев, каждая страна должна обеспечить для него экономическую и правовую базы. Задача состоит в том, чтобы трудовые отношения способствовали развитию бизнеса и производства.
Заведующий кафедрой трудового права МГУ им. М. Ломоносова профессор Александр Куренной считает, что гармонизация законодательств в данной сфере расширит возможности не только для более свободной миграции трудовых ресурсов, но и, соответственно, их социальной защиты. Стоит отметить, что в России и Казахстане во многом схожее трудовое законодательство, в отличие от Беларуси, где основным работодателем пока выступает государство.
Александр Куренной напомнил слова Президента Казахстана о том, что создание ЕАЭС – это не реинкарнация СССР. Ученый считает: прежде чем принимать в данное объединение новых членов, важно просчитать, насколько это будет выгодно. Профессор также отметил, что при вступлении в международные организации важно взвесить все экономические и правовые последствия, которые появятся и при создании ЕАЭС. К примеру, при вступлении России в ВТО все говорили о политических выгодах, но никто не предполагал, что возникнут проблемы в правовых отношениях, подчеркнул ученый.
Член Конституционного совета РК профессор Виктор Малиновский рассказал о проводимой в Казахстане системной модернизации, о принципах социального партнерства.
«Главный смысл модернизации законодательства заключен в планомерной реализации социального потенциала нашей Конституции», – привел правовед слова Президента Казахстана. В центре Основного закона стоит человек созидательного труда. Так, в период экономического кризиса 2008–2009 годов именно государство и его органы на местах, реализуя принципы социального партнерства, стали активными гарантами не только сохранения, но и последовательного увеличения количества рабочих мест, обучения безработных и так далее.
Виктор Малиновский напомнил, что в 2009 году Конституционный совет закрепил принцип: по юридической силе решения международной организации, созданной на основе международных договоров, приравниваются к ратифицированным международным договорам и имеют приоритет перед национальным законодательством. Решения такой структуры и ее органов, образуемых в соответствии с договором РК, не могут противоречить Конституции Казахстана.
– Кроме того, мы постарались провести идею о необходимости соблюдения правовых гарантий для Казахстана при участии в международной организации, – сказал В. Малиновский.
Рассматривая трудовое законодательство стран – членов ТС, представитель Беларуси доцент Кирилл Томашевский также поддержал мнение о том, что принимать трудовой кодекс ЕАЭС не совсем правильно. Целесообразнее принять некие основы трудового законодательства.
– Создание единого рынка предполагает дальнейшее сближение законодательств в сфере труда, социального обеспечения, общие подходы к миграционной политике, – считает он.
По словам юриста, данная унификация сводится к приведению законодательства и права к единой системе. А гармонизация – это более мягкий способ сближения национальных законодательств и правовых систем, заключающийся в выработке общих подходов, моделей регулирования, допускающих определенные расхождения.
По мнению экспертов, основы трудового законодательства ЕАЭС призваны стать базовым правовым актом союза. Они должны иметь три основных критерия: соответствовать международным стандартам труда; исключать принципиальные отличия в правовом регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в странах ЕАЭС; предоставлять возможность сохранения национальных особенностей трудовых отношений.
Айгуль ТУРЫСБЕКОВА,
а[email protected]
Алматы