«Не верь глазам своим», – говаривал небезызвестный Козьма Прутков, возможно, предвидя, как нас будут обслуживать в магазинах.
Вот одна моя знакомая собственноручно разоблачила схему обмана покупателей. При перевесе масса расфасованного магазином печенья оказалась меньше заявленной на ценнике на 120 граммов!
Многие ли из нас перевешивают взвешенные магазином продукты? Кому-то некогда, а кто-то, как я, обнаружив недовес, просто постесняется устраивать скандал и молча вернет товар на полку. Большинство же сразу кладут товары в тележку и везут на кассу.
Впрочем, обвес – старая и заурядная проделка, кого ею удивишь? Сегодня в супермаркетах проделывают и более креативные фокусы.
Продавцы рассчитывают, что покупатели по внешнему виду не отличат, к примеру, «Молочную» колбасу от «Классической». Когда я на днях попросила показать батон, от которого отрезали фасованный кусочек деликатеса, моя дотошность была вознаграждена: выяснилось, что на ценнике был неверно указан не только сорт продукта, но и его производитель. Значит, и ценник «подкорректировали» в пользу магазина.
Конечно, мне пояснили: «Продавец просто ошибся, отрезал кусок от дешевой колбасы, а этикетку приклеил от дорогой. С кем не бывает?» Но, как говорится, сегодня случайность, завтра – закономерность. Если учесть, что крупные магазины ежедневно посещают сотни людей, сумма «ошибки» в пользу торгового заведения будет немаленькой.
Где же выход? Думаю, требовать от продавцов показать тот батон колбасы или сырный круг, от которого были отрезаны и взвешены кусочки. Так зачастую и выплывает, что на упаковке с фасованной частью продукта указано одно название, а на цельном – другое. Например, мне предлагали развесной кусочек сыра «Российский», а на самом деле его отрезали от сыра «Российский молодой», который дешевле.
В том-то и подвох фасовки продуктов магазинами: информация о товаре обычно предоставляется нам, потребителям, в неполном или искаженном виде. После того как вам в торговой точке отрезали кусочек сыра, колбасы или торта, хранить его можно гораздо меньше, чем нефасованный товар. Поэтому нужно тщательно следить за тем, чтобы на упаковке с расфасованным продуктом были прописаны наименование, срок годности и дата изготовления, указанная производителем. Невзирая на меленький шрифт!
Увеличить выручку за счет покупателя также можно, завысив вес товара. Мясную или рыбную продукцию делают тяжелее, «накачав» ее водой. В этом случае распознать мошенничество можно только дома на кухне.
Еще один вариант трюка – указать на ценнике непривычный человеку параметр, который он может просто «не считать». Например, если цены на овощи, фрукты или мясо обычно указываются за килограмм, не каждый обратит внимание на то, что в данном случае цена дана за 300 или 200 граммов.
Впрочем, и некоторые покупатели пытаются нажиться на фасовке. Благо, супермаркеты предоставляют им в этом деле большую самостоятельность.
Я стала замечать, как люди сами взвешивают на электронных весах пригоршню конфет, получают чек, наклеивают его на пакет, в который потом добавляют вторую (не взвешенную) пригоршню сладостей. Успех операции гарантирован 50 на 50: перевесит ли кассир «креатив» покупателя на своих весах или же за недостатком времени просто возьмет оплату.
А кто же покроет недостачу? Как ни печально, это будут добросовестные покупатели. Ведь цену на товар магазину придется поднять или же пойти другим путем: взвесить остатки продукта, уменьшив по сравнению с маркировкой массу в каждом пакетике. Выходит, ни магазин, ни покупатели друг другу не доверяют. А жаль, ведь отовариваться в магазинах самообслуживания гораздо выгоднее и интереснее, чем в обычных. Выход один – честными нужно быть не только продавцам, но и покупателям.