Наши предки – номады

2705
Дулат Молдабаев

Кто в детстве, используя каугу, не поил скотину? Этой кожаной бадьей черпали воду из колодца и наливали в широкие желоба, возле которых уже толпились овцы. И все с удовольствием смотрели на своих подопечных, с жаднос­тью утолявших жажду.

Эту картину я вспомнил, когда прочитал информацию Минис­терства сельского хозяйства о доступных заемных средствах для сельхозтоваропроизводителей по программам кредитования «Сыбаға» и «Алтын асық». Первый такой кредитный чек на закуп маточного поголовья КРС получил глава крестьянского хозяйства из Ерейментауского района Акмолинской области. Как сообщается, фермер планирует направить полученные более 23 млн тенге на приобретение скота для отгонно-пастбищного содержания, а также на закуп кормозаготовительной техники. Новая стратегия – прямая реализация поставленных Главой государства Нурсултаном Назарбаевым задач по наращиванию экспортного потенциала отечественных сельхозтоваропроизводителей и увеличению производительности труда в АПК.

И действительно, наши предки с лихвой обеспечивали себя продуктами животноводства, перегоняя табуны и отары для обмена к соседям. Известный специалист в сфере номадизма Олаф Каро восхищался тем, как кочевники умели обращаться с животными. Представитель англо-саксонской школы исследователей слыл непревзойденным экспертом в жизни кочевых племен, в том числе арабов, на территориях которых европейцы вели разработки неф­тегазовых месторождений и при этом хорошо ладили с местным населением.

Олаф Каро говорил о глубоких связях между пастухом и стадом: «Мир животных не может регулироваться только теориями потомства и окружающей среды. Механизированной системе сложно ухватить мысль кочевника-скотовода, который без опаски бросает 99 овец в степи и отправляется на поиски одной потерявшейся, находит ее, взваливает на плечи, несет домой и совершает воссоединение стада. В этом секрет животновода – животное не есть индивидуалист и всегда сторицей откликается на добро и заботу».

Критикуя методы советского животноводства, он отмечал, что «режим» не справился с задачей изучить искусство управления скотом: «В этих краях, будь то полупустыня, степь или высокогорье, с учетом всех вариаций по сезонам и высотам нарисована некая грань, за которой представляется тяжелым, если не невозможным для людей и животных, выживать, до тех пор, пока они не научатся жить в состоянии непрерывной перекочевки. Эти пастбища не дают длинной травы, пригодной для прокорма зимой, и не имеют орошаемых полей, на которых ее можно выращивать. Другими словами, самая правильная экономическая система для работы со скотом в данном клима­те – это номадизм в той или иной форме».

Территория номадов – это марш­руты перекочевок, соединявшие сезонные места выпаса скота, в зависимости от времени года, делившиеся на зимние – кыс­тау, весенние – коктеу, летние – жайляу и осенние – кузеу. Зимой скот пасли в зарослях камыша по берегам озер, в речных долинах и в горных ущельях, на южных склонах сопок, в местах, окруженных невысокими горами, и равнинных участках среди песчаных барханов. Весной перемещались туда, где раньше сходил снежный пок­ров. Летние пастбища выбирали в местах с богатым травостоем и пресной водой, обдуваемых прохладным ветерком, отпугивающим комаров. Кузеу же устраивали на обратном пути, поближе к зимовке. В сторону жайляу стада продвигались медленно, по мере распространения зеленых пространств все дальше на север, обратно же на зимовку степняки спешили добраться быстрей. Годами и десятилетия­ми такой порядок кочевания не изменялся, а места выпаса скота и маршруты перекочевок были строго определены.

Зимой спасала способность лошади самостоятельно добывать корм из-под снега, эти четвероногие друзья кочевников бьют тяжелыми копытами, раскапывая снег глубиной до 40 см, и кормятся травой, оставшейся под снежным настом. Таким образом они разрыхляли снег, и за ними на том же месте выпасали коров, верблюдов и овец. Казахские лошади и овцы стойко переносят холод и способны пастись зимой даже в сильные морозы. К тому же лошади, которых казахи не без оснований называют мудрыми животными, умеют разыскивать места, где снег сдувается ветром, и потому разгребаемый слой тоньше.

В таких условиях ведения хозяйства основным способом жизнедеятельности оставалось полукочевое скотоводство, поскольку в силу географических и климатических особенностей местности успешно плодить скот можно лишь при содержании его в течение года на подножном корму. Хотя на юге Казахстана по берегам таких полноводных рек, как Сырдарья, Шу, Талас, Арысь широкое распространение получило оседлое скотоводство.

В наших степях выгодней всего разводить лошадей, овец и верблюдов, там же, где возможно ведение оседлого хозяйства, распространены были крупный рогатый скот и козы. На просторах Казахстана разводили как табунных лошадей с длинным и широким туловищем и короткими ногами, способных к тебеневке, так и длинноногих скаковых лошадей. Пожалуй, не меньшим спросом в домашнем хозяйстве пользовались одногорбые и двугорбые верблюды, которые тоже могут круглый год оставаться под открытым небом.

Тучные стада овец были главным богатством степняка. А при благоприятных природно-климатических условиях это богатство умножалось, создавая прибавочный продукт. Наши предки разводили и крупных курдючных овец, и мелкую, тонкорунную породу. Степные овцы выносливы, способны легко переносить жару, холод и голод, давали много мяса, жира и шерсти. Лошади кочевников не отличались статью, были низкого роста, широкогрудые и покрытые длинной шерстью, но при этом очень хорошо приспособ­ленные к круглогодичному выпасу на открытых пространствах. Их отличали феноменальная выносливость, стремительный бег и большая сила. Казахские кони были способны совершать многочасовые пробеги, практически без отдыха и без корма преодолевая огромные расстояния. Помимо использования для верховой езды и сельскохозяйственных работ лошадь давала степняку мясо и кумыс.

Крупный рогатый скот не отличался высокими удоями. Тем не менее зажиточные кочевники нередко раздавали коров своим бедным сородичам на содержание, такой обычай назывался сауын. Обедневший степняк пользовался молоком этих коров, взамен обязуясь не только содержать их, но и вырастить приплод. Институт сауын получил широкое распространение, когда несколько голов скота обычно выдавались «в аренду» бедняку, а тот за это помогал пас­ти несметные табуны богатого родственника. По крайней мере, его дети получали молоко.

В казахском традиционном обществе существовало много обычаев, способствовавших взаи­моуважению родственников и добрососедству. Степняку во все времена было присуще сострадание и милосердие, выражавшиеся в готовности поделиться своим богатством, отдать определенную долю доходов той части общины, которая в силу разных причин оказалась обделенной, – одиноким старикам, инвалидам, вдовам и сиротам.

Популярное

Все
ТШО: устойчивое развитие, технологии и инклюзивность
Лювак для бодрости
Битвы за чемпионство, еврокубки и путевку в КПЛ
В Семее открылась художественная выставка «12–54»
Токаев поддержал достигнутое соглашение по сектору Газа
Жатва близка к завершению
Непревзойденный мастер слова
Ставка на искусственный интеллект
На службе у хлебной нивы
Медучреждения открылись в сельской местности
На сцене – «Любовь и голуби»
Казахстан вновь продлил запрет на вывоз газа и скота
Уроки истории
Плата за невнимательность высока
Распознать качество семян поможет QR-код
Опасные нюансы
Одно решение – десятки спасенных жизней
Новым локомотивам добавят мощности
Прогресс в школах – прогресс в государстве
Финансовый локомотив шымкентского бизнеса
Пенсионерам вход бесплатный
Треть урожая ушла под снег
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Чем может гордиться Темиртау?
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Пустующую площадку под мостом превратили в место досуга в Астане
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
День учителя отметили в Талдыкоргане
В Таразе открылся Дом культуры
На трассах ВКО в условиях снега и гололеда встали автомобили
Маленькая империя для больших начинаний
В Астане открылась выставка художника, обладающего самым громким именем в искусстве XX века
Регион делает ставку на туризм
Казахстан на пути от e-gov к AI-gov
В Кызылорде наблюдается ажиотаж вокруг матча «Ордабасы» - «Тобол»
Виноградные слезы
Глава государства принял гендиректора зарубежной компании в сфере ИИ
В Национальном музее проходит выставка «Дорога к храму», приуроченная к 70-летию художника Ерболата Толепбая
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Цифровая трансформация судебной системы
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Президент поблагодарил Головкина за возвращение бокса в олимпийскую «семью»
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
Правила проверки водителей на опьянение изменили в Казахстане

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]