Наследие Евгения Брусиловского

6181
Наталья КУРПЯКОВА
Судьба казахской культуры – моя судьба

Родился Евгений Брусиловский в 1905 году в Ростове-на-Дону. В 1922–1924 годах учился по классам фортепиано и композиции в Московской государственной консерватории им. П. Чайковского, затем поступил в Ленинградскую государственную консерваторию в класс композиции М. Штейнберга и окончил ее в 1931 году. Через два года Ленинградский союз композиторов командировал молодого музыканта, к тому времени автора двух симфоний и музыки к кинофильму "Возвращение Нейтана Беккера", в Алма-Ату.

– Если Александру Затаевичу мы обязаны сохранением лучших образцов казахского фольклора, то Евгению Брусиловскому – тем, что он раскрыл их духовный потенциал, возвысив их до уровня шедевров мировой музыкальной культуры, – считает филолог и музыковед, композитор, коллекционер, организатор единственного в республике музея грампластинок Наум Шафер. – Приехав в начале 30-х годов в Казахстан и изучив изумительный, колоритный казахский фольклор, он сочинил первые казахские оперы и симфонии, первые образцы в области камерной и вокальной музыки, проложил дорогу массовой песне, стал автором первого гимна Казахстана. Создал Союз композиторов Казахстана, был его первым председателем, основал кафедру композиции в Алма-Атинской консерватории.

Е. Брусиловский – автор опер "Кыз-Жибек" (1934), "Жалбыр" (1935), "Ер-Таргын" (1936), "Айман – Шолпан" (1938), "Золотое зерно" (1940), "Гвардия, вперед!" (1942), "Амангельды" (1945, соавтор М. Тулебаев), "Дударай" (1953), "Наследники" (1962), музыки к балету "Козы-Корпеш – Баян-сулу" (1967), кантаты "Советский Казахстан" (Сталинская премия, 1948), 9 симфоний, музыки Государственного гимна Казахской ССР (совместно с М. Тулебаевым, Л. Хамиди), концертов для фортепиано с оркестром, большого количества хоровых произведений, песен, романсов. "Все профессиональные композиторы Казахстана – это его ученики или ученики тех, кого он выпес­товал", – отмечает Наум Шафер. Среди знаменитых учеников Брусиловского – Б. Байкадамов, М. Тулебаев, Б. Ерзакович, К. Кужамьяров, Е. Рахмадиев, С. Мухамеджанов, а также Александр Зацепин, автор музыки ко многим популярным фильмам.
Делом жизни Евгения Брусиловского были собирание и запись казахских народных песен и кюев, их в его архиве более 250.

– Он обработал для голоса и фортепиано бесчисленное количество казахских народных песен, сделав их достоянием серьезной концертной эстрады. Создал свои собственные песни в казахском стиле, среди которых выделяются такие жемчужины, как "Две ласточки", "Сайра", "Шолпан", – рассказывает Наум Григорьевич.

Е. Брусиловский ценил профессио­нализм, но тем не менее считал, что главное в композиторском творчестве – это талант и общее культурное развитие. Плюс, разумеется, личностные душевные качества. Об этом он писал в своих "Пяти тетрадях", опубликованных в 1997 году в журнале "Простор": "Разве музыкальное образование делает композитора профессионалом? Разве композитор, окончивший консерваторию, не может быть дилетантом? И наконец, разве народный музыкант, всю жизнь посвятивший музыкальному творчеству и достигший высокого, виртуозного уровня игры на домбре и создавший великолепные образцы домбровой музыки, блистающие подлинным профессиональным мастерством и тонким пониманием оригинального жанра, – разве такой деятель является дилетантом?"

– Брусиловский был первым, кто взялся за реабилитацию имени гениального Курмангазы, – напоминает Наум Шафер. – Популярность музыки Курмангазы в наше время, присвое­ние его имени Алма-Атинской консерватории – одна из величайших заслуг Евгения Григорьевича. Кстати, Государственная премия Казахской ССР им. Курмангазы (1967) присуждена Брусиловскому за одноименную симфонию – "Курмангазы".

Науму Шаферу довелось общаться с Брусиловским. Он вспоминает: "В начале 50-х годов прошлого века мне выпало величайшее счастье общаться с Евгением Григорьевичем. В течение полутора лет я приносил ему домой на улицу Сталина (ныне проспект Абылай-хана, там сейчас установлена мемориальная доска) свои робкие композиторские опусы, и он, не считаясь со временем, кропотливо и совершенно бескорыстно занимался со мной. Одну из его открыток, посланных мне по почте, до сих пор бережно храню в своем домашнем архиве… Помню и то, как однажды он сказал мне: "Я вложил свою личную судьбу в судьбу казахской культуры…"

К столетию композитора Дом-музей грампластинок коллекционера Наума Шафера выпустил лазерный диск с песнями и романсами на музыку Евгения Брусиловского и казахскими народными песнями в его обработке. Теперь – новая работа.

Мчится гордый Боз-Айгыр

Евгений Брусиловский создал первые образцы казахской камерной музыки – великолепные фортепианные и скрипичные циклы. Сюита "Боз-Айгыр" стала украшением репертуара любого концертирующего скрипача. Это ценнейший вклад в историю отечественной камерно-инструментальной музыки.

Над сюитой для скрипки и фортепиано "Боз-Айгыр" ("Серый конь") композитор работал в промежутке между сочинением своей вершинной оперы "Дударай" и обдумыванием музыкальных тем для кинофильма "Дочь степей", то есть в 1953–1954 годы. В ее основе – кюй народного композитора Рахмета Аманбаева, который был записан Александром Затаевичем.

– Брусиловский же поставил перед собой цель трансформировать эту мелодию в разных ипостасях, но так, чтобы, не нарушая очарования народных истоков, выявить ярче ее многоцветность и внутренний потенциал. И вместе с тем обогатить казахскую профессиональную камерную музыку новым произведением, помогающим сформироваться национальной скрипичной школе, – объясняет Наум Шафер.

– "Боз-Айгыр" состоит из семи небольших частей. Вначале излагается оригинальная тема, пленяющая своей лирико-экспрессивной образ­ностью. Затем следуют вариации, как бы раскрывающие характер Тулпара, родившегося и выросшего в казахской степи. И вот здесь-то и оттеняется программный замысел композитора. Образ Серого коня – символ казахской степи, ее широкого раздолья, символ удалого джигита, для которого она предназначена. Но подлинная удаль обязательно должна сочетаться с глубокой душевностью и мечтательностью. Отсюда истоки следующей части – "Пейзаж", где лирическое раздумье вызвано не только волшебным простором степи, но и надеждой на счастливое время, когда будут осуществлены самые светлые чаяния народа. Озорное "Скерцо" словно усиливает бодрость духа. И не случайно оно переходит в "Танец", где скрипичная вальсовая мелодия ищет "примирения" с фортепианной партией. Драматический "Романс", написанный в типичном европейско-восточном стиле, впечатляет эмоциональной грацией, а при нарастании напряжения непременно ощущается и спасительная развязка.

К слову, этот номер часто исполняется вне сюиты – как самостоятельное произведение. Завершается произведение эффектным "Финалом" в виде симфонизированного кюя. Здесь и высокий драматический пафос, и компоненты широкой распевности, и живость темповых комбинаций, и отзвуки праздничного торжества. А в целом – ликующее созвучие контрастных тем и отсутствие сумрачности даже в самых драматических эпизодах, – делает блестящий анализ музыковед Н. Шафер.

Произведение исполнили Мадина Адамова (скрипка) и Ирина Батурина (фортепиано). Звукорежиссер – Евгений Рыкунов, дизайн диска – Юлия Шелкопляс.

20-летняя скрипачка Мадина Адамова сейчас совершенствует свое мас­терство в Германии, интересуется отечественным музыкальным искусством, стремится пропагандировать его за рубежом.

– Казахскую музыку Мадина воспринимает всей душой, поэтому она с таким увлечением и любовью приступила к интерпретации творения Евгения Брусиловского. Ее скрипка звучит с живописной выразительностью как в экспрессивных эпизодах, так и в глубоко лирических, – говорит Наум Шафер. – Помогает ей замечательная павлодарская пианистка Ирина Батурина, чье исполнительское искусство, чувство партнера позволяют слушателю восхищаться удивительной цель­ностью в трактовке музыкального произведения. В данном случае образовался прекрасный, гармоничный дуэт. Хочется надеяться, что эта трактовка сюиты "Боз-Айгыр" запомнится, а произведения Евгения Брусиловского еще долго будут радовать слушателей.

Популярное

Все
Зачем конкурсы, если победитель заранее известен?
К дальнейшему усилению гарантий независимости судей
Нерадивых недропользователей лишат лицензий в Туркестанской области
Посол США впечатлен работой казахстанских реставраторов
Чем будут кормить в школьных столовых?
В Астане почтили память легендарного Бауыржана Момышулы
У меня зазвонил телефон...
Учиться учитывать принципы гендерного равенства
Застраховать риски
Приоритеты и возможности казахско-корейского взаимодействия
В Таразе широко отметили 100-летие сатирика Шоны Смаханулы
С чего начинается «Родина»
Педагогов-ассистентов учат современным методикам работы с особенными детьми
Новейшие технологии как фактор высокого качества
Сила и ловкость в пожарном кроссфите
В шестой раз прошел театральный фестиваль «Алматинская осень»
Почувствуй себя флористом!
Экологичная упаковка завоевывает рынок
Современная геополитика – это история о связях и сотрудничестве
Особое внимание – редкоземельным
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
До золота рукой подать
Больничный теперь не подделаешь
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Кто и как охотится за нашими детьми?
Димаш Кудайберген выступил в Елисейском дворце
Движение ограничили на трассе в Карагандинской области
Осмысливая «Средний коридор»
Казахстанский борец возглавил мировой рейтинг UWW
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
Строительство завода будет возобновлено
На трассе Балхаш – Сарышаган задержали военного с крупной партией наркотиков
Адлет Барменкулов покидает пост президента КФФ
Чувство – главное оружие поэта
Санжар Адилов назначен заместителем министра внутренних дел РК
Успешные педагоги вдохновляют на успех
В Египте перевернулся автобус с туристами из Казахстана
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Реконструкция близится к завершению
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Засоряют Большой Алматинский канал
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Копить на знания
Особое внимание – редкоземельным
Современная геополитика – это история о связях и сотрудниче…
Новейшие технологии как фактор высокого качества

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]