– Итак, что же такое национальная безопасность сегодня и какие сферы являются наиболее уязвимыми для Казахстана?
– Законодательство Казахстана определяет понятие "национальная безопасность" как состояние защищенности национальных интересов от реальных и потенциальных угроз, обеспечивающее динамическое развитие человека и гражданина, общества и государства.
Поскольку совокупность национальных интересов затрагивает различные сферы жизнедеятельности, с точки зрения методологического обеспечения возникает необходимость условного разделения единой системы национальной безопасности на шесть основных видов – военную, общественную, политическую, экономическую, информационную, экологическую. Каждый из них имеет специфические особенности, проявляемые внутри Казахстана или на его внешнем контуре.
В повседневной практике государство в целом, его институты и даже отдельные граждане имеют дело с различными подвидами безопасности – например, энергетической, продовольственной, защитой от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Соответственно, многообразие угроз и опасных ситуаций, возможность их синергетического сложения, длительность воздействия и другие факторы требуют создания сложной, иерархически выстроенной системы безопасности.
И первое, что требуется, – обеспечить нормативное обеспечение, которое включает законодательные акты, стратегические (среди которых выделяется Стратегия национальной безопасности), концептуальные, доктринальные документы.
– Насколько видно, угрозы совершенно разные. А значит, в процессе национальной безопасности задействованы многие государственные структуры. Как выстраивается эта работа?
– Действительно, в обществе широко распространено мнение, что в организационно-исполнительном плане вопросы обеспечения безопасности относятся исключительно к компетенции так называемых силовых ведомств. Однако, учитывая широкий спектр потенциальных и реально существующих рисков, вызовов и угроз, к противодействию им в рамках закрепленных функций должны привлекаться все центральные государственные органы, а также местные представительные и исполнительные органы.
В связи с этим важной задачей является координация усилий всех структур, задействованных в обеспечении национальной безопасности, с целью оптимального использования их потенциалов, интеллектуальных и материальных ресурсов. В зависимости от характера угрозы построение сил и средств привлекаемых госорганов, их условная «иерархия», порядок применения могут существенно различаться. Так, при решении задач по обеспечению военной безопасности и отражению внешней агрессии ключевая роль принадлежит Министерству обороны.
При объявлении в стране мобилизации в состав Вооруженных сил будут входить другие войска и воинские формирования, включая части Национальной гвардии и Пограничной службы КНБ. В текущих условиях мирного времени эти структуры наряду со своим основным служебным предназначением отрабатывают на полигонах и в учебных центрах также и военные задачи, привлекаясь к оперативной и боевой подготовке по замыслам военного командования.
Готовность к вооруженной защите страны должны иметь и сугубо "гражданские" структуры – например, органы здравоохранения, компании в отраслях телекоммуникаций, транспорта, дорожного строительства и другие.
Деятельность госорганов по противодействию терроризму согласно законодательству координируется Комитетом национальной безопасности. Применительно к этой сфере КНБ имеет полномочия по привлечению к антитеррористическим мероприятиям сил и средств армии и полиции, других ведомств, причем как на центральном, так и на местном уровне.
На практике повседневную координацию в этой сфере осуществляет Антитеррористический центр Республики Казахстан, в составе которого представлены многие государственные, правоохранительные и специальные органы. В региональном звене созданы антитеррористические комиссии с участием руководства территориальных подразделений КНБ, возглавляемые соответствующими акимами.
В работе по профилактике, предупреждению и ликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций ключевую роль играет Комитет по ЧС, входящий в структуру Министерства внутренних дел. В реальных условиях, как это бывало в Казахстане при спасении людей и имущества от паводков, пожаров, снежных заносов, к спасательным операциям, кроме сил КЧС, привлекаются воинские части Вооруженных сил и Национальной гвардии, органы полиции, специализированные гражданские формирования местных исполнительных органов. При этом координирующая роль КЧС в подобных ситуациях закреплена законом.
– Надо полагать, есть определенные сценарии реагирования и на кризисы в экономике. Как в этом контексте приходится действовать, учитывая обязательства Казахстана в рамках интеграционных объединений? Есть ли возможность для защиты?
– При возникновении рисков и угроз экономической безопасности страны основная нагрузка ложится на финансово-экономические ведомства, которые вырабатывают стратегию и тактику действий в денежно-кредитной сфере, налоговой и тарифной политике, определяют меры по стимулированию экспорта и внутреннего потребления. Более того, для защиты внутреннего рынка и поддержки отечественных товаропроизводителей при необходимости могут быть применены специальные меры нетарифного регулирования. Однако в связи с членством Казахстана во Всемирной торговой организации и Евразийском экономическом союзе акцент должен делаться не на закрытости от внешнего мира, а на повышении качества, конкурентоспособности и ценовой привлекательности наших товаров и услуг. В этом плане важная роль принадлежит отраслевым министерствам – по инвестициям и развитию, энергетики, сельского хозяйства.
Особое место занимают вопросы экспортного контроля, которые, формально относясь к экономической сфере, в немалой степени имеют военно-политический характер. Необходимость строгого контроля над экспортом-импортом и транзитом через территорию страны оборонной продукции, товаров и услуг двойного назначения обусловлена приверженностью Казахстана принятым международным обязательствам в сфере нераспространения. К данной работе под руководством Министерства по инвестициям и развитию привлекаются МИД, Минобороны, таможенные и пограничные органы, а также другие профильные структуры в зависимости от конкретной номенклатуры перемещаемой продукции.
– На саммите ОДКБ в Душанбе недавно прозвучала информация о том, что в Центральной Азии появилось огромное количество информационных ресурсов, ориентированных на вербовку граждан в ряды террористических организаций. Достаточно ли просто закрывать эти сайты?
– По мере развития информационно-коммуникационных технологий госорганы, бизнес и отдельные граждане получают доступ к большому количеству электронных сервисов. Но мы видим, что эта прогрессивная тенденция содержит в себе риски от взлома и несанкционированного доступа к конфиденциальной информации до ее целенаправленного искажения и использования в криминальных целях.
Широкий доступ населения к глобальным информационным ресурсам и распространение социальных сетей привели не только к положительным результатам, но и, к сожалению, к угрозе массированной электронной пропаганды экстремистской идеологии. Поэтому комплексные меры по защите информационного пространства должны включать не только технические меры по блокировке противоправного контента, но и контрпропаганду, разоблачающую сущность экстремистских воззрений и призывов. Соответственно, к этой работе необходимо привлекать специалистов как технического, так и гуманитарного профиля, работающих по единому замыслу.
– Все это говорит о том, что работа должна быть комплексной…
– Безусловно. В этом контексте могу привести еще один убедительный пример, подтверждающий необходимость сложения усилий и четкой межведомственной координации. Речь идет об экологической безопасности. Как известно, на заседании Совета безопасности, состоявшемся 12 июня под председательством Главы государства, этот вопрос рассматривался в качестве основной темы.
Актуальность данной проблематики для Казахстана очевидна. Основными отраслями, влияющими на состояние окружающей среды и загрязняющими почву, поверхностные и подземные водные источники, атмосферный воздух, являются нефтегазовая, энергетическая, горно-металлургическая, транспортная, агропромышленная.
Темпы внедрения современных технологий пока не позволяют устранить их вредное воздействие в полном объеме. Для больших городов становится актуальной проблема сбора и переработки бытового мусора. Сохраняется негативное влияние «исторических загрязнений», оставшихся после ядерных испытаний, выработки месторождений, а также последствий разбора воды в бассейне Аральского моря.
Очевидно, что в решении задач по снижению экологических рисков и созданию благоприятной среды обитания должны участвовать не только многие госорганы, но и экспертное сообщество. Для координации этой деятельности распоряжением Главы государства создана межведомственная комиссия Совета безопасности по экологической безопасности под руководством Генеральной прокуратуры.
– Работа в сфере национальной безопасности постоянно совершенствуется. Ведь и мир не стоит на месте. Что делается, чтобы более полно и адекватно реагировать на современные вызовы?
– Для эффективного противодействия рискам, вызовам и угрозам национальной безопасности необходимо рационально использовать потенциал всей системы государственного управления. Чтобы достичь этого, требуются постоянное правовое и организационное совершенствование механизмов межведомственной координации, их практическая отработка в ходе совместных тренировок и учений.
Аппаратом Совета безопасности Республики Казахстан организованы непрерывный мониторинг состояния безопасности страны по всем названным направлениям, выявление и ранжирование факторов риска, подготовка предложений Главе государства по мерам реагирования. Наиболее важные и актуальные вопросы выносятся на заседания Совбеза или оперативные совещания под председательством Президента Республики Казахстан. Сформулированные по их итогам поручения являются обязательными для исполнения центральными и местными исполнительными органами.
Для повышения эффективности информационно-аналитической работы в сфере безопасности и уровня координации привлекаемых госорганов Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым в июне текущего года был существенно реформирован аппарат Совбеза. Данная мера позволила выстроить компактную организационную структуру, четко распределив полномочия и сферы ответственности между подразделениями.
Ожидается, что в результате проведенных преобразований вырастет качество подготовки мероприятий с участием Главы государства, усилится информационно-прогностическая поддержка принимаемых решений, в том числе за счет их предварительной проработки на межведомственном уровне. В результате будет обеспечен строгий контроль над исполнением поручений Президента Республики Казахстан и возглавляемого им Совета безопасности.