Национальная безопасность: комплексный подход

6514
Владимир ОСИПОВ
– Итак, что же такое национальная безопасность сегодня и какие сферы являются наиболее уязвимыми для Казахстана?

– Законодательство Казахстана определяет понятие "национальная безопасность" как состояние защищенности национальных интересов от реальных и потенциальных угроз, обеспечивающее динамическое развитие человека и гражданина, общества и государства.

Поскольку совокупность национальных интересов затрагивает различные сферы жизнедеятельности, с точки зрения методологического обеспечения возникает необходимость условного разделения единой системы национальной безопасности на шесть основных видов – военную, общественную, политическую, экономическую, информационную, экологическую. Каждый из них имеет специфические особенности, проявляемые внутри Казахстана или на его внешнем контуре.

В повседневной практике государство в целом, его институты и даже отдельные граждане имеют дело с различными подвидами безопасности – например, энергетической, продовольственной, защитой от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Соответственно, многообразие угроз и опасных ситуаций, возможность их синергетического сложения, длительность воздействия и другие факторы требуют создания сложной, иерархически выстроенной системы безопасности.

И первое, что требуется, – обеспечить нормативное обеспечение, которое включает законодательные акты, стратегические (среди которых выделяется Стратегия национальной безопасности), концептуальные, доктринальные документы.

– Насколько видно, угрозы совершенно разные. А значит, в процессе национальной безопасности задейст­вованы многие государственные структуры. Как выстраивается эта работа?

– Действительно, в обществе широко распространено мнение, что в организационно-исполнительном плане вопросы обеспечения безопас­ности относятся исключительно к компетенции так называемых силовых ведомств. Однако, учитывая широкий спектр потенциальных и реально существующих рисков, вызовов и угроз, к противодействию им в рамках закрепленных функций должны привлекаться все центральные государственные органы, а также местные представительные и исполнительные органы.

В связи с этим важной задачей является координация усилий всех структур, задействованных в обеспечении национальной безопасности, с целью оптимального использования их потенциалов, интеллектуальных и материальных ресурсов. В зависимос­ти от характера угрозы построе­ние сил и средств привлекаемых госорганов, их условная «иерархия», порядок применения могут существенно различаться. Так, при решении задач по обеспечению военной безопасности и отражению внешней агрессии ключевая роль принадлежит Министерству обороны.

При объявлении в стране мобилизации в состав Вооруженных сил будут входить другие войска и воинские формирования, включая части Национальной гвардии и Пограничной службы КНБ. В текущих условиях мирного времени эти структуры наряду со своим основным служебным предназначением отрабатывают на полигонах и в учебных центрах также и военные задачи, привлекаясь к оперативной и боевой подготовке по замыслам военного командования.

Готовность к вооруженной защите страны должны иметь и сугубо "граж­данские" структуры – например, органы здравоохранения, компании в отраслях телекоммуникаций, транспорта, дорожного строительства и другие.

Деятельность госорганов по противодействию терроризму согласно законодательству координируется Комитетом национальной безопаснос­ти. Применительно к этой сфере КНБ имеет полномочия по привлечению к антитеррористическим мероприятиям сил и средств армии и полиции, других ведомств, причем как на цент­ральном, так и на местном уровне.

На практике повседневную координацию в этой сфере осуществляет Антитеррористический центр Республики Казахстан, в составе которого представлены многие государственные, правоохранительные и специальные органы. В региональном звене созданы антитеррористические комиссии с участием руководства территориальных подразделений КНБ, возглавляемые соответствующими акимами.

В работе по профилактике, предуп­реждению и ликвидации последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций ключевую роль играет Комитет по ЧС, входящий в структуру Министерства внутренних дел. В реальных условиях, как это бывало в Казахстане при спасении людей и имущества от паводков, пожаров, снежных заносов, к спасательным операциям, кроме сил КЧС, привлекаются воинские части Вооруженных сил и Национальной гвардии, органы полиции, специализированные граж­данские формирования местных исполнительных органов. При этом координирующая роль КЧС в подобных ситуациях закреплена законом.

– Надо полагать, есть определенные сценарии реагирования и на кризисы в экономике. Как в этом контексте приходится действовать, учитывая обязательства Казахстана в рамках интеграционных объединений? Есть ли возможность для защиты?

– При возникновении рисков и угроз экономической безопасности страны основная нагрузка ложится на финансово-экономические ведомства, которые вырабатывают стратегию и тактику действий в денежно-кредитной сфере, налоговой и тарифной политике, определяют меры по стимулированию экспорта и внутреннего потребления. Более того, для защиты внутреннего рынка и поддержки отечественных товаропроизводителей при необходимости могут быть применены специальные меры нетарифного регулирования. Однако в связи с членством Казахстана во Всемирной торговой организации и Евразийском экономическом союзе акцент должен делаться не на закрытости от внешнего мира, а на повышении качества, конкурентоспособности и ценовой привлекательности наших товаров и услуг. В этом плане важная роль принадлежит отраслевым министерствам – по инвестициям и развитию, энергетики, сельского хозяйства.

Особое место занимают вопросы экспортного контроля, которые, формально относясь к экономической сфере, в немалой степени имеют военно-политический характер. Необходимость строгого контроля над экспортом-импортом и транзитом через территорию страны оборонной продукции, товаров и услуг двойного назначения обусловлена приверженностью Казахстана принятым международным обязательствам в сфере нераспространения. К данной работе под руководством Министерства по инвестициям и развитию привлекаются МИД, Минобороны, таможенные и пограничные органы, а также другие профильные структуры в зависимос­ти от конкретной номенклатуры перемещаемой продукции.

– На саммите ОДКБ в Душанбе недавно прозвучала информация о том, что в Центральной Азии появилось огромное количество информационных ресурсов, ориентированных на вербовку граждан в ряды террористических организаций. Достаточно ли просто закрывать эти сайты?

– По мере развития информационно-коммуникационных технологий госорганы, бизнес и отдельные граж­дане получают доступ к большому количеству электронных сервисов. Но мы видим, что эта прогрессивная тенденция содержит в себе риски от взлома и несанкционированного доступа к конфиденциальной информации до ее целенаправленного искажения и использования в криминальных целях.

Широкий доступ населения к глобальным информационным ресурсам и распространение социальных сетей привели не только к положительным результатам, но и, к сожалению, к угрозе массированной электронной пропаганды экстремистской идеологии. Поэтому комплексные меры по защите информационного пространства должны включать не только технические меры по блокировке противоправного контента, но и контрпропаганду, разоблачающую сущность экстремистских воззрений и призывов. Соответственно, к этой работе необходимо привлекать специалистов как технического, так и гуманитарного профиля, работающих по единому замыслу.

– Все это говорит о том, что работа должна быть комплексной…

– Безусловно. В этом контексте могу привести еще один убедительный пример, подтверждающий необходимость сложения усилий и четкой межведомственной координации. Речь идет об экологической безопас­ности. Как известно, на заседании Совета безопасности, состоявшемся 12 июня под председательством Главы государства, этот вопрос рассмат­ривался в качестве основной темы.

Актуальность данной проблематики для Казахстана очевидна. Основными отраслями, влияющими на состояние окружающей среды и загрязняющими почву, поверхностные и подземные водные источники, атмосферный воздух, являются нефтегазовая, энергетическая, горно-металлургическая, транспортная, агропромышленная.

Темпы внедрения современных технологий пока не позволяют устранить их вредное воздействие в полном объе­ме. Для больших городов становится актуальной проблема сбора и переработки бытового мусора. Сохраняется негативное влияние «исторических загрязнений», оставшихся после ядерных испытаний, выработки месторож­дений, а также последствий разбора воды в бассейне Аральского моря.

Очевидно, что в решении задач по снижению экологических рисков и созданию благоприятной среды оби­тания должны участвовать не только многие госорганы, но и экспертное сообщество. Для координации этой деятельности распоряжением Главы государства создана межведомственная комиссия Совета безопасности по экологической безопасности под руководством Генеральной прокуратуры.

– Работа в сфере национальной безопасности постоянно совершенствуется. Ведь и мир не стоит на месте. Что делается, чтобы более полно и адекватно реагировать на современные вызовы?

– Для эффективного противодействия рискам, вызовам и угрозам нацио­нальной безопасности необходимо рационально использовать потенциал всей системы государственного управления. Чтобы достичь этого, требуются постоянное правовое и организационное совершенствование механизмов межведомственной координации, их практическая отработка в ходе совместных тренировок и учений.

Аппаратом Совета безопасности Республики Казахстан организованы непрерывный мониторинг состояния безопасности страны по всем названным направлениям, выявление и ранжирование факторов риска, подготовка предложений Главе государства по мерам реагирования. Наиболее важные и актуальные воп­росы выносятся на заседания Совбеза или оперативные совещания под председательством Президента Республики Казахстан. Сформулированные по их итогам поручения являются обязательными для исполнения центральными и местными исполнительными органами.

Для повышения эффективности информационно-аналитической работы в сфере безопасности и уровня координации привлекаемых госорганов Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым в июне текущего года был существенно реформирован аппарат Совбеза. Данная мера позволила выстроить компактную организацион­ную структуру, четко распределив полномочия и сферы ответственности между подразделениями.

Ожидается, что в результате проведенных преобразований вырастет качество подготовки мероприятий с участием Главы государства, усилится информационно-прогностическая поддержка принимаемых решений, в том числе за счет их предварительной проработки на межведомственном уровне. В результате будет обеспечен строгий контроль над исполнением поручений Президента Республики Казахстан и возглавляемого им Совета безопасности.

Популярное

Все
Где производят самый вкусный кумыс в Казахстане
Туриста спустили с гор после 8 часов поиска
Сколько времени действует подарочный сертификат
Ущерб на 10 млрд тенге: крупную схему контрабанды товаров из Китая раскрыли в Алматы
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
Крупнейший лесной пожар бушует в США
Глава государства поздравил короля Бельгии
Британию атаковали полчища насекомых
В Петропавловске провели экопикник с мастер-классами
Камерная музыка лета: столичных меломанов приглашают на концерты
Казахстан ратифицировал Договор с Кыргызстаном о союзничестве
В Караганде подорожает проезд в автобусе
В Астане сгорел рынок «Big Шанхай»
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
Асфальтобетонный завод строят в Сатпаеве
Президент принял главу правления нацкомпании «QazaqGaz»
Первая газовая турбина доставлена на стройплощадку в Туркестанской области
Казахстанские школьники стали сильнейшими химиками планеты: 4 медали на МХО-2025
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства Республики Казахстан
Износ оказался отнюдь не критичным
Создание самостоятельных кассационных судов: на чем сосредоточится Верховный суд?
О погоде в Казахстане на 15-17 июля рассказали синоптики
Обама снимет комедийный сериал к 250-летию США
Амангельды Нугманов: Защита прав человека – ключевой ориентир в работе полиции
Сенатор Амангельды Нугманов ознакомился с инициативами в сфере высшего образования в Актобе
Больше квадратура – выше тариф
Минкультуры поздравило Алмагуль Батталиеву с победой на «Славянском базаре»
Алмагуль Батталиева завоевала Гран-при «Славянского базара» в Витебске
«Не спалось от красоты города»: группа IOWA восхитилась Астаной
Исполнитель Amre представит Казахстан на конкурсе «Интервидение - 2025»
Сенаторы обсудили с военными Жетысу реализацию закона о территориальной обороне
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон Республики Казахстан
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Из Рабочего поселка – в Париж
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Совбез ООН собрался на экстренное заседание
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Распоряжение Главы государства о назначении
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Назначен директор новой Службы КНБ
Глава государства ознакомился с деятельностью первой очереди ТЭЦ-3 Астаны

Читайте также

Работа для людей с ограниченными возможностями
Чеснок на экспорт
Изменить мир к лучшему
Укреплять интеллектуальный потенциал страны

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]