Два одноактных балета – «Туманы времени» и «Язык любви», представленные на сцене театра Astana Opera, можно назвать гимном красоте и совершенству. Они абсолютно разные по пластике, сценографии, тематике, но объединяет их общее чувство – восхищение. В одной постановке – это преклонение перед женщиной, в другой – упоение глубокой и мудрой поэзией.
Автор «Туманов времени» – хореограф из Китая Исян Чжан – передал свое восхищение женщинами, опираясь на древнюю китайскую философию, согласно которой женская природа сродни стихии «инь» и связана с двумя временами года – осенью и зимой. Вероятно, ему и самому непросто решить, что же в женщине его поражает больше всего: красота внешняя или душевная сила, способность в сложных ситуациях проявлять стойкость. Однако первая часть балета – «Осень» – была лаконичной и не столь продолжительной, как вторая – «Зима». Видимо, именно способность женщин преодолевать трудности, быть сильными в непростых обстоятельствах и была толчком для создания балета.
Одноактный балет «Язык любви», посвященный поэзии Абая Кунанбаева, нашел особый отклик в сердцах публики. Яркий, эмоциональный, он вобрал в себя множество технических приемов, балетмейстерских находок, которые его автор – главный режиссер театра «Астана-Балет» Мукарам Авахри – использовала, чтобы передать свое восхищение поэзией классика казахской литературы.
Постановка включает 8 композиций: «Озарение», «Сегiз аяк», «Времена года», «Көзімнің қарасы», «Той бастар», «Письмо Татьяны», «Мольба поэта», «Желсіз түнде...». Это не биографический балет, но поэзия, положенная в его основу, передает жизнь поэта. В этих восьми вариациях можно проследить земной путь творца: приход в мир и осознание божественного дара, связь с родной землей, которая дарит силы, нежные чувства к женщине, восторг от праздника и поиски родной души, осознание одиночества и понимание бесконечности и безграничности любви. В балете использована музыка современных композиторов – Р. Салаватова, К. Дженкинса, Х. Шангалиева, а также мелодии песен Абая. Рефреном в «Языке любви» звучала музыка одной из самых известных и любимых народом песен Абая «Көзімнің қарасы».
Обе постановки, несмотря на их различие, захватывают с первых движений. Мукарам Авахри и Исян Чжан использовали разнообразную, динамичную и выразительную хореографическую лексику, экспериментировали и творили. Происходящее на сцене производит такое глубокое впечатление, что остается в памяти и вызывает желание посмотреть балеты еще не раз.