Нередко хитроумные коммерсанты вывешивают в магазинах таблички о невозможности вернуть или обменять товар. Но насколько это законно?

5169
Валентина Мелехова, Костанайская область

Потребительские споры считаются самыми жаркими и зачастую, как показывает практика, заканчиваются не в пользу покупателей. Но это лишь оттого, что большинство не знает своих прав. А они, между прочим, защищены законом.

Фото: kazpravda.kz

Как часто вам приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда, уже расплатившись за товар, вы вдруг осознаете, что он вам по какой-то причине не подходит? Знакомо? И как быть? Кто-то лишь печально вздохнет и начнет пользоваться неудобной для него вещью, а кто-то попробует исправить ошибку и поспешит в магазин, чтобы вернуть или обменять ее.

Испытать фортуну решил и житель Костаная, который только дома обнаружил, что купленный им массажер для лица слишком мал. Однако в магазине бытовой техники на предложение принять покупку обратно и вернуть деньги он получил категоричное «нет». Продавец заявил: дескать, массажер для лица относится к гигиеническим товарам, а значит, ни обмену, ни возврату не подлежит…

Покупатель был вынужден обратиться за помощью в областной департамент по защите прав пот­ребителей. Там-то коммерсанту и разъяснили, что тот нарушил закон. В итоге покупателю вернули деньги за массажер, а предпринимателя оштрафовали.

Подобные нарушения караются весьма серьезными административными взысканиями: для субъек­тов малого предпринимательства предусмотрены штрафы в размере 20 МРП, среднего – 30 МРП, а крупного – 50 МРП.

Оказывается, есть всего лишь шесть категорий товаров, которые по закону действительно не подлежат обмену и возврату. К ним относятся лекарственные средства и медицинские изделия, нательное белье, чулочно-носочная продукция, животные и растения, сотовые телефоны, а также метражные товары: ткани, линолеум и прочее. Все остальное можно вернуть или обменять в течение 14 дней после совершения покупки. Однако для этого у покупателя должен быть чек, а изделие иметь товарный вид.

– Причем продавцы, торгующие товарами, не подлежащими обмену или возврату, при продаже обязаны предупреждать об этом покупателей. Не обязательно каж­дому говорить. Достаточно на видном месте повесить табличку, чтобы потребитель при покупке досконально изучил товар, внимательно подошел к выбору цвета, размера... Ведь если до него не довели эту информацию устно или письменно, он вправе на законных основаниях потребовать обмена или возврата. К тому же за непредоставление информации о товаре предприниматель может быть привлечен к ответственнос­ти в виде предупреждения или штрафа: для субъектов малого предпринимательства это шесть МРП, среднего – 10 МРП, крупного – 30 МРП, – разъяснил нормы закона руководитель Костанайского областного департамента торговли и защиты прав потребителей МТИ РК Мурзахан Ерканов.

Однако нередки и ситуации, когда хитроумные коммерсанты вывешивают таблички о невозможности вернуть или обменять товар, который по закону как раз таки подлежит такой процедуре. Это, конечно, незаконно, но... не наказуемо.

Так что покупателю нужно быть внимательным. Как и в случае, если в торговой точке, аптеке или салоне нет табличек с телефонами администрации, департамента по защите прав потребителей или же общественных объединений, то есть субъектов досудебного регулирования потребительского спора.

– При возникновении какой-либо проблемы потребитель не должен бегать по инстанциям в поисках правды. Он должен обратиться в первую очередь к предпринимателю или администратору. Если на этом уровне вопрос решить не удалось, сле­дует отправиться в общественное объединение, уполномоченный госорган, который имеет право принимать те или иные меры, предусмотренные законом, – пояс­нил Мурзахан Ерканов. – Анализ показал, что 95% субъектов предпринимательства, занимающихся торговлей или предоставлением услуг в Костанайской области, такую информацию для посетителей не вывешивают.

Это прямое нарушение законодательства, и за это предусмотрена административная ответственность: для субъектов мелкого предпринимательства размер штрафа составит 20 МРП, для среднего – 30 МРП, а для крупного – 50 МРП.

– Если потребитель снимет на видео, что, допустим, в каком-то магазине нет информации с телефонами представителей администрации, нашего департамента или же общественных объединений и вышлет нам, мы можем провести внеплановую проверку и привлечь к ответственности конкретную торговую точку. Просим потребителей быть бдительными и проявлять гражданскую позицию. Только так мы сможем дисциплинировать предпринимателей. Только при таком подходе сформируется культура цивилизованных взаимоотношений между покупателями и продавцами, – считает Мурзахан Ерканов.

Популярное

Все
Назад в будущее
Олжас Бектенов: Мы должны видеть практические результаты научных исследований
Как нам трансформировать АПК
Главный ориентир – эффективное правосудие
Криминал уходит в «цифру»
Дорога к знаниям открыта!
В межгосударственных отношениях все вопросы важны
Экологическое «нездоровье» подтверждено наукой
В добрый путь, «Айналайын»!
Рыбная среда
Подиум для равных
Проблему нехватки пастбищ решает возврат земель
Жителей Темиртау напугало видео с разгуливающим тигром
Триумфальный «Экспромт» и неудержимый «Тумар»
Офтейк-контракты повышают конкурентоспособность
Дмитрий набирает форму
Переход на единый часовой пояс основан на множестве факторов
Из незаконного оборота изъято более пяти тонн запрещенных веществ
Тридцать детей с аутизмом будут заниматься велоспортом
Деньги любят счет
К дальнейшему усилению гарантий независимости судей
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Какие изменения в области дорожного движения хотят ввести в Казахстане
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
Люксовые авто, элитная недвижимость – главу благотворительного фонда подозревают в хищении 1,5 млрд тенге
Нерадивых недропользователей лишат лицензий в Туркестанской области
Чем будут кормить в школьных столовых?
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Казахстан присоединился к декларации о трехкратном увеличении атомной энергетики к 2050 году
Зачем конкурсы, если победитель заранее известен?
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Кызылординский рис: от поля до стола
Общественный контроль не помешает
Дружба – мотив серьезный
Год большой работы и серьезных наград
Приоритеты и возможности казахско-корейского взаимодействия
Эволюционирует «ныряющая» нить
С чего начинается «Родина»
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Еще одно непьющее село появилось на карте СКО
Алматинке удалось вернуть деньги за некачественный онлайн-к…
Сколько дней казахстанцы отдохнут на новогодние праздники
Генетические тесты: гадание или наука

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]