Нередко хитроумные коммерсанты вывешивают в магазинах таблички о невозможности вернуть или обменять товар. Но насколько это законно?

5958
Валентина Мелехова, Костанайская область

Потребительские споры считаются самыми жаркими и зачастую, как показывает практика, заканчиваются не в пользу покупателей. Но это лишь оттого, что большинство не знает своих прав. А они, между прочим, защищены законом.

Фото: kazpravda.kz

Как часто вам приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда, уже расплатившись за товар, вы вдруг осознаете, что он вам по какой-то причине не подходит? Знакомо? И как быть? Кто-то лишь печально вздохнет и начнет пользоваться неудобной для него вещью, а кто-то попробует исправить ошибку и поспешит в магазин, чтобы вернуть или обменять ее.

Испытать фортуну решил и житель Костаная, который только дома обнаружил, что купленный им массажер для лица слишком мал. Однако в магазине бытовой техники на предложение принять покупку обратно и вернуть деньги он получил категоричное «нет». Продавец заявил: дескать, массажер для лица относится к гигиеническим товарам, а значит, ни обмену, ни возврату не подлежит…

Покупатель был вынужден обратиться за помощью в областной департамент по защите прав пот­ребителей. Там-то коммерсанту и разъяснили, что тот нарушил закон. В итоге покупателю вернули деньги за массажер, а предпринимателя оштрафовали.

Подобные нарушения караются весьма серьезными административными взысканиями: для субъек­тов малого предпринимательства предусмотрены штрафы в размере 20 МРП, среднего – 30 МРП, а крупного – 50 МРП.

Оказывается, есть всего лишь шесть категорий товаров, которые по закону действительно не подлежат обмену и возврату. К ним относятся лекарственные средства и медицинские изделия, нательное белье, чулочно-носочная продукция, животные и растения, сотовые телефоны, а также метражные товары: ткани, линолеум и прочее. Все остальное можно вернуть или обменять в течение 14 дней после совершения покупки. Однако для этого у покупателя должен быть чек, а изделие иметь товарный вид.

– Причем продавцы, торгующие товарами, не подлежащими обмену или возврату, при продаже обязаны предупреждать об этом покупателей. Не обязательно каж­дому говорить. Достаточно на видном месте повесить табличку, чтобы потребитель при покупке досконально изучил товар, внимательно подошел к выбору цвета, размера... Ведь если до него не довели эту информацию устно или письменно, он вправе на законных основаниях потребовать обмена или возврата. К тому же за непредоставление информации о товаре предприниматель может быть привлечен к ответственнос­ти в виде предупреждения или штрафа: для субъектов малого предпринимательства это шесть МРП, среднего – 10 МРП, крупного – 30 МРП, – разъяснил нормы закона руководитель Костанайского областного департамента торговли и защиты прав потребителей МТИ РК Мурзахан Ерканов.

Однако нередки и ситуации, когда хитроумные коммерсанты вывешивают таблички о невозможности вернуть или обменять товар, который по закону как раз таки подлежит такой процедуре. Это, конечно, незаконно, но... не наказуемо.

Так что покупателю нужно быть внимательным. Как и в случае, если в торговой точке, аптеке или салоне нет табличек с телефонами администрации, департамента по защите прав потребителей или же общественных объединений, то есть субъектов досудебного регулирования потребительского спора.

– При возникновении какой-либо проблемы потребитель не должен бегать по инстанциям в поисках правды. Он должен обратиться в первую очередь к предпринимателю или администратору. Если на этом уровне вопрос решить не удалось, сле­дует отправиться в общественное объединение, уполномоченный госорган, который имеет право принимать те или иные меры, предусмотренные законом, – пояс­нил Мурзахан Ерканов. – Анализ показал, что 95% субъектов предпринимательства, занимающихся торговлей или предоставлением услуг в Костанайской области, такую информацию для посетителей не вывешивают.

Это прямое нарушение законодательства, и за это предусмотрена административная ответственность: для субъектов мелкого предпринимательства размер штрафа составит 20 МРП, для среднего – 30 МРП, а для крупного – 50 МРП.

– Если потребитель снимет на видео, что, допустим, в каком-то магазине нет информации с телефонами представителей администрации, нашего департамента или же общественных объединений и вышлет нам, мы можем провести внеплановую проверку и привлечь к ответственности конкретную торговую точку. Просим потребителей быть бдительными и проявлять гражданскую позицию. Только так мы сможем дисциплинировать предпринимателей. Только при таком подходе сформируется культура цивилизованных взаимоотношений между покупателями и продавцами, – считает Мурзахан Ерканов.

Популярное

Все
В Байсеите родились герои Бреста
«Мы с прошлым кровно связаны судьбой...»
От брони до боеприпасов
Вася-казах
Подвиг на все времена
Книгу о ветеране выпустили с помощью ИИ
В 1940-е Гурьевская область была на военном положении
Защищали Отечество, спасая раненых
Имя казахстанца увековечили на Орловщине
Детство, опаленное войной
Спасибо, ветераны, за Победу!
Диорама расскажет о былом
В Семее открылась выставка «Ерлік – елге мұра, ұрпаққа ұран»
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Великой Победы
Они освобождали Европу
Отцу не было и восемнадцати
Ищем ровесников следы…
Незабываемые огненные годы
На медицинской передовой
Забота о ветеранах – приоритет социальной политики государства
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
США и Украина подписали соглашение о природных ресурсах
Какие национальности проживают в Казахстане
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
На Землю падает советская межпланетная станция «Космос-482»
Израиль запросил международную помощь в тушении лесных пожаров
Поэты Карагандинской области презентовали в Астане альманах «Летят по небу журавли Победы»
Актау станет международным курортом
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
Дату последнего звонка перенесли в школах Казахстана
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Как будут работать ЦОНы и спецЦОНы в праздничные дни мая
Школьники реконструировали историю освобождения концлагеря
Краснокнижный снежный барс вновь попал в объектив фотоловушки на Алтае
Американец в течение 18 лет вкалывал себе яд змей
Праздник музыки: более 30 мероприятий пройдет в рамках международного фестиваля «Опералия»
Трамп уволил советника по национальной безопасности Майка Уолтца
Современные технологии для защиты от паводков применяют в СКО
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Около 2 тысяч казахстанцев получили спецвыплату за вредные условия труда
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Полководец. Писатель. Патриот
Правительство определилось с суммой порога по НДС, и это не 15 миллионов
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Боевой путь пулеметчика

Читайте также

TurkісSkills-2025: первый чемпионат профмастерства пройдет …
Они освобождали Европу
В Минобороны обратились к казахстанцам
КНБ сделал заявление о фейке в соцсетях

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]