Нередко хитроумные коммерсанты вывешивают в магазинах таблички о невозможности вернуть или обменять товар. Но насколько это законно?

5318
Валентина Мелехова, Костанайская область

Потребительские споры считаются самыми жаркими и зачастую, как показывает практика, заканчиваются не в пользу покупателей. Но это лишь оттого, что большинство не знает своих прав. А они, между прочим, защищены законом.

Фото: kazpravda.kz

Как часто вам приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда, уже расплатившись за товар, вы вдруг осознаете, что он вам по какой-то причине не подходит? Знакомо? И как быть? Кто-то лишь печально вздохнет и начнет пользоваться неудобной для него вещью, а кто-то попробует исправить ошибку и поспешит в магазин, чтобы вернуть или обменять ее.

Испытать фортуну решил и житель Костаная, который только дома обнаружил, что купленный им массажер для лица слишком мал. Однако в магазине бытовой техники на предложение принять покупку обратно и вернуть деньги он получил категоричное «нет». Продавец заявил: дескать, массажер для лица относится к гигиеническим товарам, а значит, ни обмену, ни возврату не подлежит…

Покупатель был вынужден обратиться за помощью в областной департамент по защите прав пот­ребителей. Там-то коммерсанту и разъяснили, что тот нарушил закон. В итоге покупателю вернули деньги за массажер, а предпринимателя оштрафовали.

Подобные нарушения караются весьма серьезными административными взысканиями: для субъек­тов малого предпринимательства предусмотрены штрафы в размере 20 МРП, среднего – 30 МРП, а крупного – 50 МРП.

Оказывается, есть всего лишь шесть категорий товаров, которые по закону действительно не подлежат обмену и возврату. К ним относятся лекарственные средства и медицинские изделия, нательное белье, чулочно-носочная продукция, животные и растения, сотовые телефоны, а также метражные товары: ткани, линолеум и прочее. Все остальное можно вернуть или обменять в течение 14 дней после совершения покупки. Однако для этого у покупателя должен быть чек, а изделие иметь товарный вид.

– Причем продавцы, торгующие товарами, не подлежащими обмену или возврату, при продаже обязаны предупреждать об этом покупателей. Не обязательно каж­дому говорить. Достаточно на видном месте повесить табличку, чтобы потребитель при покупке досконально изучил товар, внимательно подошел к выбору цвета, размера... Ведь если до него не довели эту информацию устно или письменно, он вправе на законных основаниях потребовать обмена или возврата. К тому же за непредоставление информации о товаре предприниматель может быть привлечен к ответственнос­ти в виде предупреждения или штрафа: для субъектов малого предпринимательства это шесть МРП, среднего – 10 МРП, крупного – 30 МРП, – разъяснил нормы закона руководитель Костанайского областного департамента торговли и защиты прав потребителей МТИ РК Мурзахан Ерканов.

Однако нередки и ситуации, когда хитроумные коммерсанты вывешивают таблички о невозможности вернуть или обменять товар, который по закону как раз таки подлежит такой процедуре. Это, конечно, незаконно, но... не наказуемо.

Так что покупателю нужно быть внимательным. Как и в случае, если в торговой точке, аптеке или салоне нет табличек с телефонами администрации, департамента по защите прав потребителей или же общественных объединений, то есть субъектов досудебного регулирования потребительского спора.

– При возникновении какой-либо проблемы потребитель не должен бегать по инстанциям в поисках правды. Он должен обратиться в первую очередь к предпринимателю или администратору. Если на этом уровне вопрос решить не удалось, сле­дует отправиться в общественное объединение, уполномоченный госорган, который имеет право принимать те или иные меры, предусмотренные законом, – пояс­нил Мурзахан Ерканов. – Анализ показал, что 95% субъектов предпринимательства, занимающихся торговлей или предоставлением услуг в Костанайской области, такую информацию для посетителей не вывешивают.

Это прямое нарушение законодательства, и за это предусмотрена административная ответственность: для субъектов мелкого предпринимательства размер штрафа составит 20 МРП, для среднего – 30 МРП, а для крупного – 50 МРП.

– Если потребитель снимет на видео, что, допустим, в каком-то магазине нет информации с телефонами представителей администрации, нашего департамента или же общественных объединений и вышлет нам, мы можем провести внеплановую проверку и привлечь к ответственности конкретную торговую точку. Просим потребителей быть бдительными и проявлять гражданскую позицию. Только так мы сможем дисциплинировать предпринимателей. Только при таком подходе сформируется культура цивилизованных взаимоотношений между покупателями и продавцами, – считает Мурзахан Ерканов.

Популярное

Все
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
Усик победил Фьюри и сохранил звание абсолютного чемпиона
Свыше 1,2 тыс. единиц спецтехники убирают снег в Астане ночью
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Время выбрало нас
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Столп национальной духовности
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Новогодняя ёлка зажглась в южной столице
«Казахмыс» объявил о завершении переговоров с бастовавшими …
В Казахмысе сделали заявление по ситуации на предприятиях к…
Около 6 тысяч ДТП зарегистрировано с начала года в Алматы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]