Нередко хитроумные коммерсанты вывешивают в магазинах таблички о невозможности вернуть или обменять товар. Но насколько это законно?

6138
Валентина Мелехова, Костанайская область

Потребительские споры считаются самыми жаркими и зачастую, как показывает практика, заканчиваются не в пользу покупателей. Но это лишь оттого, что большинство не знает своих прав. А они, между прочим, защищены законом.

Фото: kazpravda.kz

Как часто вам приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда, уже расплатившись за товар, вы вдруг осознаете, что он вам по какой-то причине не подходит? Знакомо? И как быть? Кто-то лишь печально вздохнет и начнет пользоваться неудобной для него вещью, а кто-то попробует исправить ошибку и поспешит в магазин, чтобы вернуть или обменять ее.

Испытать фортуну решил и житель Костаная, который только дома обнаружил, что купленный им массажер для лица слишком мал. Однако в магазине бытовой техники на предложение принять покупку обратно и вернуть деньги он получил категоричное «нет». Продавец заявил: дескать, массажер для лица относится к гигиеническим товарам, а значит, ни обмену, ни возврату не подлежит…

Покупатель был вынужден обратиться за помощью в областной департамент по защите прав пот­ребителей. Там-то коммерсанту и разъяснили, что тот нарушил закон. В итоге покупателю вернули деньги за массажер, а предпринимателя оштрафовали.

Подобные нарушения караются весьма серьезными административными взысканиями: для субъек­тов малого предпринимательства предусмотрены штрафы в размере 20 МРП, среднего – 30 МРП, а крупного – 50 МРП.

Оказывается, есть всего лишь шесть категорий товаров, которые по закону действительно не подлежат обмену и возврату. К ним относятся лекарственные средства и медицинские изделия, нательное белье, чулочно-носочная продукция, животные и растения, сотовые телефоны, а также метражные товары: ткани, линолеум и прочее. Все остальное можно вернуть или обменять в течение 14 дней после совершения покупки. Однако для этого у покупателя должен быть чек, а изделие иметь товарный вид.

– Причем продавцы, торгующие товарами, не подлежащими обмену или возврату, при продаже обязаны предупреждать об этом покупателей. Не обязательно каж­дому говорить. Достаточно на видном месте повесить табличку, чтобы потребитель при покупке досконально изучил товар, внимательно подошел к выбору цвета, размера... Ведь если до него не довели эту информацию устно или письменно, он вправе на законных основаниях потребовать обмена или возврата. К тому же за непредоставление информации о товаре предприниматель может быть привлечен к ответственнос­ти в виде предупреждения или штрафа: для субъектов малого предпринимательства это шесть МРП, среднего – 10 МРП, крупного – 30 МРП, – разъяснил нормы закона руководитель Костанайского областного департамента торговли и защиты прав потребителей МТИ РК Мурзахан Ерканов.

Однако нередки и ситуации, когда хитроумные коммерсанты вывешивают таблички о невозможности вернуть или обменять товар, который по закону как раз таки подлежит такой процедуре. Это, конечно, незаконно, но... не наказуемо.

Так что покупателю нужно быть внимательным. Как и в случае, если в торговой точке, аптеке или салоне нет табличек с телефонами администрации, департамента по защите прав потребителей или же общественных объединений, то есть субъектов досудебного регулирования потребительского спора.

– При возникновении какой-либо проблемы потребитель не должен бегать по инстанциям в поисках правды. Он должен обратиться в первую очередь к предпринимателю или администратору. Если на этом уровне вопрос решить не удалось, сле­дует отправиться в общественное объединение, уполномоченный госорган, который имеет право принимать те или иные меры, предусмотренные законом, – пояс­нил Мурзахан Ерканов. – Анализ показал, что 95% субъектов предпринимательства, занимающихся торговлей или предоставлением услуг в Костанайской области, такую информацию для посетителей не вывешивают.

Это прямое нарушение законодательства, и за это предусмотрена административная ответственность: для субъектов мелкого предпринимательства размер штрафа составит 20 МРП, для среднего – 30 МРП, а для крупного – 50 МРП.

– Если потребитель снимет на видео, что, допустим, в каком-то магазине нет информации с телефонами представителей администрации, нашего департамента или же общественных объединений и вышлет нам, мы можем провести внеплановую проверку и привлечь к ответственности конкретную торговую точку. Просим потребителей быть бдительными и проявлять гражданскую позицию. Только так мы сможем дисциплинировать предпринимателей. Только при таком подходе сформируется культура цивилизованных взаимоотношений между покупателями и продавцами, – считает Мурзахан Ерканов.

Популярное

Все
Пресечена деятельность ряда финансовых пирамид в Алматинской области
Прикоснуться к космосу… на земле
ЦА и Китай выводят сотрудничество на новый уровень
Консолидация и институциональное лидерство
Между уголовным и административным правом
Тот самый вкус детства
Опора единства и преемственности
Взаимодействие без условий
Село – опора устойчивого развития и продовольственной безопасности
Учителя повышают квалификацию за рубежом
Состоялся форум «Рабочие профессии: вызовы и пути развития»
Арыки возвращаются
Угольщиков обяжут участвовать в углехимических проектах
Начат экспорт пшеницы во Вьетнам
Трансформатор не вынесет двоих…
Благополучие в каждом гектаре
Господдержка бизнеса: от точечных мер к комплексному подходу
Ашимбаев в авторской статье рассказал об ответе Токаева на кризис идентичности в 21 веке
Добро пожаловать на Казахстанский Алтай!
Однако воз и ныне там, и пахнет скверно
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Под сенью Вечно Синего Неба
ИИ управляет природными рисками
Токаев провел встречу со спикерами парламентов стран – участниц ТюркПА
Госаудит выявил нарушения на всех этапах процесса обеспечения лекарствами
Атомная энергетика: реалии и перспективы
Выступление у озера Копа
Международная летняя онлайн-школа стартовала в Шымкенте
Президент Казахстана выразил соболезнование Премьеру Индии
Молочный флагман республики
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
В Актобе празднуют 100-летие Алии Молдагуловой
Возобновляется пожарный контроль при вводе в эксплуатацию объектов высотой более 28 метров
Зов предков: башкирская группа Ay Yola выпустила новый клип
Евразийский фонд стабилизации и развития отказывается от доллара и евро
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
Здесь будут растить казахстанских Пеле
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Назначен новый министр обороны Казахстана
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Цифровая трансформация транспорта – путь к экономическому росту
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве

Читайте также

«Сокол» расправил крылья
В Уральске открылся штаб «Дала қырандары».
В поисках приюта для пожилых людей
Карин провел заседание Комиссии по присуждению госпремий

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]