Кентавр, табунщик, высокомерный верблюд, пасущиеся на степном раздолье барашки открывают свои секреты ребятам, которые могут видеть только… пальцами, включая, как фонарик, собственное сердце. «Глазами» незрячих и слабовидящих детей стали экскурсоводы, педагоги, мамы и бабушки, а также скульптор, член Союза художников Казахстана Еркинбек Есимов. Еркинбек Сатыбалдинович отвечал на вопросы, увлекательно рассказал ребятам о своих работах «Верблюд-аул» и «Верблюд высокомерный», объяснил, почему этого представителя животного мира называют «кораблем пустыни» и за что его ценят.
По словам руководителя службы экскурсионной работы и музейной педагогики Национального музея Жанар Беисовой, подобная выставка проводится впервые, но будут и другие. Главное – помочь посетителям с инвалидностью приобщиться к культурным ценностям, расширить кругозор, дать толчок развитию воображения, творческих способностей, предоставить интересный досуг.
– Для незрячего человека «посмотреть» – значит потрогать, прикоснуться. Выставка «Связи и чувства» в прямом и переносном смысле позволяет сделать это. Через осязание ребята ознакомились со скульптурами авторов из Казахстана и стран СНГ Еркинбека Есимова, Юрия Буштрука, Сергея Санакоева и других. Важно и то, что этикетаж набран шрифтом Брайля. Для слабослышащих посетителей обзор выставки сопровождается сурдопереводом, – отметила Жанар Беисова.
Рады за своих подопечных заместитель директора по коррекционным классам Жандос Мыктыбек и тифлопедагог Сауле Сагимбаева из школы-гимназии № 10 столицы. По их мнению, подобные проекты способствуют формированию основ художественной культуры, воспитанию у детей чувств изумления, восхищения, радости.
На этой выставке прикасаться к экспонатам разрешается! И есть что-то символическое в том, что первой стала выставка именно миниатюрной скульптуры. Авторы работ отдали тепло своих рук произведениям, и его сполна ощутили мальчишки и девчонки, лишенные зрения, но не чувства прекрасного.
– Представьте верблюда, а потом зеленый луг, где пасутся лошади, – говорит экскурсовод Аягоз Назымбетова. – Вы это сделаете без труда. А человек, лишенный зрения, испытает затруднения. Я очень ответственно и с волнением готовилась к встрече с ребятами. Ведь то, что у верблюда 2 горба, трава зеленая, а снег белый, ученики из коррекционных классов знают абстрактно. И мне хотелось расширить горизонты их знаний и понимания. Рада, что нашим юным посетителям выставка понравилась.
Важно и то, что она стала уроком доброты для обычных посетителей. Именно на это обратила внимание Айман Садвакасова, которая привела на вернисаж своих детей специально, чтобы те увидели, насколько сложно бывает слепым людям.
– Теперь они лучше будут понимать и свою слабовидящую аже, внимательнее к ней относиться, – уверена Айман.
– Спасибо Национальному музею за такую выставку! – не скрывала волнения Айжан Сатыбалды, мама слепоглухого мальчика, для которого посещение музея стало праздником. – Это счастье! Хорошо, что в музее есть кружок «Живопись и графика», где могут заниматься дети с особыми потребностями. Здесь они чувствуют себя комфортно. И шаг за шагом учатся понимать искусство.
Как отметила координатор социально ориентированного проекта «Мейрім» Зухра Баянова, выставка продлится до конца месяца, и ее смогут посетить не только незрячие и слабовидящие, но и люди с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, синдромом Дауна...
– Проект «Мейрім» существует в музее второй год, – отметила Зухра Баянова. – Мы работаем с посетителями с разной инвалидностью. Не будут забыты пенсионеры и воспитанники детских домов, школ-интернатов. Для таких выставок, музейных уроков, образовательных мероприятий, программ арт-терапии в музее выделен специальный зал. Готовятся тактильные копии экспонатов, устанавливается тифлокомментарий.
– Наших детей, – призналась одна из мам, – называют по-разному: слабовидящие и тотально слепые, незрячие и с нарушениями зрения, дети с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями. Не люблю этих определений. Для меня они просто дети – милые, неугомонные, шаловливые, любопытные. И к каждому нужен свой подход. Одного пожалеть, другому посочувствовать, третьего похвалить. И очень хорошо, что в Национальном музее РК, ориентируясь на перспективы развития особенных детей, выстраивают индивидуальный образовательный маршрут.
…Мы торопимся. Пробежали по улице до остановки, глядя под ноги, чтобы не поскользнуться. Не заметили бирюзово-синего морозного неба. Потом…
Когда жизнь достигает пика суетности, и дни превращаются в мелькающие пейзажи за окном летящего, словно без тормозов, поезда, приходит осознание того, как непросто некоторым людям дается то, что мы откладываем на это «потом».