
Одна из компаний, организованных на территории специальной экономической зоны «Астана – новый город» и сумевших в полной мере задействовать потенциал инвестиционной среды молодой столицы, – завод по выпуску пассажирских вагонов ТОО «Тулпар Тальго». Воочию убедиться в этом участники мероприятия смогут, посетив предприятие в рамках деловой части программы. В преддверии форума о сегодняшнем дне предприятия и его ближайших планах в интервью «КП» рассказал производственный директор компании Даурен КУМАРБЕКОВ.
– Даурен Мырзабекович, что привлекло транснациональную компанию Patentes Talgo к работе в нашей стране?– ТОО «Тулпар Тальго» было основано в 2010 году. Это совместное предприятие, акционерами которого в равных долях выступили испанская компания Patentes Talgo и дочернее предприятие АО «НК «КТЖ» – АО «Ремлокомотив». Затем началось строительство завода, введенного в эксплуатацию в 2012-м. К тому моменту КТЖ приобрела контрольный пакет акций – 99,9%. А в прошлом году Patentes Talgo решила вложить деньги в наше предприятие путем выкупа 51% акций компании. Мощным импульсом к инвестированию в производство, на мой взгляд, стало принятие Государственной программы по привлечению иностранных инвестиций. То, что известная в мире компания Patentes Talgo находится в нашей стране, развивает производство, наглядно свидетельствует о том, что она уверена в инвестиционных возможностях Казахстана и Астаны, видит благоприятные условия для ведения бизнеса. Безусловно, ощутимой поддержкой для предприятия служат налоговые, таможенные, земельные преференции, предусмотренные в рамках СЭЗ «Астана – новый город».
– Иностранный инвестор не только вкладывает средства, но и внедряет передовые технологии…– Действительно, наш завод работает по технологии компании Patentes Talgo. Точно такое же, как наше, предприятие, принадлежащее ей, находится в Испании. Технологии заводов схожи один в один. По тем же чертежам из тех же материалов изготавливаются такие же вагоны, создан идентичный рабочий процесс. Вся организация работы внутри производственных цехов построена на основании опыта испанской компании. Мы следуем процессам, которые действуют у них в течение 50 лет, прошли проверку временем и, конечно, эволюционировали. Все это обеспечивает высокую эффективность работы, выпуск качественной и надежной продукции.
– Какова доля местного содержания в выпускаемой вами продукции?– Мы не только имеем льготы и преференции, но и принимаем на себя обязательства, в частности по увеличению доли местного содержания в продукте. При этом основной акцент делаем на снижение операционных расходов и повышение объемов закупа отечественных материалов. Задача эта не из легких. К примеру, в Испании вокруг крупных заводов сосредоточено много объектов малого и среднего бизнеса, сориентированных на их производство. Работают они не первый год. А вокруг нашего завода таких специализированных предприятий, скажем, по выпуску электроники, крайне мало. Тем не менее мы стремимся привлекать как ведущие машиностроительные предприятия Казахстана, которые могут изготавливать крупные узлы вагона, так и мелкие предприятия. Они проходят процесс аккредитации, поскольку, прежде чем заключать с ними договоры и использовать их продукцию, мы должны убедиться, что их продукция соответствует установленным нормам, стандартам качества и тем самым обеспечивают безопасность.
На сегодня уровень местного содержания, если взять для примера выпущенный недавно состав, – порядка 14%. Это небольшая цифра. Но в наши планы входит поэтапное достижение локализации на уровне более чем 50%.
К примеру, такой важный по значимости и крупный агрегат, как колесная пара, пока приобретается в Испании. Но компания Patentes Talgo намечает локализовать его здесь. Кроме того, ряд других испанских компаний планируют организовать свое производство в Казахстане и поставлять нам продукцию с определенной долей местного содержания.
Устанавливаем сотрудничество и с местными производителями. Допустим, ведем переговоры с предприятиями по выпуску металлических изделий, электрического оборудования и соединений, а также деталей интерьера вагона для их использования в следующем проекте. Некоторые предприятия уже сейчас поставляют нам различные материалы, такие как алюминиевые интерьерные изделия и указательные надписи. При реализации последующих проектов количество наименований отечественной продукции расширится, так как сейчас идет активная фаза работы с местными поставщиками.
– Сколько рабочих мест создано на предприятии?– На заводе работают чуть более 300 человек. Признаться, мы ощущаем нехватку специалистов технического характера: слесарей по монтажу, электриков, наладчиков КИПиА и других. Приходят ребята, которых мы обучаем, с ними занимаются испанские специалисты. Но это долгий процесс. А людей с базовыми знаниями, хотя бы немного разбирающихся в наших вагонах, очень мало. Мы проводим отбор в несколько уровней: интервью, собеседования, практические тесты. Из претендентов только процентов 10, как правило, проходят отбор.
– Без преувеличения можно сказать, что вагоны «Тальго» ознаменовали собой открытие на стальных магистралях скоростного пассажирского движения…– Вагоны «Тальго» колесят по Казахстану с начала 2000-х. Тогда первые несколько составов были приобретены в Испании непосредственно у компании Patentes Talgo. Люди смогли экономить время, добираясь, скажем, из Астаны в Алматы быстрее на 6 часов. Поэтому КТЖ решила внедрить скоростное движение по основным маршрутам и приняла соответствующую масштабную программу, благодаря которой время пребывания пассажиров в пути сократилось в 1,5–2 раза.
Именно положительный опыт работы с Patentes Talgo повлиял в 2009 году на выбор стратегического партнера АО «НК «КТЖ» для создания совместного предприятия по производству пассажирских вагонов. Конечно, сложно начинать новое производство. Шаг за шагом, мы постепенно осваиваем технологию компании Patentes Talgo, которая накопила более чем полувековой опыт, реализуя проекты во многих странах мира.
В настоящее время мы изготавливаем 8 типов вагонов. С начала реализации проекта, с 2012-го, выпущено 352 вагона, или 14 составов. Они уже курсируют по Казахстану, соединяя регионы и столицу.
За время работы пассажирские вагоны «Тальго» зарекомендовали себя как надежные, безопасные и комфортабельные. В отличие от старых, советских, вагонов они более легкие, поскольку корпус изготовлен из алюминия, а не из стали. С другой стороны, их отличает современная система жизнеобеспечения. Для различных слоев населения предлагаются различные типы вагонов: купе, бизнес-, первый класс. Есть вагон для инвалидов, вагон-ресторан, кафетерий.
Самое главное преимущество в том, что они едут с большой скоростью и сокращают время движения в пути. Благодаря тому, что вагоны оснащены уникальной системой подвески, они могут проходить кривые участки пути, не снижая скорости движения.
Немаловажное преимущество и в том, что вагоны «Тальго» могут быть оснащены тележками, позволяющими проезжать участки пути с различной шириной колеи. Допустим, если будет открыт международный маршрут, связывающий Казахстан и Китай, то вагон сможет, проехав по нашей колее 1 520 мм, на границе, на промежуточном участке сменной колеи, не останавливаясь, со скоростью около 20 км в час, перенастроить тележку на стандартную колею движения 1 435 мм, принятую в Китае.
– По желанию пассажиров, переадресованному вам заказчиком в лице АО «Пассажирские перевозки», вагоны «Тальго» станут более широкими. А что еще изменится в их конструкции?
– Со следующего года совместно с АО «Пассажирские перевозки» мы приступим к реализации проекта по выпуску и поставке 603 вагонов, которые будут заменять стареющий парк. Заказчик – АО «Пассажирские перевозки», утверждая техническое задание, одним из параметров, которые он хотел бы видеть в новых вагонах, указал более широкий кузов вагона. С таким пожеланием к предприятию обратились многие пассажиры. Мы учли это в новом проекте. У новых вагонов ширина кузова будет уже не 295 см, а 320 см. Наряду с этим, появятся новые типы вагонов, например вагоны с сидячими местами, как в электричках, автобусах. Будет отдельный багажный вагон, в который люди смогут сдавать большие сумки. Это обеспечит более комфортные условия для пассажиров.
– Планируется ли поставка вагонов на экспорт?– В настоящее время мы насыщаем внутренний рынок. С АО «Пассажирские перевозки» заключены долгосрочные договоры до 2020 года. В то же время намечаем выходить на международный уровень. Сейчас мы ведем переговоры с иранской железной дорогой о поставках наших составов. Их представители уже приезжали, смотрели вагоны «Тальго». Один из составов, находившихся у нас в эксплуатации, направлен в Иран для проведения эксплуатационных испытаний. Надеюсь, что наши составы будут по достоинству оценены.