Умурзак Болсамбеков, председатель Казахстанского совета ветеранов органов внутренних дел и Национальной гвардии, генерал-майор милиции:
Руководители правохранительных органов озвучили предварительные итоги расследования январских событий, в очередной раз подтвердив, что мирными митингами воспользовались деструктивные элементы. В ряде областей они превратились в массовые погромы, мародерства, убийства, грабежи и другие противоправные действия. Немаловажно, что было доказано: в числе активных участников были религиозные экстремисты, представители уголовно-криминальной среды, члены организованных преступных групп.
Как известно, особенно пострадал город Алматы. Толпы вооруженных бандитов разгромили центр города, сожгли здания акимата города и расположенную рядом президентскую резиденцию. Атаке подверглись здания полиции, КНБ, другие военные объекты и разграблены 6 оружейных магазинов, также пострадали города Талдыкорган, Шымкент, Кызылорда, Тараз.
По слаженному характеру действий, их целенаправленных атак на административные здания, на одни и те же объекты во всех вышеуказанных городах можно сказать, что они были тщательно спланированы и руководили ими профессиональные боевики, которые прошли специальную подготовку. Единственной целью вооруженных бандитов была ликвидация государственных органов власти, подрыв конституционного строя и в конечном счете – захват власти.
На мой взгляд, одной из основных причин способствующих тому, что государство «проспало» наличие спящих ячеек боевиков, приведшие к трагическим «черным» дням января, является разобщенность работы правоохранительных и силовых структур, стремление каждого органа показать свою исключительность, первостепенность, перетянуть на себя несвойственные им функции выделиться в роли «старшего брата». Получить соответствующие преференции по финансированию ведомства, материально-техническому оснащению, по должностным окладам и по оплате за воинские и специальные звания.
Вследствие имеющихся недостатков мы не смогли обеспечить полный охват защитой регионов, охваченных массовыми беспорядками из-за нехватки боевой техники, численности специальных подразделений. Поэтому Глава государства Касым-Жомарт Токаев обоснованно обратился к своим партнерам по Договору о коллективной безопасности с просьбой направить миротворческой контингент, что позволило перегруппировать имеющиеся силы, перебросить дополнительные части спецназовцев в Алматы и спасти город. Необходимо отметить, что миротворческий контингент ОДКБ выполнил четко определенные задачи – это охрана стратегических объектов, консультирование и оказание поддержки, после чего они к 19 января текущего года благополучно вернулись в места своего постоянного базирования.
Негативному сценарию способствовало и отсутствие взаимообмена информацией об оперативной обстановке, поступающих из сообщений специальных подразделений правоохранительных и силовых структур о различных религиозно-экстремистских группах, организованных преступных сообществах и т. д.
К слову, сейчас в информационном пространстве Казахстана происходит обсуждение различных подходов переформатирования всех правоохранительных органов, спецслужб, вооруженных сил, таможни и других.
В данном контексте предстоящие реформы должны обеспечить слаженную, мобильную, тотальную боеготовность Вооруженных сил, правоохранительных структур, органов национальной безопасности во имя одной цели – максимально эффективной защиты наших граждан, конституционного строя и суверенитета от угроз любого характера и масштаба. Они должны обеспечить соразмерное количественное и качественное укрепление подразделений специального назначения, повышения уровня их боеготовности и боеспособности, отработку совместных боевых навыков, оснащение эффективными средствами защиты и нападения всех силовых структур.
Генпрокурор в своем выступлении в очередной раз отметил, что вся работа по расследованию январских событий велась и продолжает идти прозрачно. Для этого, к слову, налажено взаимодействие с правозащитными организациями, общественным советом во главе с известным правозащитником, адвокатом Айман Умаровой, омбудсменом по правам человека Эльвирой Азимовой, правозащитницей Жемис Турмагамбетовой. Они посещают СИЗО, встречаются с задержанным, выясняют условия их содержания, выслушивают их жалобы.
По каждой жалобе, заявлению, обращениям о злоупотреблениях должностными полномочиями и превышении власти проводится проверка службой собственной безопасности МВД и спецпрокурорами. В надзорные органы поступили более 100 жалоб на сотрудников полиции, большинство заявлений не подтвердились, однако установлено, что и факты нарушения прав граждан имели место.
Вместе с тем сейчас мы наблюдаем как намеренно искажаются прошедшие события, заявляется о мирном характере митингов и неправомерном действий сил правопорядка. Все это делается для дискредитации принимаемых правоохранительными органами и силовыми структурами решений в целях намеренного увода организаторов от ответственности.
Отмечу, что МВД готово к прозрачности, открытости своей работы. Так, в эти непростые дни в средствах массовой информации выступали и знакомили население с текущей ситуацией, достоверными сведениями начальники полиции.
Однако отдельных мер по изменению стиля работы руководящих кадров органов внутренних дел недостаточно, то есть нуждаются в пересмотре программа и качество их подготовки. Удлинение «скамейки запасных», уменьшение кадрового голода в системе госуправления, в том числе и в правоохранительной системе. Особенно остро он ощущается с учетом темпов проводимых Главой государства реформ. И чем больше их глубина и продолжительность, тем выше требования к новым руководителям.
Для сегодняшней реальности наиболее востребованы, как сейчас принято говорить, мультипотенциалы, то есть люди, имеющие разноплановые интересы, руководители-организаторы, умеющие в решении оперативно- следственных задач взаимодействовать с другими правоохранительными, силовыми структурами, исполнительными органами и принимать на себя ответственность при решении этих задач