Площадь у ТРЦ «Хан Шатыр» на четыре дня превратилась в аул кочевников, где занятие по душе найдет себе и стар, и млад. Для самых маленьких посетителей городка сразу у входа оборудована детская площадка, где можно «поскакать» на войлочных лошадках, поиграть в настольные игры, посмотреть убранство юрты и даже поучиться собирать ее. Никогда не подумаешь, сколько радости может доставить, например, перетягивание каната! Веселое развлечение для детей привлекает и взрослых: сначала на помощь к чадам спешат папы, а потом, поддавшись азарту, к ним присоединяются и дедушки, и мамы.
Всего в нескольких шагах – самые настоящие верблюды. Если протянуть руку – их можно погладить по жесткой шерсти. Но желающих рискнуть немного – строгий, как будто оценивающий взгляд прищуренных больших глаз останавливает. Поди-ка разберись, что на уме у этих медлительных и вечно жующих животных. Зато фото и селфи с «кораблями пустыни» получаются замечательные.
Фотоаппараты и телефоны посетители вообще не выпускают из рук. Как можно упустить возможность сфотографироваться с батырами-«великанами»? Юноши из театра «Арлан» – как на подбор, двухметровые (и выше) красавцы в роскошных тюркских костюмах разных времен – тут и воины, и ханы, и каганы. Снимок, еще один – и надо спешить дальше. Ведь на «улице» аула появились веселые ходулисты, а вместе с ними «нанайские мальчики». Этот номер, в котором артист надевает специальный костюм-куклу, изображающий двух борцов, очень популярен у зрителей. Театр «Имир» из Узбекистана приезжает на День города в четвертый раз, и его уже считают «постоянным жителем» праздничного этноаула.
Чуть в сторонке расположились беркутчи. Это семья Абдразаковых из Караганды – Мурат, Серик, Асан и единственная в стране девушка-беркутчи Макпал. Она рассказывает, что охотой с ловчими птицами занимается 16 лет, столько же ее Акжерке, и беркут в прекрасной форме. И надо слышать, с какой нежностью говорит Макпал о грозной птице!
Кстати, в этноауле много династий – ювелиров, гончаров, ткачей. Ремесленники не только привезли свои изделия, но и проводят мастер-классы. Сколько замечательных творений из дерева, глины, кожи, камня, войлока, а также картин и чеканок, музыкальных инструментов! Особым спросом пользовался сазсырнай, его звуки быстро зазвучали из разных уголков городка. А мастер-продавец терпеливо объяснял, что музыкальный инструмент по форме напоминает куриное яйцо или птицу со сложенными крыльями, и показывал, как правильно извлекать звук.
Зергер Калмырза Тасов приехал из Туркестана (он победитель конкурса ремесленников «Шебер-2013»), Булбул Кап и ее семья – из Алматы, они занимаются ткачеством. Замечательные вышитые изделия – стильные пиджаки, кошельки, клатчи, рюкзачки – привезла Норбиби Сафарова, которую обучали ремеслу ее родители. Мастерица из города Шахрисабз. «Ой, а про него песню группа «Ялла» пела, помните?» – сразу откликается одна из покупательниц и начинает напевать: «Шахрисабз, Шахрисабз наполнен радостью и светом, /; Шахрисабз, Шахрисабз тебе пою я песню эту». Кто-то, узнав знакомую мелодию, подпевает. Гостья Казахстана растрогана…
Песни звучат и на сценах этноаула. Музыкальная программа фестиваля насыщенна и разнообразна: заявлены выступления фольклорно-этнографических ансамблей «Хассак», «Сарыарка», «Сазген сазы», танцевальных коллективов, концерты Нурлана Онербаева, Сауле Жанпеисовой и Ерлана Рыскали, программы, посвященные 170-летию Жамбыла Жабаева, 90-летию известного певца, композитора Данеша Ракишева, шоу обрядового фольклора «Тал бесiк», шоу «История в костюмах», айтыс акынов, вечер эпоса в честь 25-летия Независимости страны... Традиционными для фестиваля стали и конно-каскадерские шоу «Ат жалында», шоу с ловчими птицами «Саят».
Увидеть все многообразие культуры кочевого народа можно с 11 часов до 22.30. Программа каждого дня – с 3 по 6 июля – расписана по часам. Сама же программка оформлена в виде свитка, перевязана веревочкой, и ее с удовольствием берут на память посетители. Завершающим мероприятием Фестиваля кочевой цивилизации станет «Той тарқар».