Онлайн-шопинг и риски, связанные с ним

5357
Наталия Портнягина, Западно-Казахстанская область

Порой фактическое качество покупки не соответствует заявленному, и покупателю остается лишь сожалеть о потерянных деньгах. Между тем вернуть потраченное в интернет-магазине или на специализированных платформах реально. Нужно только знать нормы Закона «О защите прав потребителей» и иметь веские доказательства того, что вам, по сути, подсунули кота в мешке.

рисунок Николая Веревочкина

Недавно это удалось жительнице Уральска, столкнувшейся с явным обманом при покупке шубы на платформе OLX. Найдя подходящую обновку, поверив на слово описанию товара и фото, она перевела продавцу 850 тыс. тенге. В объявлении значилось, что изделие изготовлено из меха соболя. Оно, дескать, хоть и не новое, но в отличном состоянии.

Но, получив посылку и разглядев приобретение, покупатель поняла: шуба не соответствует описанию. В переписке по WhatsApp она попросила прежнюю владелицу вернуть деньги, но та отказалась. Три претензии, направленные ей, остались без ответа. Не приняла продавец свой товар, доставленный ей курьером по месту жительства.

Понимая, что вопрос можно будет решить только в судебном порядке, где потребуются вес­кие доказательства, женщина отправила шубу на экспертизу. В заключении, данном специалис­том Института судебной экспертизы по городу Алматы, сказано: «Верх шубы, представленной на исследование, выполнен из меха куницы». Этот документ и приложил адвокат истца к исковому заявлению, направленному в суд.

Сторона ответчика в ходе процесса заявила, что нормы законодательства о защите прав потребителей не применимы к данному случаю. Поскольку, мол, товар был в употреблении, то ответчик не является продавцом. Речь идет не о продаже, а о сделке.

Вместе с тем на основании данных, предоставленных платформой OLX, стало ясным, что ответчик производила реализацию товара (женские шубы) путем организации комиссионного онлайн-магазина. Также оказалось возможным проследить, как менялась информация о товаре. Так, в заголовке первого объявления указано: «Шуба соболь, оригинал, Италия», а в описании: «…Не норковая, не куница, соболь… Оригинал покупали на выставке. Стоимость бешеная – 10 млн тенге…»

Спустя время в описание товара внесли изменения, указав, что «шубка швейцарского медового бренда». Менялась и цена на элитное изделие. Таким образом, суд установил, что потребителю была предоставлена недостоверная информация о товаре, в том числе касательно меха шубы, мес­та производства, цены.

К участию в процессе в качест­ве третьего лица суд привлек представителя уполномоченного ведомства – департамента торговли и защиты прав потребителей по ЗКО. Как прокомментировала инцидент его руководитель Эльмира Киматова, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», если предоставление неполной, недостоверной и несвоевременной информации о товаре повлекло причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, он вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные статьями 16 и 31 настоящего документа.

Потребитель имеет право на возмещение убытков (вреда), причиненных его жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги) в полном объеме. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан в полном объеме возместить вред или ущерб. В течение десяти календарных дней со дня подачи требования он должен дать ответ пот­ребителю о возмещении вреда либо принять соответствующие меры для удовлетворения требований потребителя. Причиненный вред подлежит возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем)
независи­мо от его вины и от того, сос­тоял ли потребитель с ним в договорных отношениях или не состоял.

Причем закон пре­дус­матривает и компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения продавцом (изготовителем, исполнителем) его прав и законных интересов, которая может осуществляться судом или субъек­тами досудебного урегулирования потребительских споров, если иное не предусмотрено законами РК. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения убытков (ущерба), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги).

На основании решения, вынесенного судом № 2 Уральска, договор купли-продажи, зак­люченный между сторонами, расторгнут. Теперь ответчику придется вернуть не только стоимость шубы, но и оплатить неустойку – 765 000 тенге, курьерские расходы – 11 820 тенге, проведение судебной экс­пертизы – 72 810 тенге, услуги нотариуса – 26 669 тенге и представителя – 200 000 тенге, а также компенсировать несостояв­шемуся покупателю моральный вред, определенный судом в 20 000 тенге.

На поданную ответчиком апелляционную жалобу коллегия по гражданским делам Западно-Казахстанского областного суда решение суда первой инстанции оставила в силе.

Популярное

Все
Информация о досрочной выплате январских пенсий в декабре – фейк
В Усть-Каменогорске открылась резиденция Аяз Ата
Дроны вывели к табуну
Премию Namys вручили в столице
Будущее спорта рождается в селе
Технологии будущего создавать молодым
За соблюдение чистоты – трактор в подарок
Это не просто стены!
Голова варит, и руки заняты делом
Наступил сезон гололеда
Более 4 млн сельчан получат доступ к высокотехнологичной медпомощи
Новоселье под Новый год
Шампиньоны – в чемпионы
Слова благодарности – ветерану
Вырастить, сохранить, переработать
Верность заветам Бауыржана Момышулы и солдат Великой Победы
Почему подростки уходят из дома?
Почти 800 домов возводят для очередников в Талдыкоргане
Тревожные мысли – первый признак опасности
Вторая жизнь пластика
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
«Барыс» возвращается в зону плей-офф
Два завода в отрасли автомобилестроения готовятся к запуску в Костанае
Преемственность поколений – опора Satbayev University
Сверхвысотная башня Джидды уже достигла отметки в 80 этажей
Получи и путешествуй
Центр академического превосходства
Поддержка педагогов – инвестиция в будущее страны
Глава государства предложил создать совместную исследовательскую платформу в сфере устойчивого сельского хозяйства
Год за решеткой: нетрезвого водителя без прав осудили в Жезказгане
Стоит ли лишать свободы за все экономические преступления?
«Я казах от земли...»
Касым-Жомарт Токаев прибыл в Санкт-Петербург
Названы лауреаты премии «Еңлікгүл-2025»
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
Институциональным инвесторам дадут приоритет в недропользовании
Знание и осведомленность – самая надежная защита
Важный выбор студентов
В чем сила Павлодарского Прииртышья
Более 200 млн тенге похитили при ремонте Дома культуры в Жетісу
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Началось строительство сталелитейного завода
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Из казармы в кампус
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Политика здравого смысла
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Президент Ирана прибыл в Акорду
Новый центр мировой металлургии
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова

Читайте также

Информация о досрочной выплате январских пенсий в декабре –…
«Threads сәрсенбі»: как онлайн-челлендж стал главной площад…
Около 15 тысяч этнических казахов получили статус кандаса в…
Позитивные настроения

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]