Онлайн-шопинг и риски, связанные с ним

5279
Наталия Портнягина, Западно-Казахстанская область

Порой фактическое качество покупки не соответствует заявленному, и покупателю остается лишь сожалеть о потерянных деньгах. Между тем вернуть потраченное в интернет-магазине или на специализированных платформах реально. Нужно только знать нормы Закона «О защите прав потребителей» и иметь веские доказательства того, что вам, по сути, подсунули кота в мешке.

рисунок Николая Веревочкина

Недавно это удалось жительнице Уральска, столкнувшейся с явным обманом при покупке шубы на платформе OLX. Найдя подходящую обновку, поверив на слово описанию товара и фото, она перевела продавцу 850 тыс. тенге. В объявлении значилось, что изделие изготовлено из меха соболя. Оно, дескать, хоть и не новое, но в отличном состоянии.

Но, получив посылку и разглядев приобретение, покупатель поняла: шуба не соответствует описанию. В переписке по WhatsApp она попросила прежнюю владелицу вернуть деньги, но та отказалась. Три претензии, направленные ей, остались без ответа. Не приняла продавец свой товар, доставленный ей курьером по месту жительства.

Понимая, что вопрос можно будет решить только в судебном порядке, где потребуются вес­кие доказательства, женщина отправила шубу на экспертизу. В заключении, данном специалис­том Института судебной экспертизы по городу Алматы, сказано: «Верх шубы, представленной на исследование, выполнен из меха куницы». Этот документ и приложил адвокат истца к исковому заявлению, направленному в суд.

Сторона ответчика в ходе процесса заявила, что нормы законодательства о защите прав потребителей не применимы к данному случаю. Поскольку, мол, товар был в употреблении, то ответчик не является продавцом. Речь идет не о продаже, а о сделке.

Вместе с тем на основании данных, предоставленных платформой OLX, стало ясным, что ответчик производила реализацию товара (женские шубы) путем организации комиссионного онлайн-магазина. Также оказалось возможным проследить, как менялась информация о товаре. Так, в заголовке первого объявления указано: «Шуба соболь, оригинал, Италия», а в описании: «…Не норковая, не куница, соболь… Оригинал покупали на выставке. Стоимость бешеная – 10 млн тенге…»

Спустя время в описание товара внесли изменения, указав, что «шубка швейцарского медового бренда». Менялась и цена на элитное изделие. Таким образом, суд установил, что потребителю была предоставлена недостоверная информация о товаре, в том числе касательно меха шубы, мес­та производства, цены.

К участию в процессе в качест­ве третьего лица суд привлек представителя уполномоченного ведомства – департамента торговли и защиты прав потребителей по ЗКО. Как прокомментировала инцидент его руководитель Эльмира Киматова, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», если предоставление неполной, недостоверной и несвоевременной информации о товаре повлекло причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, он вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные статьями 16 и 31 настоящего документа.

Потребитель имеет право на возмещение убытков (вреда), причиненных его жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги) в полном объеме. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан в полном объеме возместить вред или ущерб. В течение десяти календарных дней со дня подачи требования он должен дать ответ пот­ребителю о возмещении вреда либо принять соответствующие меры для удовлетворения требований потребителя. Причиненный вред подлежит возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем)
независи­мо от его вины и от того, сос­тоял ли потребитель с ним в договорных отношениях или не состоял.

Причем закон пре­дус­матривает и компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения продавцом (изготовителем, исполнителем) его прав и законных интересов, которая может осуществляться судом или субъек­тами досудебного урегулирования потребительских споров, если иное не предусмотрено законами РК. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения убытков (ущерба), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги).

На основании решения, вынесенного судом № 2 Уральска, договор купли-продажи, зак­люченный между сторонами, расторгнут. Теперь ответчику придется вернуть не только стоимость шубы, но и оплатить неустойку – 765 000 тенге, курьерские расходы – 11 820 тенге, проведение судебной экс­пертизы – 72 810 тенге, услуги нотариуса – 26 669 тенге и представителя – 200 000 тенге, а также компенсировать несостояв­шемуся покупателю моральный вред, определенный судом в 20 000 тенге.

На поданную ответчиком апелляционную жалобу коллегия по гражданским делам Западно-Казахстанского областного суда решение суда первой инстанции оставила в силе.

Популярное

Все
Стартовал отбор в элиту Нацгвардии
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
Инструмент противодействия манипуляциям и фейкам
Алматы на Qatar Travel Mart 2025
Десять лет стратегического партнерства
Базальт здесь превращают в утеплитель
Богатые недра могут помочь сельским бюджетам
Настоящая жизнь начинается не в кабинетах
Пять чемпионов Азии – из Казахстана
Государственный ансамбль танца «Салтанат» отметил юбилей
Жанибека Алимханулы лишили боя за три титула: WBO сделала заявление
Химпром расширяется
Сильные позиции подсолнечника
Рыбы станет больше
Стратегия согласия: новая программа задает траекторию экономического роста
Мечты становятся реальностью
Предприятия АПК используют цифровые инструменты, а на заводах работают роботы
Ключ к успеху – координация усилий ученых, бизнесменов и государства
«Киберпол» защитит от интернет-мошенников
Несырьевой экспорт: не мечта, а тренд
Началось строительство сталелитейного завода
Политика здравого смысла
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
Гвардейцам вручили ещё 400 сертификатов в ВУЗы
Опасное погружение и обманутые судьбы: есть ли дорога назад?
Вооружённые Силы РК приведут в высшую степень боеготовности в связи с началом нового учебного года
Филиал Челябинского госуниверситета в Костанае будет работать по стандартам Казахстана и России
Метростроевцы ускоряют темп
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Рост ВВП Казахстана превышает среднемировое значение более чем вдвое
214 млрд тенге выделят в ближайшие три года на субсидирование внедрения водосберегающих технологий в АПК
В Улытау раскрыто 15 фактов кражи скота
Сделать работу сельских акимов эффективной
Различают только по погонам
Лидия Мясцова – победитель «Мисс Ассамблея-2025»
Названы лауреаты Государственной молодежной премии «Дарын»
Международный форум поисковых отрядов стран СНГ прошел в Павлодаре
В основе успеха – кооперация науки и производства
Глава государства принял участие в заседании Совета ОДКБ в узком составе
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Уверенный рост экономики Приаралья
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
Запущен завод по переработке мяса птицы

Читайте также

10-летний школьник помог задержать угонщика
Проект по отображению сигналов светофоров в реальном времен…
Предвидеть демографические штормы
На защите семьи

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]