Онлайн-шопинг и риски, связанные с ним

3918
Наталия Портнягина, Западно-Казахстанская область

Порой фактическое качество покупки не соответствует заявленному, и покупателю остается лишь сожалеть о потерянных деньгах. Между тем вернуть потраченное в интернет-магазине или на специализированных платформах реально. Нужно только знать нормы Закона «О защите прав потребителей» и иметь веские доказательства того, что вам, по сути, подсунули кота в мешке.

рисунок Николая Веревочкина

Недавно это удалось жительнице Уральска, столкнувшейся с явным обманом при покупке шубы на платформе OLX. Найдя подходящую обновку, поверив на слово описанию товара и фото, она перевела продавцу 850 тыс. тенге. В объявлении значилось, что изделие изготовлено из меха соболя. Оно, дескать, хоть и не новое, но в отличном состоянии.

Но, получив посылку и разглядев приобретение, покупатель поняла: шуба не соответствует описанию. В переписке по WhatsApp она попросила прежнюю владелицу вернуть деньги, но та отказалась. Три претензии, направленные ей, остались без ответа. Не приняла продавец свой товар, доставленный ей курьером по месту жительства.

Понимая, что вопрос можно будет решить только в судебном порядке, где потребуются вес­кие доказательства, женщина отправила шубу на экспертизу. В заключении, данном специалис­том Института судебной экспертизы по городу Алматы, сказано: «Верх шубы, представленной на исследование, выполнен из меха куницы». Этот документ и приложил адвокат истца к исковому заявлению, направленному в суд.

Сторона ответчика в ходе процесса заявила, что нормы законодательства о защите прав потребителей не применимы к данному случаю. Поскольку, мол, товар был в употреблении, то ответчик не является продавцом. Речь идет не о продаже, а о сделке.

Вместе с тем на основании данных, предоставленных платформой OLX, стало ясным, что ответчик производила реализацию товара (женские шубы) путем организации комиссионного онлайн-магазина. Также оказалось возможным проследить, как менялась информация о товаре. Так, в заголовке первого объявления указано: «Шуба соболь, оригинал, Италия», а в описании: «…Не норковая, не куница, соболь… Оригинал покупали на выставке. Стоимость бешеная – 10 млн тенге…»

Спустя время в описание товара внесли изменения, указав, что «шубка швейцарского медового бренда». Менялась и цена на элитное изделие. Таким образом, суд установил, что потребителю была предоставлена недостоверная информация о товаре, в том числе касательно меха шубы, мес­та производства, цены.

К участию в процессе в качест­ве третьего лица суд привлек представителя уполномоченного ведомства – департамента торговли и защиты прав потребителей по ЗКО. Как прокомментировала инцидент его руководитель Эльмира Киматова, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», если предоставление неполной, недостоверной и несвоевременной информации о товаре повлекло причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, он вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные статьями 16 и 31 настоящего документа.

Потребитель имеет право на возмещение убытков (вреда), причиненных его жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги) в полном объеме. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан в полном объеме возместить вред или ущерб. В течение десяти календарных дней со дня подачи требования он должен дать ответ пот­ребителю о возмещении вреда либо принять соответствующие меры для удовлетворения требований потребителя. Причиненный вред подлежит возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем)
независи­мо от его вины и от того, сос­тоял ли потребитель с ним в договорных отношениях или не состоял.

Причем закон пре­дус­матривает и компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения продавцом (изготовителем, исполнителем) его прав и законных интересов, которая может осуществляться судом или субъек­тами досудебного урегулирования потребительских споров, если иное не предусмотрено законами РК. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения убытков (ущерба), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги).

На основании решения, вынесенного судом № 2 Уральска, договор купли-продажи, зак­люченный между сторонами, расторгнут. Теперь ответчику придется вернуть не только стоимость шубы, но и оплатить неустойку – 765 000 тенге, курьерские расходы – 11 820 тенге, проведение судебной экс­пертизы – 72 810 тенге, услуги нотариуса – 26 669 тенге и представителя – 200 000 тенге, а также компенсировать несостояв­шемуся покупателю моральный вред, определенный судом в 20 000 тенге.

На поданную ответчиком апелляционную жалобу коллегия по гражданским делам Западно-Казахстанского областного суда решение суда первой инстанции оставила в силе.

Популярное

Все
Будем здесь учиться на хорошо и отлично
Ни закупочных цен, ни субсидий
Завершился 22-й раунд переговоров по Сирии
Легенда купеческой эпохи оживает в Петропавловске
Увеличить объем подачи питьевой воды в Актау обещают до конца ноября
Будущее детей родители связывают с новой школой
Дорогу и возможности – молодым
Инновации и инклюзивность
В Алматы прошел творческий вечер поэтессы и певицы Аксункар Акынбаба
Пришел в кино, а там...
«Казаханимация» запустила серию международных мастер-классов
Сделать ход конем
В Петропавловске состоялась международная выставка голубей
Доля шутки
Музыкальная машина времени
Урок мужества провели в Нацгвардии
Молодое пополнение принимает присягу
Точки духовного притяжения
Ироническая сказка для взрослых
Музейный уголок
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Больничный теперь не подделаешь
До золота рукой подать
Фуры двинулись в обход мегаполиса
Нацбанк сообщил о переходе на международный стандарт ISO 20022
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Кто и как охотится за нашими детьми?
Димаш Кудайберген выступил в Елисейском дворце
Движение ограничили на трассе в Карагандинской области
Осмысливая «Средний коридор»
Казахстанский борец возглавил мировой рейтинг UWW
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Строительство завода будет возобновлено
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
Макпал Жунусова пожаловалась на FlyArystan
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Реконструкция близится к завершению
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Засоряют Большой Алматинский канал
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань
Редкие породы собак представили на международной выставке «Созвездии псовых» в Алматы
Шатры и юрты Великой степи
В Алматы будут выпускать лекарство от рака молочной железы

Читайте также

«Самрук» гордится даже этим, но это же нонсенс» – омбудсмен…
Дорогу и возможности – молодым
Обучающий тренинг по гендерной экспертизе законодательства …
Сколько безработных в Казахстане

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]