Остановка по требованию

17734
Екатерина Бескорсая

За чей счет банкет?

В городе на Иртыше в сфере общественного транспорта сейчас работают восемь предприятий, из них шесть – частные. Именно они две недели назад написали в акимат письмо с оттенком шантажа, но, как заверяют их руководители, от отчаяния.

Дело в том, что власти и перевозчики уже который год не могут сойтись в суммах компенсаций, перечисляемых из бюджета транспортным фирмам за перевозку льготников. Всего в Павлодаре 17 льготных категорий, причем 10 из них вообще не платят за проезд, и эти расходы вынуждены были полностью взять на себя транспортники. Тут стоит добавить, что это малочисленные группы – примерно 3 000 человек.

А вот за семь других категорий, а это около 68 тыс. граж­дан, положено возмещение расходов перевозчиков за счет бюджетной программы. В эту группу входят пенсионеры – почти 60 тыс., которые платят за проезд половину стоимости – 40 тенге. Остальные шесть категорий бесплатно ездят в трамваях и автобусах, и только две категории (многодетные матери и дети из многодетных семей) – еще и в маршрутках.

По данным отдела ЖКХ, в прошлом году транспортникам (всем восьми предприятиям, включая государственные автобусный парк № 1 и трамвайное управление) заплатили за провоз льготников 335 млн тенге. Средства разделили между фирмами согласно их собственным расчетам – договариваются они как члены Ассоциации перевозчиков, а уже эта структура предоставляет сведения в отдел ЖКХ.

В пресс-службе акима города сообщили, что в 2019 году из городского бюджета в виде компенсации за перевозку льготников в общественном транспорте было выделено: ТОО «Павлодарский автокомбинат» – 117,7 млн тенге, автобусному парку №1 – 109,2 млн, АО «Трамвайное управление города Павлодара» – 80,7 млн тенге. Далее более мелкими траншами средства получили ТОО: «Транспортный альянс» – 14,5 млн тенге, «Жеңiс KZ» – 6,1 млн, «Таксомотор» – 3,8 млн, «Фирма «РАС» – 1,6 млн, «Оптимист» – 1,5 млн тенге.

Как видно из цифр, больше всего было перечислено ТОО «Павлодарский автокомбинат», руководитель которого Александр Панченко не раз и громче всех заявлял: это малая доля того, что необходимо. На нынешний год предусмотрели 343 млн тенге, но соответствующий договор заключить не удалось. Частники считают: данная сумма не покрывает расходов предприятий.

– Сумма компенсации берется с потолка, – объясняет корпоративную позицию председатель Ассоциации перевозчиков Василий Рудаков. – У нас есть свои обоснования, и я еще прошлым летом письменно обращался в акимат с очередной просьбой об изучении пассажиропотока, говорил, что есть договоренность с ПГУ, который за небольшую сумму готов провести соответствующий анализ. Но, увы, доводы перевозчиков властями в расчет не берутся. А между тем, по нашим расчетам, минимальная сумма возмещения должна составлять 857 миллионов тенге. Попытка прекратить перевозку семи категорий льготников с 1 марта была вынужденной мерой, ведь нам покрывают только пятую часть потребности, и в таких условиях невозможно работать.

А может, договоримся?

В отличие от перевозчиков, которые открыто заявили о своих намерениях и проблемах, представители городского акимата готовили комментарий для прессы несколько дней, до этого сохраняя таинственное молчание. В итоге с журналистами пришлось беседовать исполняющей обязанности заведующего сектором пассажирского транс­порта отдела ЖКХ Гульнаре Амиралин.

– Льготы для всех категорий граждан сохраняются и после 1 марта, – безапелляционно заявила она, чем изрядно удивила прессу.

Представитель отдела ЖКХ отметила, что обязанность перевозчиков – соблюдать требования по перевозке льготных категорий – прописана в договорах, которые они заключили по итогам конкурсов на маршруты. А значит, если эти договоры не будут соблюдаться, у города есть право их расторгнуть.

Она приблизительно описала, из чего складывается общая сумма компенсации. Из официальных источников берется число льготников, например, пенсионеров по возрасту в Павлодаре 59 тыс. 644 человека, инвалидов второй группы – 3 321. Для возмещения расходов по перевозке в расчет идет ровно половина каждой категории, а на каждого льготника из этой половины выделяют в месяц 16 поездок. Почему именно половина, почему 16 поездок – никто объяснить не может.

Вот и перевозчики заявляют: система расчета оторвана от жизни. Решить проблему могла бы система электронного билетирования, внедрить которую в Павлодаре пытаются уже года три-четыре. Но пока она «буксует» – частники ей усиленно сопротивляются (об этом мы писали в материале «Приложите за проезд», «КП» от 10 июля 2019 года), а государственные автопарк и трамвайное управление только-только переходят на такую форму работы.

Гульнара Амиралин сообщила, что до 1 мая в Павлодаре проведут исследование с привлечением квалифицированных специалистов для расчета пассажиропотока, вскоре город определит подрядчика. Условно всех пассажиров пересчитают «по головам» с учетом их льготной или общей категории. Насколько объективными будут эти сведения, сказать сложно, но пока это единственный вариант.

Стоит отметить, что вся сложившаяся ситуация – очень противоречивая, и информацию, поступающую с обеих сторон, приходится перепроверять. Вот и буквально через 30 минут после нашей встречи с Гульнарой Амиралин Василий Рудаков сообщил, что никакого компромисса не найдено – перевозчики по-прежнему не намерены соглашаться на годовую сумму компенсации в 343 млн тенге.

И только после вмешательства региональных властей (Василий Рудаков был на приеме у первого замакима области Сунгата Есимханова) дело сдвинулось с мертвой точки – с транспорт­никами все-таки встретился напрямую аким города Кайрат Нукенов. И опять-таки получить развернутые пояснения через пресс-службу города по итогам этой встречи не удалось, а вот глава ассоциации сообщил – им пошли навстречу.

Договор по возмещению затрат по перевозке льготных категорий граждан в общей сумме 343 млн будет подписан, но не на год, а на четыре месяца. За это время должны завершить исследования пассажиропотока, на основе которого и сделают новые расчеты. Он также рассказал, что город намерен выделить на это 37 млн тенге.

Старая песня о главном

К слову, примерно столько же городские власти потратили в 2015 году – тогда в Павлодаре последний раз проводили официальное изучение пассажиропотока. Занимался этим Алматинский научно-исследовательский институт транспорта, но зафиксировали его специалисты лишь общее количество людей, которые ездят в автобусах и трамваях. Хотя еще тогда перевозчики настаивали – нужно отдельно считать льготников, а также всех, кто ездит до дач.

Это еще одна больная тема городских перевозок. И тем не менее город получил лишь общие данные, которыми оперируют до сих пор: ежесуточно автобусами большой вместимости и малого класса перевозится до 226 тыс. жителей Павлодара и приезжих, трамваями – до 68 тыс.

Замечу, что пять лет назад в этом конфликте звучали все те же претензии и аргументы, что и сегодня. Изменились только цифры компенсаций и числа пассажиров. Например, тогда в основе расчетов лежали данные 2008 года: 126 тыс. ежедневных поездок в автобусах и 75 тыс. – в трамваях. Найти сумму компенсации за провоз льготников 2015 года сегодня не удалось, а вот в 2016 году перевозчикам перечисляли 217,9 млн тенге.

Больше всего в этой ситуации удивляет позиция городских властей, которые не первый год пытаются игнорировать проб­лему. Конечно, администрация отстаивает интересы населения, когда постоянно увеличивает число льготных категорий (например, многодетные матери, не имеющие подвесок «Алтын алқа» и «Күміс алқа», а также дети из многодетных семей получили право бесплатного проезда в общественном транспорте только в прошлом году), и это радует павлодарцев.

Кстати, акимат делал и другие «красивые» поступки за счет частников: в праздничные дни всем горожанам не раз дарили бесплатный проезд в общественном транспорте. А была ли за это компенсация – неизвестно. Но ведь в конфликте вокруг возмещения затрат перевозчиков можно было давно поставить точку, проведя соответствующее исследование в должной мере.

Впрочем, в последнее время у городского акимата как-то не складываются отношения с предприятиями, оказывающими социально значимые услуги. Напомним, буквально месяц назад таким же методом шантажа сдвинуть проблемную ситуацию с мертвой точки пыталось ТОО «Спецмашин», которое занимается вывозом мусора. Тогда фирма так же – в письменном виде и в ультимативной форме – заявила, что прекращает оказывать услуги населению с 31 января, и даже сделала это.

Основная причина кроется в том, что отдел ЖКХ, на балансе которого находится полигон твердых бытовых отходов областного центра, не оформил должным образом все разрешения, а это повлекло за собой штрафы и ограничения («А воз и ныне там», «КП» от 11 февраля 2020 года).

Еще один конфликт, когда город с трудом контролировал ситуацию, возник в конце прошлого года – разборки между автобус­никами и водителями маршруток привели к тому, что крайними оказались простые граждане («Война за пассажиров», «КП» от 12 декабря 2019 года).

Все это отлично демонстрирует деятельность отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Павлодара, где слишком часто меняется руководство. Впрочем, внутренние нюансы работы чиновников совсем не интересуют павлодарцев, в отличие от стоимости проезда, качественных услуг и комфорт­ной жизни в родном городе.

Популярное

Все
Токаев: Игры кочевников будут способствовать укреплению международной солидарности
Подготовку визита президента в Туркменистан обсудили в Астане
Вольник Камил Куруглиев завоевал бронзовую медаль чемпионата мира U20
Двухлетняя девочка упала в глубокую яму в Атырауской области
Ольга Рыпакова вошла в Исполнительный комитет Олимпийского совета Азии
Александр Масляков ушел из жизни
Новые дома построили для пострадавших от паводка сельчан Актюбинской области
Атомная генерация снизит зависимость от импорта энергии
Снег ожидается в некоторых регионах Казахстана на выходных
В АЭС – наше развитие, наше будущее!
Подушевое финансирование ДЮСШ внедрят в Казахстане
На церемонии открытия Всемирных игр кочевников будет аншлаг
«Астана» победила и теперь ждет в гости лондонский «Челси»
Акмолинские аграрии приступили к уборке урожая
Токаев подписал указ о республиканском референдуме
Глава государства поздравил президента Вьетнама с Днем независимости его страны
Курс на Справедливый Казахстан: новые стратегические инициативы президента
Семьям горняков окажут помощь
Жителям Атбасара вручили ключи от квартир
Паралимпийские соревнования по триатлону перенесены из-за грязной воды в Сене
Смертельное ДТП произошло в Караганде
Сборная Казахстана по хоккею сыграла с командой Словакии
Внедрение искусственного интеллекта – новый вызов для Казахстана
Новый посол Узбекистана приступил к работе в Казахстане
Водоканалы соберут под одной крышей
Костанайская область одной из первых завершила строительство домов для пострадавших
Более 350 тысяч первоклашек сели за парты
Казахстанский тренер принес две медали для Туниса на Олимпиаде
Страны Центральной Азии укрепляют позиции на мировой арене
Появится парк на «Колесных рядах»
Пострадавшие от паводка в ЗКО получили жилье
Важно постоянно находить новые точки соприкосновения
Кайрату Сатыбалды смягчили приговор
Консультативные встречи показывают высокую эффективность
Интеграция отвечает общим целям
Круглосуточную охрану приставили к дому девочки, попавшей в секс-рабство в Кызылорде
Премьер Индии призвал Украину и Россию к переговорам
Рыбалка закончилась трагедией
Казахстанцы собрали 140 млн тенге для впавшего в кому солдата-срочника
Автобус – не вертолет. Местные власти отстранили от работы перевозчика, обвинив его в саботаже
«Лучший педагог»: стартовал прием заявок на конкурс в столице
Тенге незначительно подешевел к доллару за неделю
Масштабный марафон «SARYARQA RUN» пройдет ко Дню Конституции в Астане
Быть или не быть АЭС – решим всей страной
Есть время и возможность подготовить атомщиков
Не использовавшийся по целевому назначению участок в Шымкенте вернули государству
В Великобритании начались испытания РНК-вакцины от рака лёгких

Читайте также

«Вложись, построй, а мы тебя снесем...»
«Зубная» боль дантистов
Поля на голодном пайке
«Кошмары» на площадке автохлама

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]