
С октября сменилась компания, очищающая от снега и льда платную автостраду Темиртау – Нур-Султан. Раньше этим занималось ТОО «Казахавтодор», а теперь – дирекция платных автодорог. Будет ли новичок обслуживать республиканскую трассу качественнее и быстрее?
С приходом зимы в центральном Казахстане открывается сезон перекрытых из-за снегопадов дорог. Для водителей легковушек, грузовиков и автобусов это сложный период. Никто из них не хочет стоять в непогоду на трассе, мерзнуть и ждать, когда расчистят проезд. А такое случается нередко. К примеру, в январе 2020 года во время пурги на трассе Нур-Султан – Темиртау скопилось более тысячи машин. Люди почти три дня ждали, когда улучшится погода и откроют магистраль.
В нынешнем ноябре в Карагандинской области междугородние трассы из-за буранов перекрывали четырежды. Но движение по «платнику» Темиртау – Нур-Султан не останавливалось.
Интересно, почему? Неужели подрядчик успешно справляется с работой по очистке дороги от снега? Или погода пока нас балует, приберегая осадки для нового года?
– С 1 октября 2021 года участок платной трассы Нур-Султан – Темиртау протяженностью 134 километра передан на обслуживание нам, – рассказывает начальник отдела эксплуатации Акмолинского филиала «Дирекции платных автомобильных дорог» АО «НК «КазАвтоЖол» Арсен Темирханов. – Обслуживаем ее собственными силами. Не ждем, пока выпадет определенное количество осадков. Ежедневно получаем сводки «Казгидромета» с прогнозом погоды на неделю вперед. Поэтому, если приближается буран, заранее подтягиваем к трассе необходимую спецтехнику.
По словам специалиста, для зимнего обслуживания трассы, соединяющей столицу с Карагандинским регионом, используются 24 спецмашины. В их числе комбинированные дорожные машины, шнекороторы, автогрейдеры, погрузчики, бульдозеры и тракторы. В дирекции платных автодорог не скрывают – этого недостаточно.
Чтобы перекрыть дефицит, компания заключила договоры намерения на аренду дополнительной спецтехники – на два погрузчика, два автогрейдера и восемь комбинированных дорожных машин. Этого должно хватить. Главное, чтобы их не забрали для уборки какой-нибудь другой важной автомагистрали.
– Существует норматив, по которому у нас есть до четырех часов, чтобы полностью убрать снег с дороги и открыть проезд, – объясняет Арсен Темирханов. – Но по факту мы не ждем четыре часа, а открываем трассу раньше – в течение двух-трех часов. К сожалению, многие люди не понимают, зачем в бураны мы перекрываем магистраль. Делаем не для себя, чтобы спокойно вывозить снег, а для безопасности участников дорожного движения.
Ведь бывает так, что, к примеру, в Темиртау метель уже стихла, а на территории Акмолинской области еще буранит. Не зная этого, водители звонят в колл-центр «КазАвтоЖола» и требуют открыть трассу. Но дорожники не спешат снимать кордоны. Они понимают: в условиях плохой видимости машина может застрять или попасть в ДТП.
Если на дороге образовался гололед, но при этом нет ни ветра, ни снегопада, то ее не перекрывают. Магистраль посыпают специальными противогололедными реагентами. Смесь песка и соли на платной трассе Нур-Султан – Темиртау не используют.
– Для нас самая большая проблема – машины, которые любыми путями пытаются прорваться на перекрытую дорогу, – отмечает начальник отдела эксплуатации и безопасности движения. – Они заезжают на трассу, проезжают несколько километров и упираются в стену снега. Здесь им приходится останавливаться и ждать помощи. Хочу сказать, что иногда водители не включают «аварийку». Тем самым они усложняют работу спасателям и создают опасность ДТП.
Трасса Нур-Султан – Темиртау хоть и новая, ее реконструировали всего пять лет назад, но сложная. На ней много снегозаносимых участков: 58 из 134 км. На них часто случаются аварии и возникают заторы. В дирекции платных автодорог об этой проблеме знают и стараются минимизировать связанные с ней риски.
– Перед началом зимнего периода вдоль снегозаносимых участков устанавливаем временные ограждения, делаем снежные валы и роем траншеи, – перечисляет Арсен Темирханов. – Такие работы проводятся ежегодно. Они показывают свою эффективность. Раньше пассивным снегозадержанием занимались сотрудники «Казахавтодора», потому что дорога находилась у них на содержании.
Арсен Темирханов курирует вопрос содержания платной дороги на столицу, поэтому знает о ней почти все. Но, к сожалению, на вопрос о том, какая сумма выделена на зимнее содержание трассы, специалист ответить не смог. Он лишь отметил, что финансирования достаточно. Но очистку дороги от снега, заливку трещин мастикой, разметку проезжей части и даже откачку нечистот из придорожных туалетов проводят на деньги, собираемые с водителей проезжающего автотранспорта.
Напомним, что дорога Нур-Султан – Темиртау стала платной в 2019 году. Проезд по ней в один конец для легкового транспорта стоит 200–400 тенге, для грузового – от 700 до 3 350 тенге.
Судя по информации МИИР, трасса на столицу самая доходная из всех в Казахстане. За два первых месяца 2020 года проезжающие по ней заплатили 215,5 млн тенге. Исходя из этих цифр, можно сделать вывод, что в год дорога приносит в казну более миллиарда тенге. Главное, чтобы эти деньги тратились по прямому назначению.