Согласно научному определению социальное государство – это такое государство, в котором обеспечены высокие стандарты жизни человека, защищаются социально уязвимые слои населения.
Конституция нашей страны в статье первой закрепляет приоритеты в определении государственно-правовой политики и принципы деятельности государственного механизма. В частности, в ней указывается, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством».
Давая официальное толкование обороту «утверждает себя», Конституционный совет РК так пояснил его значение: «…подчеркивает поступательность развития... придает характер необратимости и направленности процессу». С точки зрения юридической техники данный оборот наиболее четко подмечает сущность концепций правового, социального, демократического и светского государства.
Действительно, «социальное государство» – понятие, которое подвержено изменениям. Это легко, к примеру, можно проследить по развитию правового статуса человека, изменяющегося в разных типах права.
Если при рабовладельческом типе человек рассматривается как «говорящее орудие», а в феодальном праве люди по своему рождению не равны в правах, то в буржуазном обществе человек с момента своего появления на свет становится формально равным с другими. Все это предопределяет сложности в определении социального государства.
Термин «социальное государство» – есть продукт рационального конформизма между радикальными представлениями социалистов и либералов в отношении ценностей и устоев общественной жизни. Поэтому, как и всем продуктам «уступчивости», социальному государству досталась неопределенность в своем содержании.
В научной литературе, посвященной данной теме, предлагаются разные концепции, касающиеся социального государства. Скажем лишь, что в одном своем крайнем выражении они примыкают к коммунизму, в другом – к либеральному государству с рыночно-ориентированной экономикой.
Одним из новых трендов в определении понятия «социальное государство» можно назвать статью Президента Нурсултана Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», в которой ставится вопрос об ответственности самого общества за построение государства всеобщего благосостояния. Ибо только в обществе с высокой предпринимательской активностью и инициативой, в обществе с позитивной оценкой к труду могут реализовываться принципы социального государства.
В своей статье Глава государства подчеркивает необходимость ведения выверенной социальной политики, заботы о каждом гражданине страны. Одновременно он отмечает, что за годы независимости в Казахстане создан крепкий фундамент социального государства. Президент акцентирует внимание на жизненной необходимости «найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ». «Именно в этом я вижу ключевую задачу социально-экономической модернизации», – отмечает Нурсултан Абишевич Назарбаев.
В статье однозначно указывается на то, что именно труд как решающий национальный фактор в условиях XXI века, в условиях глобальной конкуренции должен быть выдвинут на первый план.
Безусловно, что идеи, высказанные Президентом в этой программной статье, вызвали большой интерес научного сообщества. Но что еще более ценно, Глава государства обозначает и конкретные варианты решения тех проблем, которые появляются на пути к Обществу Всеобщего Труда.
«Социальная модернизация требует сегодня ясного представления о возможных вызовах и рисках. И это должны понимать не только государственные служащие всех рангов, но и все общество, весь народ, для которого социальная модернизация и осуществляется», – подчеркивает Президент.
Кратко резюмируя вышеизложенное, выскажу мнение, что действующая Конституция РК дает сегодня все правовые возможности для социальной модернизации Казахстана.
Мади Шакенов, кандидат юридических наук, КазГЮУ