Плати… лицом

833
Асель Муканова

FacePAY – это система управления биометрическими данными, которая может решать самые разнообразные задачи с помощью функции распознавания лиц. Это полностью казахстанская разработка и, как заверил учредитель ТОО «Ipay» Алмас Айменов, используется впервые в мире для оплаты проезда в общественном транспорте.

Для того чтобы не носить с собой ни банковской, ни транс­портной карты, ни смартфона, а уж тем более наличные деньги, нужно для начала зарегистрировать свой ИИН в бот-программе FacePAY в Telegram, сделать селфи и привязать к нему свою банковскую карту. После того как пользователь даст разрешение на использование своих биометрических данных, он сможет оплачивать проезд, просто зайдя в автобус, где установлено оборудование. Билет придет автоматически в течение 10 секунд в Telegram. При этом разработчики обещают, что персональные данные пользователей будут надежно защищены.

– Мы долго продумывали архитектуру, просчитывали все моменты и пытались оптимизировать все процессы. Например, чтобы оплатить с помощью SMS или QR-кода, нужен смартфон, а на нем может сесть батарея в самый неподходящий момент. Валидаторы тоже, бывает, не срабатывают, выходят из строя. Мы избавим людей от ненужных движений, при этом FacePAY будет копировать весь функционал транспортной карты. Это технологии будущего, – считает Алмас Айменов.

В ходе технического тестирования отрабатываются детали, насколько точно идет процесс идентификации пассажира, нужно удостовериться в правильнос­ти считывания информации, прежде чем проводить какие-то платежные операции. Кстати, горожане смогут вносить свои предложения или жалобы по поводу системы, когда она будет испытываться в пилотном режиме.

Контролеры проверяют оплату с помощью специального мобильного приложения, если вы продиктуете свой ИИН. Так что даже показывать электронный билет не придется. Установлена камера на такой высоте, что воспользоваться услугой смогут даже дети. Нет опасности и двойных списаний, утверждают разработчики. То есть если вы нечаянно еще раз попали в объек­тив камеры, система поймет, что вы уже оплатили в течение ­последнего часа.

Планировалось использовать FacePAY и для обнаружения карманников и правонарушителей, внести их в базу данных, но пока этот вопрос прорабатывается.

– Перед нашей компанией стоит задача по организации различных сервисов и форм оплаты. В мире немало трендов, и «Астана LRT» не стоит на месте. Наряду с оплатой наличными мы запус­тили транспортные карты, которыми сегодня производится львиная доля всех платежей, а также альтернативные способы оплаты посредством SMS, QR-кодов и при помощи восьми мобильных приложений. Биомет­рия – это следующий этап развития, – рассказал управляющий директор – член правления ТОО «Астана LRT» Даурен Нуралиев. – Насколько мы знаем, в Китае компания Alibaba использует оплату по биометрии в столовых, в Великобритании пытались запускать аналогичную систему в метро. В рамках программы «Цифровой Казахстан» мы движемся дальше и, надеемся, следующий год будет плодотворным, и мы постараемся запустить полноценно оплату банковскими картами и с использованием биометри­ческих данных.

Компания Ipay была одной из первых на рынке, кто внедрил оплату с помощью QR-кода в общественном транспорте Кызыл­орды и Нур-Султана. Доля куп­ленных с его помощью, а также по SMS на номер 2505 билетов выросла с 3% до 14%. Более 30 тыс. человек ежедневно пользуются приложением.

Помимо этих способов есть оплата при помощи пятизначного кода, это удобно в переполненных автобусах, когда до валидатора или QR-кода сложно дотянуться. Увидев пять крупных цифр на автобусе, можно оплатить проезд, еще даже не войдя в него.

Также, например, в приложении Senim есть возможность заплатить сразу за нескольких пассажиров или с кэшбека других сервисов. Более 15 тыс. билетов ежедневно покупается с помощью этого приложения. Кстати, все комиссии берет на себя «Астана LRT».

Если на начало 2018 года доля безналичной оплаты в общест­венном транспорте столицы составляла всего 26%, то сейчас уже превысила 95%. В день совершается 30–35 тыс. транзакций наличными, и эта цифра постоянно уменьшается. Если новый сервис «оплаты лицом» заработает полноценно, то наличные в автобусах станут большой редкостью.

Популярное

Все
Что важно знать при изучении языка Абая?
Сегодня в Астане стартует юношеский и юниор­ский чемпионат Азии по тяжелой атлетике
Канат Тасибеков: В диалоге рождается истина
Гала-концертом GRAND FEST завершил «Қазақконцерт» свой 64-й сезон
В регионе открылись сразу два языковых лагеря для взрослых
Подходы к процедурам расторжения брака нуждаются в совершенствовании
Обычаи и люди глазами фотографа
Солнышко на ладони, или Абрикосовое лето в Шымкенте
Клиника одного дня
В Актау стало светлее и чище
Создавать барьеры наркопреступности
Водопроводные неурядицы пригородного села
Защитит от тока и огня
Фундамент человечности
Тайны дружбы
Вершины как зеркало
И на камнях растут цветы…
«Белый песок» среди полей
Верный друг и путеводная звезда
Школа – территория самореализации
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Из Рабочего поселка – в Париж
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
Fortebank покупает Home Credit Bank
Каждый закон, принятый в Мажилисе, разработан при активном участии фракции AMANAT
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Завод по выпуску хлопьев и круп строят в СКО
Депутаты утвердили отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год
Как интернет-мошенники обходят блокировки?
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Экс-министр обороны получил новую должность
Машиностроение – ключ к долгосрочному устойчивому росту ВВП
День безопасной дороги провели в Казахстане
Ставки по депозитам физлиц обновили 28-летний рекорд
Токаев принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета
Растет достойная смена
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Закон Республики Казахстан
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы

Читайте также

Канал Найман забетонировали
Новоселье у осетра
Импортозависимость будет снижена
Из рыболовов – в рыбоводы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]