
Об этом на брифинге в Агентстве по противодействию коррупции (АПК) сообщила руководитель департамента превенции АПК Анар Жарова.
По ее словам, с начала года аналитическая работа была проведена, в частности, по линии Министерства труда и социальной зашиты населения, АО «НК «ҚазАвтоЖол», Национального центра экспертизы лекарственных средств Министерства здравоохранения, Комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ, Комитета государственных доходов, Национального олимпийского комитета. При этом в 3 случаях из 6 анализ коррупционных рисков осуществлялся по инициативе самих ведомств.
Как считает спикер, это «ярко говорит о меняющемся отношении к коррупции и формировании в обществе культуры ее неприятия». Между тем результаты анализа не остаются в стенах АПК. Они выносятся на общественное обсуждение. И как итог – принимаются эффективные меры для борьбы с коррупцией.
В качестве положительного примера Анар Жарова привела Министерство труда и социальной защиты населения. По итогам анализа и совместного обсуждения здесь были определены конкретные пути решения 2 наиболее острых проблем, не решавшихся годами. Это объективность проведения социально-медицинской экспертизы для определения группы инвалидности и исключение фактов фиктивного трудоустройства на социальные рабочие места.
Сейчас министерством уже готовятся необходимые поправки в законодательство, в пилотном режиме апробируются IT-решения по заочному освидетельствованию при присвоении инвалидности и внедрению системы электронных трудовых договоров.
Ряд анализов, по словам Анар Жаровой, проводится в рамках «дорожной карты» НПП «Атамекен», в результате вырабатываются рекомендации, направленные на усиление защиты бизнеса.
К слову, агентством уже определены объекты анализа и на второе полугодие текущего года. Это Комитет госматрезерва Министерства национальной экономики, Комитет экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, Комитет контроля качества и безопасности товаров и услуг, ТОО «СК-Фармация» Минздрава, а также ведомства, чья деятельность связана со строительством жилья и жилищными отношениями. Работа будет проводиться синхронно – одновременно в центре и на местах.
– Еще один ключевой момент в этом направлении – сопровождение и мониторинг внутренних анализов коррупционных рисков, – уточнила Анар Жарова. – В соответствии с требованиями Закона «О противодействии коррупции» он проводится самими госорганами. Вместе с тем на сегодня данный инструмент носит больше формальный характер и не используется в полной мере как механизм превенции.
Одним из инструментов устранения коррупционных рисков служит также анализ результатов уголовно-следственной практики. По итогам расследования уголовных дел в центральные государственные и местные исполнительные органы антикоррупционной службой вносятся обязательные для исполнения представления.
Как отметил старший следователь следственного департамента Агентства по противодействию коррупции Данияр Бигайдаров, в первом полугодии нынешнего года антикоррупционной службой и ее территориальными подразделениями в различные госорганы внесено около 1 700 представлений.
К примеру, по результатам расследования хищений бюджетных средств в Восточно-Казахстанском филиале РГП «Информационно-вычислительный центр Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК» были выявлены и коррупционные риски. Установлено, что работа по формированию, вводу и обработке статистических данных дублировалась как услугодателями (в рамках договоров возмездного оказания услуг), так и работниками филиалов РГП. Это создало условия для составления фиктивных договоров с услугодателями и дальнейшего хищения бюджетных средств директором филиала РГП.
По представлениям агентства к различным видам дисциплинарной ответственности привлечены 225 руководителей, ряд из них освобожден от занимаемых должностей. Так, в июле текущего года приказом первого заместителя министра обороны – начальника Генерального штаба ВС РК освобождены от занимаемых должностей 2 заместителя начальника департамента по делам обороны Жамбылской области, которые являлись ответственными за комплектование, воспитательно-идеологическую и военно-патриотическую работу. Такое наказание командиры понесли за своего подчиненного – начальника отделения набора на воинскую службу по контракту, получившего незаконное вознаграждение от кандидата за содействие в прохождении спецпроверки.
В целом по результатам рассмотрения представлений антикоррупционной службы в первом полугодии текущего года к различной дисциплинарной ответственности привлечены 657 должностных лиц, из которых 88 уволены, еще 64 освобождены от выполнения государственных функций.