Почти треть пассажиров общественного транспорта в Астане не оплачивает проезд

19539
Самат Бейсембаев

Подобно тому, как кровь дает жизнь организму, общественный транспорт, двигающийся по улицам, словно по артериям, оживляет город. Однако не все в этой сфере в главном городе страны в порядке. Порой люди вынуждены ждать автобус по 30–40 минут, а потом ехать в давке.

Фото: kazpavda.kz

Проблему признают в ТОО «City Transportation Systems» – главном поставщике услуг электронной системы оплаты проезда в Астане.

– Проблема есть, – говорит директор департамента координации транспорта Мади Сарбасов. – Город очень быстро растет. Мы в этой связи удлиняем маршруты, поэтому увеличиваются интервалы. Некоторые автобусы очень старые, ломаются.

Последний раз массовая их закупка производилась еще в 2019 году. На сегодняшний день нехватка составляет около 400 единиц. Всего же на город-миллионник приходится около 1 100 машин. Но не стоит, как говорится, переживать: этот вопрос взят на контроль, и уже в скором времени, как заверяет Мади Сарбасов, будет решен.

– Сейчас перевозчики окреп­ли, субсидии начали им выплачиваться. В прошлом году они приобрели 20 машин, еще 15 – в пути. До конца года, помимо этих, еще 50 планируется закупить. И что самое значимое – первый автобусный парк приобретает 320 автобусов. Их поставка из-за большого объема растянется на два года, – добавил директор департамента.

Таким образом, этот вопрос, можно сказать, закрыт. Однако не все так просто – нужны еще и те, кто будет управлять всем этим транспортом. Да, дефицит наблюдается и среди водителей. На сегодняшний день около 900 вакансий остаются открытыми. Причины три. Самая очевидная – низкие зарплаты, а также слишком высокие квалификационные требования и... пресловутый ковид.

– У нас очень большой отток произошел во время карантина, когда на несколько месяцев практически остановился весь общественный транспорт. Многие ушли в другие сферы, на доставку, – рассказывает Мади Сарбасов. – Сейчас водители получают в среднем 400–500 тысяч тенге на руки, иногда доходит до 600 тысяч. Но надо учитывать – сумма получается такой из-за переработок. Еще одна проблема – высокие требования. Чтобы соответствовать категории D, водитель должен быть не моложе 25 лет, иметь стаж работы не менее пяти лет. Плюс ко всему стрессы: легковушки подрезают, пассажиры грубят.

Также вопрос есть к программе обучения водителей автобуса. В Казахстане она достигает 138 часов, из которых 86 – теория, 52 – практика. Специалисты CTS для решения предлагали взять пример с северного соседа. В России для получения необходимой категории нужно быть не младше 21 года, и при этом нет никаких требований к стажу. Программа обучения составляет 296 часов: 152 часа – теория, 144 – практика.

– То есть практика по времени почти в три раза больше. Мы обращались с соответствующим предложением. Первый раз нам отказали. Вот сейчас снова «постучались» в акимат. Вопрос взят на рассмотрение. Акимат же должен теперь обратиться в другие государственные органы для детальной проработки – в Министерство юстиции, МВД, – отмечает представитель компании.

К сожалению, на этом проблемы не заканчиваются. И виноваты в этом отчасти... сами же пассажиры.

В целом, общественный транспорт прибыли как таковой не приносит. Для его функционирования из бюджета всегда выделяются субсидии. И в городах их размер зависит от количества пассажиров. Как объясняют специалисты, чем их меньше, тем больше выделят денег из бюджета.

– Конечно, 90 тенге ни на что не хватает. Думаю, все понимают, что добраться с одного конца города в другой и потратить менее ста тенге – явно ниже себестоимости. К тому же дизельное топливо подорожало, с каждым годом дорожают запасные части, обслуживание. А вот тарифы остаются неизменными, и потому акимат принимает меры. То есть утверждается сумма себестоимости поездки каждого пассажира, исходя из пассажиропотока, и государство доплачивает перевозчику недополученные средства, – разъяснил Мади Сарбасов.

Теперь – о безбилетниках. К сожалению, так называемых «зайцев» только по Астане около 20–30%, а по некоторым маршрутам и вовсе до половины граждан не оплачивают проезд. Таким образом, в год транспортники теряют до 2,5 млрд тенге, которые восполняются с налогов.

– Я недавно сам лично вышел на проверку. Автобус буквально забит под завязку, но мне докладывают, что по системе он заполнен только наполовину. Также целую неделю усиленно проверяли 36 городской маршрут. Количество пассажиров увеличилось вдвое. Поэтому принятие решений по продлению маршрута или добавлению автобусов принимать сложно. Мы начинаем говорить в акимате и перевозчику, что маршрут перегружен, нужно добавлять, но по системе, на которую они ориентируются, людей там мало. Если ты ездишь «зайцем», то как можно жаловаться на условия? Понимаете, это все взаимосвязано, – говорит Мади Сарбасов.

В целом, мониторинг идет постоянный, работы ведутся. Сейчас, например, есть планы по запуску новых маршрутов.

Популярное

Все
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Под сенью Вечно Синего Неба
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
Молочный флагман республики
В Актобе празднуют 100-летие Алии Молдагуловой
Зов предков: башкирская группа Ay Yola выпустила новый клип
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
Вблизи Атырау с вертолета тушат пожар
В Казахстане растут объемы производства легкой промышленности
Действенная система защиты прав и безопасности женщин и детей
Мынжылкы Бердиходжаев: Профессия врача требует человечности и самопожертвования
Саранча угрожает посевам
Гендиректор Института ядерной физики: "Партнёрство с Росатомом открывает возможность сразу применять единую систему образовательных стандартов"
Функции тарифного регулятора переданы Минводы
Алматинка впала в кому после укола антибиотика
Листая страницы старинных книг
Казахстан впервые в истории вышел в финал ЧМ по дзюдо среди женщин
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Тайны городского парка
Назначен новый министр обороны Казахстана
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Цифровая трансформация транспорта – путь к экономическому росту
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
Новые правила регистрации мобильных телефонов
В Уральске реконструируют набережную

Читайте также

Более 750 выпускников школ стали обладателями «Алтын белгі»…
Алматинка спасла от ДТП девочку на роликах
«Сокол» расправил крылья
В Уральске открылся штаб «Дала қырандары».

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]