Почти треть пассажиров общественного транспорта в Астане не оплачивает проезд

19281
Самат Бейсембаев

Подобно тому, как кровь дает жизнь организму, общественный транспорт, двигающийся по улицам, словно по артериям, оживляет город. Однако не все в этой сфере в главном городе страны в порядке. Порой люди вынуждены ждать автобус по 30–40 минут, а потом ехать в давке.

Фото: kazpavda.kz

Проблему признают в ТОО «City Transportation Systems» – главном поставщике услуг электронной системы оплаты проезда в Астане.

– Проблема есть, – говорит директор департамента координации транспорта Мади Сарбасов. – Город очень быстро растет. Мы в этой связи удлиняем маршруты, поэтому увеличиваются интервалы. Некоторые автобусы очень старые, ломаются.

Последний раз массовая их закупка производилась еще в 2019 году. На сегодняшний день нехватка составляет около 400 единиц. Всего же на город-миллионник приходится около 1 100 машин. Но не стоит, как говорится, переживать: этот вопрос взят на контроль, и уже в скором времени, как заверяет Мади Сарбасов, будет решен.

– Сейчас перевозчики окреп­ли, субсидии начали им выплачиваться. В прошлом году они приобрели 20 машин, еще 15 – в пути. До конца года, помимо этих, еще 50 планируется закупить. И что самое значимое – первый автобусный парк приобретает 320 автобусов. Их поставка из-за большого объема растянется на два года, – добавил директор департамента.

Таким образом, этот вопрос, можно сказать, закрыт. Однако не все так просто – нужны еще и те, кто будет управлять всем этим транспортом. Да, дефицит наблюдается и среди водителей. На сегодняшний день около 900 вакансий остаются открытыми. Причины три. Самая очевидная – низкие зарплаты, а также слишком высокие квалификационные требования и... пресловутый ковид.

– У нас очень большой отток произошел во время карантина, когда на несколько месяцев практически остановился весь общественный транспорт. Многие ушли в другие сферы, на доставку, – рассказывает Мади Сарбасов. – Сейчас водители получают в среднем 400–500 тысяч тенге на руки, иногда доходит до 600 тысяч. Но надо учитывать – сумма получается такой из-за переработок. Еще одна проблема – высокие требования. Чтобы соответствовать категории D, водитель должен быть не моложе 25 лет, иметь стаж работы не менее пяти лет. Плюс ко всему стрессы: легковушки подрезают, пассажиры грубят.

Также вопрос есть к программе обучения водителей автобуса. В Казахстане она достигает 138 часов, из которых 86 – теория, 52 – практика. Специалисты CTS для решения предлагали взять пример с северного соседа. В России для получения необходимой категории нужно быть не младше 21 года, и при этом нет никаких требований к стажу. Программа обучения составляет 296 часов: 152 часа – теория, 144 – практика.

– То есть практика по времени почти в три раза больше. Мы обращались с соответствующим предложением. Первый раз нам отказали. Вот сейчас снова «постучались» в акимат. Вопрос взят на рассмотрение. Акимат же должен теперь обратиться в другие государственные органы для детальной проработки – в Министерство юстиции, МВД, – отмечает представитель компании.

К сожалению, на этом проблемы не заканчиваются. И виноваты в этом отчасти... сами же пассажиры.

В целом, общественный транспорт прибыли как таковой не приносит. Для его функционирования из бюджета всегда выделяются субсидии. И в городах их размер зависит от количества пассажиров. Как объясняют специалисты, чем их меньше, тем больше выделят денег из бюджета.

– Конечно, 90 тенге ни на что не хватает. Думаю, все понимают, что добраться с одного конца города в другой и потратить менее ста тенге – явно ниже себестоимости. К тому же дизельное топливо подорожало, с каждым годом дорожают запасные части, обслуживание. А вот тарифы остаются неизменными, и потому акимат принимает меры. То есть утверждается сумма себестоимости поездки каждого пассажира, исходя из пассажиропотока, и государство доплачивает перевозчику недополученные средства, – разъяснил Мади Сарбасов.

Теперь – о безбилетниках. К сожалению, так называемых «зайцев» только по Астане около 20–30%, а по некоторым маршрутам и вовсе до половины граждан не оплачивают проезд. Таким образом, в год транспортники теряют до 2,5 млрд тенге, которые восполняются с налогов.

– Я недавно сам лично вышел на проверку. Автобус буквально забит под завязку, но мне докладывают, что по системе он заполнен только наполовину. Также целую неделю усиленно проверяли 36 городской маршрут. Количество пассажиров увеличилось вдвое. Поэтому принятие решений по продлению маршрута или добавлению автобусов принимать сложно. Мы начинаем говорить в акимате и перевозчику, что маршрут перегружен, нужно добавлять, но по системе, на которую они ориентируются, людей там мало. Если ты ездишь «зайцем», то как можно жаловаться на условия? Понимаете, это все взаимосвязано, – говорит Мади Сарбасов.

В целом, мониторинг идет постоянный, работы ведутся. Сейчас, например, есть планы по запуску новых маршрутов.

Популярное

Все
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Вековому юбилею посвящается
Казахстанская разработка представлена на EXPO 2025 в Японии
Повысить безопасность и минимизировать ущерб
Наукограды способны повысить конкурентоспособность страны
Чтобы ухабов стало меньше
Химпром Мангистау: курс на модернизацию и устойчивое развитие
За свой кровный грош ты для жуликов хорош!
Педагогика: и наука, и искусство
Шанс для технологического прорыва
Вечная современность классики
Светлый и ликующий мир Ивана Стадничука
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам физической культуры и спорта, а также исключения излишней законодательной регламентации
Кузнечных дел мастер
Звезды командного айтыса
Порохом пропахшие страницы
Держи удар, малыш!
Мечты сбываются
Школа нужна и на курорте!
В центре надежды
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
Около 2 тысяч казахстанцев получили спецвыплату за вредные условия труда
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Потребителей приучат к бережливости
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Правительство определилось с суммой порога по НДС, и это не 15 миллионов
Ставить и достигать цели
Свыше 2,5 млрд тенге выделили на водоснабжение сельчан Туркестанской области
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Боевой путь пулеметчика
Ключи от квартир получили молодые ученые в РК
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Дело Перизат Кайрат: итоги расследования
От кустарного цеха – до современной фабрики
«Замандас 21»: там, где царят любовь и забота
Обеспечить верховенство права через уважение к нему
Изменения в «Барысе» и феноменальный рекорд Овечкина
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Точкой роста должен стать туризм
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
В Атырау растет интерес к национальным видам спорта
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Китай обсуждает с ЕС отправку миротворцев в Украину
В честь 180-летия Абая на родине поэта состоялась церемония тұсаукесер для 180 детей
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК
Результаты нужны, но переформатирование важнее
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Ставка на справедливость и доверие
Ставка на «зеленые» энергетические технологии
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте

Читайте также

Козы-Корпеш и Баян Сулу: более 500 семей создали казахстанц…
Шанс для технологического прорыва
Вековому юбилею посвящается
Станцевавшая на пилоне девушка обратилась к хейтерам

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]