После дождичка в четверг

899
Игорь Бургандинов, Нур-Султан

Есть где раскататься

Энтузиасты дружно зачехлили полозья, затем, вооружившись насосами, бодро довели давление в шинах своих «бисиклетов» до заветных 3,5 «очков», смазали где надо и, напевая «трудно было человеку десять тысяч лет ­назад...», ринулись штурмовать уже подсохшие велодорожки. Благо, они у нас есть. Ведь с первых столичных лет «те, кому положено» не забывали о любителях покрутить педали. Первой появилась лыжероллерная трасса (она же велосипедная) в городском парке. Причудливо извиваясь среди деревьев на компактной территории, поднимаясь на мос­тики и ныряя под них, она позволяла (и позволяет) про­ехать около четырех километров за один оборот (есть еще малый «круг» на 2,5 км), наслаждаясь приятными видами и приличным асфальтом. В последующие годы каждый новый парк позволял страждущим размять ноги, в перерывах предаваясь другим видам активного отдыха. Новый прорыв в деле велосипедизации столицы наступил в 2014 году, когда по примеру «заграницы» открылась система автоматизированного проката VeloBike. Тогда и появились дорожки вдоль улиц, причем часть из них просто прочертили на тротуарах, где-то по асфальту, в иных местах по ­зубодробительной брусчатке. Действует проект и сегодня. Ушли в прошлое голубые карточки, и теперь зарегистрированному пользователю достаточно помнить свой ID. Стоимость сезонной аренды для студентов и пенсионеров составляет 5 000 тенге, а для всех остальных удовольствие обойдется вдвое дороже.

Двухколесная жизнь развивалась планомерно из года в год, пока не наступил 2020-й, усадивший на байки сразу тысячи новообращенных. Вспомнил молодость и я, уложив в багажник автомобиля складной велосипед сына, с тем чтобы свободными вечерами выезжать подальше от заразы. Так и накатывал через день скромные 20 км, даже после ковидного недуга.

В нынешнем сезоне как владелец уже «настоящего» велосипеда «проинспектировал» состояние инфраструктуры, о чем и собираюсь поведать.

Сначала немного о скучном. Собираясь в поездку, не забудьте про защитный шлем (лучше с зеркалом заднего вида) и очки, а еще оборудуйте свой транспорт звоночком, а если собираетесь ездить по ночам, то и световыми приборами. ПДД однозначно приравнивают велосипед к механическим транс­портным средствам и дозволяют передвигаться по улицам и дорогам, если вам 14 лет и больше, а велодорожки, увы, нет. Значит, если ваша улица главная, а перекресток нерегулируемый, то вас должны пропус­тить. Однозначно. Даже девушка за рулем «Кашкая». Единственное, чего нельзя делать, так это поворачивать налево, если улица в ширину более одной полосы. В этом случае на время поворота придется спешиться. Не можно ехать и по пешеходному переходу. Но по тротуарам – можно! Если нет дорожки, конечно. И не мешая «педестрианам»! Есть момент один интересный. Правила обязывают водителей при повороте на перекрестке пропус­кать как пешеходов, идущих по переходу, так и велосипедистов, движущихся по своей дорожке. В наших реалиях велодорожка, пересекая перекресток, исчезает, превращаясь в пешеходный переход! Что мешает сделать соответствующую разметку и убрать с пути бордюр? Вопрос пока без ответа.

Итак, если вы житель левого берега либо правого в районе «Пирамиды», то вам есть где раскататься: велосипедные дорожки опоясывают район бульвара Нуржол, позволяют добраться до Ботанического сада, пронизывают его по радиусу и по окружности и вдоль проспекта Мәңгілік Ел заводят за территорию ЭКСПО, поворачивают направо, а потом налево, и уже по Кабанбай-батыра и шоссе Каркара, мимо ипподрома «Казанат» (а это почти Косшы) приводят к заветному местечку, откуда начинается самая красивая велодорожка столицы протяженностью почти 20 км, проходящая через зеленый пояс и выходящая к поселку Караоткель (Ильинка). Здесь прекрас­но в любое время года: тысячи цветущих деревьев весной, целые поляны ромашек летом и золото берез осенью.

Маке и Ваке

Вот на этой самой красивой велодорожке и познакомился я со спортивно-позитивным энтузиастом велоспорта Маратом Баукеновым, который 3 апреля отправился с товарищем на разведку пешком по снегу (километров пять не дошли, промочив ноги), а 8-го уже «посуху» оседлал свой шоссейный «Тринкс». Молодой пенсионер, живя в районе Ботанического сада, ежедневно проезжает эту трассу туда и обратно, выдавая на круг 54 км, намотав с начала сезона около 2 000 км. Все это Маке проделывает после обеда, а с утра у него легкая пробежка (4 км) и занятия на тренажерах. Еще он любит играть в настольный теннис, а также на домбре, гитаре и гармошке, а прошлым летом сгонял пару раз на велике в Боровое.

Мечтает туда поехать таким же способом и другой мой знакомец и коллега по цеху Василий Крась, тоже любитель активнос­ти, готовящийся вступить по возрасту в «клуб миллионеров», членами которого мы с Маке уже являемся (для тех, кто забыл, напоминаю: 64 записывается как 1 000 000 в двоичной системе, получается миллион). Причем любитель эстетствующий и не признающий лежачего турецкого отдыха: если едет за границу, на Канары какие-нибудь, например, то на вулкан обязательно залезет. В честь юбилея столичного в 2018-м на пик Нурсултан взошел (год целый готовился, между прочим), а на прошлый День Победы совершил велопробег, 75 км, естественно. На велосипеде катается и зимой, установив покрышки с шипами.

Лучше, чем вчера

Но вернемся на берег правый и посмотрим, насколько старый город дружественен велосипедисту. Не фонтан, как говорят одесситы. При наличии станций проката, дорожек для велобайкеров почти нет. Они присутствуют, конечно, в новых скверах и вдоль них, особенно в огромном новом Коктал парке, но в единое целое пока никак не связаны. Выход один: перебраться за речку. Домчать до моста – дело нескольких минут. Вообще-то велосипед – это машина времени. Только что вы были там, а теперь здесь. В разы быстрее, чем пешком, и гораздо удобнее, чем на машине. Город воспринимается совершенно иначе. На пути до моста вам попадется покореженный асфальт, разбитая брусчатка и бесконечные бордюры. Ведь даже мини-пандусы, сделанные для детских колясок, заканчиваются, как правило, ощутимой ступенькой. Улицы поровнее будут. Но страшно. Особенно объезжать припаркованные авто или ехать прямо, когда автомобиль, нагоняющий вас, вознамерился повернуть направо. Много ли надо велосипедисту? Дос­таточно зеркалом задеть. Есть примеры…

Вот доехали мы до мос­та, а перед ним – знак запрещающий. В поводу коня педального вести надлежит, равно как и по набережной (там знак «Пешеходная дорожка» установлен, что разрешает двигаться только им). Но в самом парке раздолье! Новенькая шикарная велотрасса пронизывает его вплоть до моста «Караоткель», подныривает под него и ведет по набережной до Дома министерств. Одна беда: пешеходы. Мамочки с колясками, старики и дети. Всех влечет эспланада красивого кирпичного цвета. Хотя рядом тротуар не менее гладкий. Выручает звоночек или голос зычный, матершинный. Хотя не всегда. Под мостом «Арқар» дорожка спускается с набережной, пересекая улицу особого назначения. Пару лет назад дорожники устроили тут велосипедистам подлянку, установив на спуске бордюр. Сколько было сломано рук, ног и ключиц – неизвестно, но некоторых пострадавших знаю лично. Затем проезд сгладили, но установили на велодорожке перед пересечением знак «Велосипедное движение запрещено». Выглядит, прямо скажем, издевательски. Кстати, о том, чтобы кто-нибудь из попавших в западню подал в суд на соответствующие службы и выиграл дело, не слышно.

Далее можно двинуться в сторону Байтерека (см. выше) либо пересечь реку по мосту, поднявшись на него по удобному пандусу. Триатлон парк, Президентский и его продолжение за мостом «Арыс» составляют единое велосипедное целое. Единственное, что омрачит ваш взор при пересечении последнего, это замершая стройка ЛРТ, открываю­щаяся взгляду во всем своем безобразии. Но дорожки в той части широченные, разделенные разметкой на полосы туда и обратно, еще и бегунам место отведено. Но спланировано все это великолепие странновато: дорожное покрытие гораздо ниже высоченных бордюров, куда уйдет вода в случае дождя – непонятно. А еще туда машины заезжают, сам же асфальт местами уже разрушается. Но все равно хорошо: тишина и безлюдье.

А скоро еще лучше велосипе­дистам будет. 130 км велодорожек собираются построить в столице с 2020 по 2023 год, причем в году нынешнем в числе прочих чудес собираются семь парков объе­динить в «зеленую артерию» пешеходными и велосипедными дорожками, а главное – вдоль набережной еще 16 км велодорожек обещают проложить. Неужели разрешится проблема «правобережников»?! Подождем!

А пока песенку продолжим:

Солнце на спицах,

Синева над головой,

Ветер нам в лица,

Обгоняет шар земной!

Эти слова в исполнении ВИА «Поющие гитары» в моем детстве звучали из каждого окна. Потом «песенка велосипедистов» (как мы думали) дошла до нас в исполнении Джо Дассена. Но языка французского мы не знали, и оказалось, что это песенка «про любовь», а суть ее заключается в словах «после дождичка в четверг». Так милая пастушка отвечала настырному парнишке в ответ на притязания.

Кстати, запросил я у акимата более подробную информацию по велодорожкам… До сих пор жду. Зай-зай-зай-зай, Зай-зай-зай-зай!

Популярное

Все
Что важно знать при изучении языка Абая?
Сегодня в Астане стартует юношеский и юниор­ский чемпионат Азии по тяжелой атлетике
Канат Тасибеков: В диалоге рождается истина
Гала-концертом GRAND FEST завершил «Қазақконцерт» свой 64-й сезон
В регионе открылись сразу два языковых лагеря для взрослых
Подходы к процедурам расторжения брака нуждаются в совершенствовании
Обычаи и люди глазами фотографа
Солнышко на ладони, или Абрикосовое лето в Шымкенте
Клиника одного дня
Создавать барьеры наркопреступности
В Актау стало светлее и чище
Фундамент человечности
Защитит от тока и огня
Водопроводные неурядицы пригородного села
Тайны дружбы
Вершины как зеркало
И на камнях растут цветы…
«Белый песок» среди полей
Верный друг и путеводная звезда
Школа – территория самореализации
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Из Рабочего поселка – в Париж
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
Fortebank покупает Home Credit Bank
Каждый закон, принятый в Мажилисе, разработан при активном участии фракции AMANAT
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Завод по выпуску хлопьев и круп строят в СКО
Депутаты утвердили отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год
Как интернет-мошенники обходят блокировки?
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Экс-министр обороны получил новую должность
Машиностроение – ключ к долгосрочному устойчивому росту ВВП
День безопасной дороги провели в Казахстане
Ставки по депозитам физлиц обновили 28-летний рекорд
Токаев принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета
Растет достойная смена
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Закон Республики Казахстан
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы

Читайте также

Отбор в Президентский кадровый резерв продолжается
Ситуация под контролем, в том числе цифровым
«Белый песок» среди полей
Обычаи и люди глазами фотографа

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]