После дождичка в четверг

808
Игорь Бургандинов, Нур-Султан

Есть где раскататься

Энтузиасты дружно зачехлили полозья, затем, вооружившись насосами, бодро довели давление в шинах своих «бисиклетов» до заветных 3,5 «очков», смазали где надо и, напевая «трудно было человеку десять тысяч лет ­назад...», ринулись штурмовать уже подсохшие велодорожки. Благо, они у нас есть. Ведь с первых столичных лет «те, кому положено» не забывали о любителях покрутить педали. Первой появилась лыжероллерная трасса (она же велосипедная) в городском парке. Причудливо извиваясь среди деревьев на компактной территории, поднимаясь на мос­тики и ныряя под них, она позволяла (и позволяет) про­ехать около четырех километров за один оборот (есть еще малый «круг» на 2,5 км), наслаждаясь приятными видами и приличным асфальтом. В последующие годы каждый новый парк позволял страждущим размять ноги, в перерывах предаваясь другим видам активного отдыха. Новый прорыв в деле велосипедизации столицы наступил в 2014 году, когда по примеру «заграницы» открылась система автоматизированного проката VeloBike. Тогда и появились дорожки вдоль улиц, причем часть из них просто прочертили на тротуарах, где-то по асфальту, в иных местах по ­зубодробительной брусчатке. Действует проект и сегодня. Ушли в прошлое голубые карточки, и теперь зарегистрированному пользователю достаточно помнить свой ID. Стоимость сезонной аренды для студентов и пенсионеров составляет 5 000 тенге, а для всех остальных удовольствие обойдется вдвое дороже.

Двухколесная жизнь развивалась планомерно из года в год, пока не наступил 2020-й, усадивший на байки сразу тысячи новообращенных. Вспомнил молодость и я, уложив в багажник автомобиля складной велосипед сына, с тем чтобы свободными вечерами выезжать подальше от заразы. Так и накатывал через день скромные 20 км, даже после ковидного недуга.

В нынешнем сезоне как владелец уже «настоящего» велосипеда «проинспектировал» состояние инфраструктуры, о чем и собираюсь поведать.

Сначала немного о скучном. Собираясь в поездку, не забудьте про защитный шлем (лучше с зеркалом заднего вида) и очки, а еще оборудуйте свой транспорт звоночком, а если собираетесь ездить по ночам, то и световыми приборами. ПДД однозначно приравнивают велосипед к механическим транс­портным средствам и дозволяют передвигаться по улицам и дорогам, если вам 14 лет и больше, а велодорожки, увы, нет. Значит, если ваша улица главная, а перекресток нерегулируемый, то вас должны пропус­тить. Однозначно. Даже девушка за рулем «Кашкая». Единственное, чего нельзя делать, так это поворачивать налево, если улица в ширину более одной полосы. В этом случае на время поворота придется спешиться. Не можно ехать и по пешеходному переходу. Но по тротуарам – можно! Если нет дорожки, конечно. И не мешая «педестрианам»! Есть момент один интересный. Правила обязывают водителей при повороте на перекрестке пропус­кать как пешеходов, идущих по переходу, так и велосипедистов, движущихся по своей дорожке. В наших реалиях велодорожка, пересекая перекресток, исчезает, превращаясь в пешеходный переход! Что мешает сделать соответствующую разметку и убрать с пути бордюр? Вопрос пока без ответа.

Итак, если вы житель левого берега либо правого в районе «Пирамиды», то вам есть где раскататься: велосипедные дорожки опоясывают район бульвара Нуржол, позволяют добраться до Ботанического сада, пронизывают его по радиусу и по окружности и вдоль проспекта Мәңгілік Ел заводят за территорию ЭКСПО, поворачивают направо, а потом налево, и уже по Кабанбай-батыра и шоссе Каркара, мимо ипподрома «Казанат» (а это почти Косшы) приводят к заветному местечку, откуда начинается самая красивая велодорожка столицы протяженностью почти 20 км, проходящая через зеленый пояс и выходящая к поселку Караоткель (Ильинка). Здесь прекрас­но в любое время года: тысячи цветущих деревьев весной, целые поляны ромашек летом и золото берез осенью.

Маке и Ваке

Вот на этой самой красивой велодорожке и познакомился я со спортивно-позитивным энтузиастом велоспорта Маратом Баукеновым, который 3 апреля отправился с товарищем на разведку пешком по снегу (километров пять не дошли, промочив ноги), а 8-го уже «посуху» оседлал свой шоссейный «Тринкс». Молодой пенсионер, живя в районе Ботанического сада, ежедневно проезжает эту трассу туда и обратно, выдавая на круг 54 км, намотав с начала сезона около 2 000 км. Все это Маке проделывает после обеда, а с утра у него легкая пробежка (4 км) и занятия на тренажерах. Еще он любит играть в настольный теннис, а также на домбре, гитаре и гармошке, а прошлым летом сгонял пару раз на велике в Боровое.

Мечтает туда поехать таким же способом и другой мой знакомец и коллега по цеху Василий Крась, тоже любитель активнос­ти, готовящийся вступить по возрасту в «клуб миллионеров», членами которого мы с Маке уже являемся (для тех, кто забыл, напоминаю: 64 записывается как 1 000 000 в двоичной системе, получается миллион). Причем любитель эстетствующий и не признающий лежачего турецкого отдыха: если едет за границу, на Канары какие-нибудь, например, то на вулкан обязательно залезет. В честь юбилея столичного в 2018-м на пик Нурсултан взошел (год целый готовился, между прочим), а на прошлый День Победы совершил велопробег, 75 км, естественно. На велосипеде катается и зимой, установив покрышки с шипами.

Лучше, чем вчера

Но вернемся на берег правый и посмотрим, насколько старый город дружественен велосипедисту. Не фонтан, как говорят одесситы. При наличии станций проката, дорожек для велобайкеров почти нет. Они присутствуют, конечно, в новых скверах и вдоль них, особенно в огромном новом Коктал парке, но в единое целое пока никак не связаны. Выход один: перебраться за речку. Домчать до моста – дело нескольких минут. Вообще-то велосипед – это машина времени. Только что вы были там, а теперь здесь. В разы быстрее, чем пешком, и гораздо удобнее, чем на машине. Город воспринимается совершенно иначе. На пути до моста вам попадется покореженный асфальт, разбитая брусчатка и бесконечные бордюры. Ведь даже мини-пандусы, сделанные для детских колясок, заканчиваются, как правило, ощутимой ступенькой. Улицы поровнее будут. Но страшно. Особенно объезжать припаркованные авто или ехать прямо, когда автомобиль, нагоняющий вас, вознамерился повернуть направо. Много ли надо велосипедисту? Дос­таточно зеркалом задеть. Есть примеры…

Вот доехали мы до мос­та, а перед ним – знак запрещающий. В поводу коня педального вести надлежит, равно как и по набережной (там знак «Пешеходная дорожка» установлен, что разрешает двигаться только им). Но в самом парке раздолье! Новенькая шикарная велотрасса пронизывает его вплоть до моста «Караоткель», подныривает под него и ведет по набережной до Дома министерств. Одна беда: пешеходы. Мамочки с колясками, старики и дети. Всех влечет эспланада красивого кирпичного цвета. Хотя рядом тротуар не менее гладкий. Выручает звоночек или голос зычный, матершинный. Хотя не всегда. Под мостом «Арқар» дорожка спускается с набережной, пересекая улицу особого назначения. Пару лет назад дорожники устроили тут велосипедистам подлянку, установив на спуске бордюр. Сколько было сломано рук, ног и ключиц – неизвестно, но некоторых пострадавших знаю лично. Затем проезд сгладили, но установили на велодорожке перед пересечением знак «Велосипедное движение запрещено». Выглядит, прямо скажем, издевательски. Кстати, о том, чтобы кто-нибудь из попавших в западню подал в суд на соответствующие службы и выиграл дело, не слышно.

Далее можно двинуться в сторону Байтерека (см. выше) либо пересечь реку по мосту, поднявшись на него по удобному пандусу. Триатлон парк, Президентский и его продолжение за мостом «Арыс» составляют единое велосипедное целое. Единственное, что омрачит ваш взор при пересечении последнего, это замершая стройка ЛРТ, открываю­щаяся взгляду во всем своем безобразии. Но дорожки в той части широченные, разделенные разметкой на полосы туда и обратно, еще и бегунам место отведено. Но спланировано все это великолепие странновато: дорожное покрытие гораздо ниже высоченных бордюров, куда уйдет вода в случае дождя – непонятно. А еще туда машины заезжают, сам же асфальт местами уже разрушается. Но все равно хорошо: тишина и безлюдье.

А скоро еще лучше велосипе­дистам будет. 130 км велодорожек собираются построить в столице с 2020 по 2023 год, причем в году нынешнем в числе прочих чудес собираются семь парков объе­динить в «зеленую артерию» пешеходными и велосипедными дорожками, а главное – вдоль набережной еще 16 км велодорожек обещают проложить. Неужели разрешится проблема «правобережников»?! Подождем!

А пока песенку продолжим:

Солнце на спицах,

Синева над головой,

Ветер нам в лица,

Обгоняет шар земной!

Эти слова в исполнении ВИА «Поющие гитары» в моем детстве звучали из каждого окна. Потом «песенка велосипедистов» (как мы думали) дошла до нас в исполнении Джо Дассена. Но языка французского мы не знали, и оказалось, что это песенка «про любовь», а суть ее заключается в словах «после дождичка в четверг». Так милая пастушка отвечала настырному парнишке в ответ на притязания.

Кстати, запросил я у акимата более подробную информацию по велодорожкам… До сих пор жду. Зай-зай-зай-зай, Зай-зай-зай-зай!

Популярное

Все
Школьный бухгалтер осужден на восемь лет
Неудачи наших клубов в Европе приобрели системный характер
Как собкор «Казправды» в армию «сходила»
Придомовая территория стала уютным двориком
Превращая мусор в… киловатты
В атбасарском ТОО «Аждар и К» внедрят новую линию
Почему затягивается строительство школ?
В больнице скончались четыре металлурга ферросплавного завода
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
Развитие волонтерства – стратегическая задача
Танцевальный марафон на Сабантуй
Не кровные отобрали, а положенное!
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
Заседание генпрокуроров
Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
Вводится новое общежитие
Предстоит серьезное разбирательство
Разработан законопроект
Чудом считает семья Тасеновых свой переезд в новый микрорайон
Ярмарка вакансий
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
«Цифра» на службе у недропользователей
Растет картофель для столицы
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Состоялся областной конкурс школьников «Менің шежірем»
Популярное место отдыха шымкентцев возвращается в государственную собственность
Кто в ответе за чистоту?
В экологических мероприятиях приняли участие свыше полумиллиона жителей региона
Стал уютным заброшенный пляж
Снижается заболеваемость коклюшем и корью
На ферросплавном заводе в Караганде пострадали 8 рабочих
Сянь Синхай и Бахытжан Байкадамов: дружба, которая не ведает границ
Глава МВД открыл новое здание отдела полиции в Туркестанской области
Токаев поздравил президента Руанды с переизбранием
В Шымкенте постоянно отодвигают сроки реконструкции базаров
Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
До 5-х Всемирных игр кочевников осталось 50 дней
В Англии ищут главного тренера сборной по объявлению
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Строительные рынки переезжают за город
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Не сыпьте соль на сердце
Эпос Султана Раева
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Новое жилье обрели 57 пострадавших от паводков семей в Костанайской области

Читайте также

Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы перера…
Предстоит серьезное разбирательство
Танцевальный марафон на Сабантуй

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]