Пособие надо заработать Планета 15 июля 2019 г. 9:07 7653 Адина Нурберген Структуры и компонентыВ системах социальной поддержки льготы и пособия – самый распространенный и общепринятый элемент. Помимо этого, в разных странах существуют дополнительные компоненты соцпомощи, такие, к примеру, как гранты, компенсации арендной платы за жилье или транспортных расходов. Льготы дают их получателям определенные преимущества или дополнительные права, а также предусматривают полное или частичное освобождение от некоторых обязательств, например, по налогам, предоставление ряда услуг бесплатно. В Казахстане льготы предусмотрены для ряда категорий. Например, для работающих людей с инвалидностью отменен ряд налогов, введены гарантии при их трудоустройстве. Еще одна защищаемая часть граждан – казахстанцы, проживающие или работающие на территории бывшего Семипалатинского ядерного полигона, а также пострадавшие вследствие экологического бедствия в Приаралье. Предусмотрены льготы для воинов-интернационалистов, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. Они есть и у военнослужащих, например, бесплатное медобслуживание в военно-медицинских учреждениях, покрытие транспортных расходов при перемещении по службе. Льготы получают в Казахстане также многодетные матери и матери-одиночки. К слову, у одиноких мам в стране нет особого юридического статуса, однако Трудовым кодексом РК предусматриваются определенные меры поддержки для тех из них, кто работает. Многодетные женщины, удостоенные звания «Мать-героиня» или награжденные подвеской «Алтын алқа», освобождаются от ряда налогов. Предусмотрены также льготы для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Ну а что же в других странах мира? Несмотря на то что любое социальное государство должно поддерживать своих граждан, «классическая» система льгот становится все менее популярной – ее признают не слишком справедливой и весьма коррупциогенной. Поскольку льготникам предоставляются «бесплатные» услуги за счет бюджета, а значит – на средства налогоплательщиков, то необходимо обеспечить финансовую прозрачность, но в случае льгот это намного сложнее, чем при фиксированных денежных выплатах. Кроме того, сами льготники нередко лишены права выбора при получении услуги или специального оборудования за счет государства. Поэтому во всем мире постепенно отходят от системы льгот, сохраняя их только для некоторых особых категорий граждан. В остальных случаях социальная защита строится преимущественно на комплексе различных видов пособий и выплат. В Казахстане основной компонент системы выплат – адресная социальная помощь (АСП). Вопросы адресной соцподдержки всегда были на особом контроле у Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева. В феврале текущего года Елбасы выдвинул новую программу на съезде партии «Nur Otan», по которой расходы на систему социальной поддержки в целом были увеличены. Так, согласно принятому решению повышены зарплаты бюджетникам (до 30%) и сотрудникам исполнительных органов, которые непосредственно работают с гражданами на районном и областном уровнях (на 25%). Введены меры дополнительной поддержки многодетных семей – повышен пороговый уровень дохода для оказания АСП, установлена минимальная выплата на каждого ребенка в многодетных семьях в сумме 20 789 тенге. Елбасы также поручил на 30% повысить пособие родителям, опекунам и семьям (лицам), воспитывающим детей-инвалидов.В апреле в систему адресной соцподдержки были внесены изменения Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым. Глава государства подписал закон, предусматривающий меры социальной поддержки малообеспеченных граждан и многодетных семей, а также совершенствование механизмов назначения адресной социальной помощи (АСП). Согласно этому документу с 1 апреля критерий для оказания АСП увеличился с 50% до 70% от прожиточного минимума, составив 20 789 тенге. Если средний размер АСП на каждого члена семьи ранее составлял 4 834 тенге, то с апреля на каждого ребенка выплачивается 20 789 тенге. При этом взрослым выплачивается разница между среднедушевым доходом семьи и размером критерия АСП. Кроме того, на 30% увеличен размер ежемесячного государственного пособия для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида, и лиц, осуществляющих уход за инвалидом I группы с детства.Современная продуманная социальная защита – один из важных элементов развитого государства. И поскольку в стратегических документах поставлена цель по вхождению Казахстана к 2050 году в 30 передовых стран мира, проводится большая работа и по совершенствованию системы соцподдержки. При этом уровень, на который ориентируется наша страна, – стандарты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят государства с самыми сильными экономическими, политическими и социальными системами в мире. Не подталкивать к иждивенчествуРазрабатывая системы социальной поддержки, правительства разных стран сталкивались, как правило, с одним и тем же набором проблем. В первую очередь это необходимость оказать максимально возможную помощь нуждающимся категориям населения и создать для граждан комфортные условия жизни. Но люди так устроены, что к хорошему быстро привыкают. То есть если имеется возможность жить с комфортом на пособие по безработице, то получатели соцпомощи и не будут зря напрягаться. Здесь очень показателен пример Соединенных Штатов, где 20 лет назад президент Билл Клинтон подписал разработанный республиканцами закон о реформировании системы временных пособий нуждающимся семьям (TANF), в разговорной речи обычно именуемых «вэлфер» (welfare – в переводе с английского «благосостояние»). Некогда система соцподдержки в США считалась одной из самых комфортных в мире. Но в конце прошлого столетия Штаты столкнулись с проблемой формирования иждивенческой культуры постоянной зависимости от социального обеспечения. Нормой стала жизнь на пособие годами. По данным исследований, в конце 1990-х 65% получателей пособий по безработице оставались нетрудоустроенными в течение 8 лет и более, а 80% не работали как минимум 5 лет. В результате система соцподдержки в США была подвергнута серьезной критике, и по поручению правительства началась работа над новой моделью, которая бы не подпитывала иждивенчество и стимулировала выход большего числа американцев на рынок труда. В 1996 году были ужесточены условия для получателей вэлфера, введена более строгая проверка на «нуждаемость». Система социальной поддержки в целом теперь направлена больше на то, чтобы создать у получателей пособий мотивацию к обучению и трудоустройству. Аналогичной направленностью обладает и современная система социальной поддержки в Канаде. Здесь трудоспособные получатели помощи от государства обязаны активно искать работу. То есть политика соцподдержки направлена на уменьшение числа нуждающихся в помощи и перевод их в категорию работающих канадцев со средним доходом. Интересен опыт европейских стран, которые одновременно известны и своей экономической прагматичностью, и весьма щедрыми системами социальной поддержки. В Германии, например, льгот практически не существует, они в редких случаях предоставляются тем категориям, которые уже получают соцпомощь от государства. Льготы здесь заложены в налоговое законодательство, и речь идет только о снижении налогов, в основном налога на доходы. В многодетных семьях, например, за каждого ребенка мать получает налоговый бонус. Для пенсионеров в Германии, помимо основной выплаты из Федеральной пенсионной системы, существуют дополнительные страховые выплаты из местных бюджетов или доплата от бывшего работодателя. Работающие инвалиды имеют соцстраховку и налоговые льготы, не работающие получают социальную помощь. Пособия в этой стране предусмотрены также для семей с детьми, безработных, мигрантов и беженцев. В целом социальная помощь в Германии может показаться весьма щедрой, в среднем на одного взрослого человека, проживающего отдельно, пособие составляло в 2018 году 416 евро (около 179 тыс. тенге) в месяц. Однако по ценам Германии указанной суммы хватает только на покрытие основных потребностей человека. При этом обусловленность соцпомощи проявляется уже в том, что, например, Arbeitslosengeld (пособие по безработице) можно получить, только зарегистрировавшись на бирже труда. Поскольку аренда жилья в Германии стоит очень дорого, семьи, которые не зарабатывают достаточно денег для обеспечения необходимых потребностей, могут получать Wohngeld (жилищное пособие) как доплату на аренду жилья или, если жилье находится в собственности проживающего в нем, средства на его содержание. При этом получатели пособий по безработице и некоторых других выплат уже не имеют право на получение Wohngeld, поскольку деньги на жилье для них заложены в сумму их пособия. Существует в Германии также государственная поддержка учащихся школ и высших учебных заведений. Школьники могут получать пособие с 10-го класса, только если не имеют законченного профобразования и не живут с родителями. А для студентов получение госпомощи возможно, только если они начали учиться в вузе до 30 лет (35 лет для магистерских программ). И если для школьников пособия безвозвратны, то студенты вузов должны будут вернуть государству 50% выплаченной им суммы. Выплаты начинаются через 5 лет после окончания учебного заведения суммами от 100 евро в месяц.В еще одной развитой европейской стране, Великобритании, действуют 6 программ поддержки малоимущих, включая пособия по безработице. И они также в основном имеют привязку к работе. Например, есть программа поддержки индивидуальных доходов (Income Support for people), предназначенная для граждан в возрасте от 16 до 65 лет, имеющих нулевой или низкий доход, сбережения, не превышающие 16 тыс. фунтов, и работающих менее 16 часов в неделю. При этом возможно получение также и других видов социальной помощи, если человек соответствует предъявляемым требованиям.В других европейских странах действуют системы пособий как обусловленных, так и безусловно предоставляемых гражданам страны. Во втором случае объем выплаты, как правило, значительно меньше тех средств, которые может получать работающий гражданин даже с относительно небольшой для этой страны зарплатой. Пособия, льготы и другие элементы социальной поддержки в развитых странах мира постоянно преобразуются и совершенствуются. Но можно проследить общую глобальную тенденцию этих реформ – все больше помощь от государства увязывается с мотивацией жителей страны повышать свои знания и навыки и включаться в продуктивную занятость.