
Интернационал на сцене
Режиссер Михаил Панджавидзе весьма своеобразно воспринимает мир. Может быть, потому что по духу он интернационалист, хотя сам себя называет «советским человеком», и все республики бывшего Союза для него родные. Судите сами: скрипач из грузинской семьи, он родился и вырос в столице Туркменистана Ашхабаде, высшее образование получал в Москве, там же и работал – в Большом театре, был главным режиссером Национального Большого академического театра оперы и балета Республики Беларусь. Плодотворно работал в Татарском театре оперы и балета, где опера «Любовь поэта» в его постановке номинировалась на Национальную театральную премию России «Золотая маска», а сам режиссер был удостоен Государственной премии Республики Татарстан им. Габдуллы Тукая.
Родным для Михаила Панджавидзе стал и Казахстан. Впервые он побывал в нашей республике в 2011 году, когда ставил оперу «Сказки Гофмана» Оффенбаха в столичном Национальном театре им. Куляш Байсеитовой. Позже осуществил несколько постановок в Astana Opera. В частности, в его режиссуре была показана опера «Қыз Жібек» Евгения Брусиловского. Работал в Шымкенте и в Алматы.
Нынешняя премьера трех моноопер для режиссера – шестая работа в Казахстане, где, по его словам, он чувствует себя очень комфортно.
– Приезжаю в Казахстан, как к себе домой. Я в восторге от вашей страны, от Алматы, здесь прекрасный театр, прекрасные исполнители, – признается режиссер.
Хотелось бы отметить, что оперный синтез, представленный Михаилом Панджавидзе на сцене алматинского театра оперы и балета, интернационален, как и он сам: все композиторы из разных стран и разных национальностей – француз Франсис Пуленк, американец итальянского происхождения Джан Карло Менотти и Микаэл Таривердиев, армянин из Тбилиси, всю жизнь работавший в России.
Надо отметить, что особенность всех моноопер в том, что в силу своей камерности и краткости звучания (30–40 минут), они, как правило, идут в связке с другими. Скажем, именно так создавал свой «Телефон» Джан Карло Менотти, тесно связав его со своей же оперой «Медиум».
Михаил Панджавидзе эту связку произвел на свое усмотрение, сделав сквозной темой такую, казалось бы, не романтическую вещь, как телефон. Для него это адское порождение человеческой цивилизации, потому в современном обществе телефон стал вытеснять живое общение.
– Сейчас все мы живем через онлайн, – считает режиссер. – Чувства передаются через онлайн, люди объясняются в любви по телефону, умирают по телефону, расстаются по телефону... Все делают по телефону, и это страшно, потому что мы превращаемся в его придаток. И монооперы это совсем не про любовь, а про то, как человеческие чувства вытесняются телефоном...
32 минуты из жизни женщины
Здесь можно не согласиться с Михаилом Панджавидзе. Во всяком случае опера Микаэла Таривердиева «Ожидание», на мой взгляд, вся пронизана любовью. Написанная на стихи Роберта Рождественского «Ожидание» (монолог женщины), она завораживает проникновенностью и буйством чувств. Добавьте к этому пронзительно-щемящую, очень искреннюю музыку Таривердиева, в которой угадываются знакомые мелодии из фильмов, к которым писал музыку композитор, например, «Ольга Сергеевна». Не случайно, по мнению специалистов, эта музыка балансирует на грани академизма и эстрады.
А сама героиня, единственный персонаж оперы, которая в либретто так и обозначена – Она, в прекрасном исполнении Евгении Смольяниновой неустроенностью своей женской судьбы чем-то напомнила мне Надю Шевелеву из рязановского фильма «Ирония судьбы», которая многие годы ждала коротких тайных свиданий с чужим мужем.
Героиня монооперы «Ожидание» тоже из числа несостоявшихся в любви женщин. Она приходит на свидание на 32 минуты раньше мужчины, и за это время на зрителей буквально обрушивается шквал различных эмоций – от надежды на счастье, томительной тоски до отчаяния, ведь в спектакле нет хэппи-энда: героиня, так и не дождавшись у телефона-автомата любимого, уходит одна.
Интересно, что опера, написанная в середине 80-х годов, создавалась Таривердиевым специально для московского Камерного театра Бориса Покровского в расчете на уникальный талант солистки театра Марии Лемешевой, дочери легендарного тенора Сергея Лемешева, которая оставалась в этом театре ее единственной исполнительницей.
И еще один весьма примечательный факт: на создание «Ожидания» Таривердиева вдохновила моноопера Пуленка «Человеческий голос», также рассчитанная на одного исполнителя. Более того, Пуленк писал ее тоже в расчете на конкретного исполнителя – прекрасной певицы Дениз Дюваль.
Алло! Вы меня слышите?
«Человеческий голос» – это история одного телефонного разговора, который за короткий промежуток времени кардинально меняет жизнь героини: ее бросает любимый человек, намереваясь жениться на другой. Телефонная служба Парижа работала в то время очень плохо (либретто оперы создано на основе пьесы Жана Кокто, написанной в 1932 году), поэтому связь несколько раз прерывалась во время мучительного для женщины объяснения.
Поразительно, но Франсису Пуленку удалось воплотить в музыке эту человеческую трагедию, передающуюся через неустойчивую телефонную связь.
В разные годы партию Женщины исполняли такие корифеи оперной сцены, как Каран Армстронг, Джозефина Барстоу, Галина Вишневская.
В постановке Михаила Панджавидзе Женщина поет тонко чувствующим голосом Венеры Алпысбаевой.
В отличие от «Человеческого голоса» моноопера «Телефон» Джана Карло Менотти – это маленькая комедия, которая имеет подзаголовок «Любовь на троих». Дело в том, что объяснение двух влюбленных – Люси и Бена (Зарина Алтынбаева и Толеген Рахымбаев) постоянно прерывается телефонными звонками. Только Бен соберется сделать своей возлюбленной предложение, как обязательно кто-нибудь позвонит – то задушевная подруга Люси, которой «вовремя» захотелось поболтать, то кто-то ошибается номером, то звонит бывший бойфренд Люси, с которым она бурно выясняет отношения.
В результате взбешенный Бен решается перерезать телефонный провод. Но Люси с боем забирает из его рук трубку, чтобы «он не узнал ее секретов». Она сама звонит подруге, чтобы рассказать подробности последнего разговора с бывшим ухажером. Раздосадованный Бен выбегает из квартиры и на улице звонит ей из телефона-автомата, делая ей наконец предложение. Влюбленные счастливы.
Эмоциональному восприятию моноопер очень помогают необычные декорации российского художника Гарри Гуммеля. Используя современные возможности компьютерной графики, при минимуме декораций он создал «живой» задник, на фоне которого и разворачивается действие.
Скажем, в том же «Ожидании» Таривердиева все действие происходит у телефонной будки, этого «кусочка» большого города, который фоном прорисован художником простыми карандашными линиями. И в этом городе то падают желтые листья, то идут косые дожди, то метет метель, создавая образ бесконечности ожидания.
По словам режиссера, в таком камерном жанре, как моноопера, не спрячешься за большие постановочные эффекты и декорации, поэтому так важны малейшие детали. И эти детали успешно используются постановщиками, которым удалось создать единый спектакль с главным действующим «лицом» – телефоном, ставшим в современной жизни нашим вторым «я». А хорошо это или плохо, каждый решает сам. Но со зрителями остается прекрасная музыка в исполнении симфонического оркестра Казахского национального академического театра оперы и балета им. Абая под управлением Каната Омарова.