
Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно отмечает, что нашей стране необходима диверсификация экономики, переход от ее сырьевой к обрабатывающей направленности. Без такой трансформации невозможны устойчивый экономический рост, повышение благосостояния наших граждан и создание новых постоянных рабочих мест. Приглашенные нами эксперты указывают на проблемы и дают рекомендации по эффективному решению задач, поставленных в настоящее время Главой государства перед Правительством.
– Сразу хочу отметить, что были как успехи, так и провалы в реализации этих программ.
Всего за две пятилетки индустриализации было построено или запущено более 1800 предприятий в различных секторах экономики.
За годы реализации двух пятилеток ГПФИИР в обрабатывающую промышленность привлечено более 7,5 трлн тенге (за период ГПИИР-1 – 3 трлн тенге, за период ГПИИР-2 – 4,5 трлн тенге). Можно отметить, что план по инвестициям в основной капитал в обрабатывающую промышленность в сумме 4,5 трлн тенге был исполнен.
В рамках реализации первой пятилетки основные усилия государства были направлены в первую очередь на инфраструктурные проекты: построено и реконструировано около 4 тыс. км автомобильных дорог (Западная Европа – Западный Китай, 2 транзитных коридора Центр – Юг и Центр – Восток), построено порядка 1 700 км железных дорог (Узень – государственная граница с Туркменистаном, Жетыген – Коргас, Бейнеу – Жезказган, Аркалык – Шубаркуль), начали функционировать 13 специальных экономических зон и 23 индустриальные зоны.
Во второй пятилетке акцент был сделан в первую очередь на обрабатывающую промышленность.
Наибольший объем инвестиций за 2010–2019 годы поступил в металлургическую промышленность – 34,6% от суммарного объема инвестиций за весь период, производство кокса и продуктов нефтепереработки – 23,9%, прочей неметаллической минеральной продукции – 9,5%, химической продукции – 8,5%, продуктов питания – 7,7%.
В целом данная программа фактически была профинансирована полностью, но основной цели Правительство так и не добилось: доля добывающего сектора в общем объеме ВВП реально не сократилась и остается на прежнем уровне, в районе 65–75%.
Причина неудач во многом связана с дороговизной реализуемых проектов и непродуманной политикой в области логистики и маркетинга.
Для сравнения: в России за семь лет доля сырьевого сектора сократилась с 60–65% в 2014 году до 30% в 2020-м. Хотя в этой стране есть и альтернативные мнения, дескать, успехи достигнуты только на бумаге.