Об особенностях нынешней амнистии и о том, что значит этот акт доброй воли со стороны государства, наш разговор с депутатом Мажилиса Парламента РК, руководителем рабочей группы по законопроекту Нурланом ДУЛАТБЕКОВЫМ.
– Нурлан Орынбасарович, чем обусловлено принятие очередного акта амнистии в нашем государстве? – Амнистию следует отнести к числу наиболее ярких проявлений гуманизма. В современном уголовном законодательстве гуманизм государства проявляется через расширение спектра наказаний, альтернативных лишению свободы, через применение так называемых поощряющих норм, в первую очередь к лицам, совершившим правонарушения небольшой и средней тяжести, а также к социально уязвимым группам населения: беременным; женщинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных или взятых под опеку или попечительство; женщинам, имеющим детей-инвалидов, независимо от возраста; несовершеннолетним; инвалидам; людям преклонного возраста и др.
Дифференцированный подход к лицам, совершившим преступные деяния, и отказ от применения принуждения, когда возможно, способствуют снижению рецидива в частности и сокращению преступности в целом. Статистикой отмечается, что всплеска преступности и ухудшения криминогенной обстановки после применения амнистии не произошло.
Сегодня все мы отчетливо понимаем, что наказание должно быть необходимым и достаточным для осознания лицом, совершившим уголовное правонарушение, своих противоправных деяний. В этом случае возможно смягчение положения лиц, освобождение от ответственности и наказания, которое создает для осужденного положительную перспективу на будущее.
– Расскажите еще раз подробно, кого коснется амнистия и кого она однозначно не коснется. – Закон «Об амнистии в связи с двадцатипятилетием Независимости РК» распространяется в отношении нескольких групп осужденных. Первая группа – лица, осужденные за совершение уголовных проступков и преступлений небольшой тяжести, которые будут полностью освобождены от дальнейшего отбывания уголовного наказания.
Вторая группа – осужденные к ограничению свободы, условно осужденные за совершение преступлений средней тяжести, которые также будут полностью освобождены от дальнейшего отбывания наказания.
Третья группа – социально уязвимая категория граждан. К ним отнесены несовершеннолетние, беременные женщины, имеющие несовершеннолетних детей, инвалиды всех групп, женщины 50 лет и старше, мужчины 60 лет и старше и так далее. Эта категория осужденных будет полностью освобождена от наказания за совершение преступлений средней тяжести, в том числе по уголовным делам, находящимся в производстве органов досудебного расследования и в судах, за тяжкие преступления срок неотбытой части наказания будет сокращен наполовину, а за особо тяжкие – на одну пятую.
Лицам, осужденным за преступления средней тяжести, наказание может быть заменено штрафом либо ограничением свободы. За совершение тяжких преступлений в сфере экономической деятельности только в случае полного погашения ущерба возможно сокращение срока неотбытой части наказания наполовину. Другим лицам, осужденным за совершение тяжких преступлений, при полном погашении ущерба возможно сокращение срока на 1⁄5 часть.
Амнистия не коснется убийц, насильников, педофилов, лиц, совершивших преступления особой тяжести.
– Почему все амнистии, если посмотреть повод их принятия, всегда приурочены к каким-либо знаменательным или памятным датам? – Метод психологического воздействия, используемый с учетом настроения в обществе, позволяет расценить подобный шаг государства как справедливое, гуманное отношение к оступившимся. Такое отношение воспринимается в обществе, поскольку имеет социальные мотивы. Признание обществом высочайшей ценности личности стимулирует осужденных. Решение этой задачи облегчается, если человек не озлоблен на государство и общество, он чувствует доверие окружающих.
В Казахстане все акты об амнистии были приурочены к определенным событиям – принятию Декларации о государственном суверенитете КазССР (1991 г.), Международному году семьи (1994 г.), первой годовщине принятия новой Конституции РК (1996 г.), Году единства и преемственности поколений (1999 г.), десятой годовщине принятия Декларации о государственном суверенитете РК (2000 г.), 10-летию Независимости РК (2002 г.), празднованию Дня или юбилея Независимости РК (2006, 2011, 2016 гг.). Не существует какой-либо заранее заданной правовой конструкции акта об амнистии. Все изданные акты об амнистии отличались друг от друга в той или иной степени. Тем не менее единая правовая природа актов определяет их внутреннее единство. Все амнистии указывали на один единственный принцип – принцип гуманизма, на основе которого данная амнистия принимается.
Но следует отметить, что за годы независимости освобождение от наказания претерпело изменения. Прослеживается тенденция к расширению оснований для применения такого вида, как освобождение от уголовного наказания, расширение круга амнистируемых. Так, например, в законе 1996 года амнистия распространялась на лиц, впервые осужденных к лишению свободы до 3 лет, впервые осужденных к лишению свободы до 5 лет, отбывших не менее одной трети срока наказания, осужденных за неосторожные преступления, отбывших половину срока наказания военнослужащих, чего не предусмотрено в законе 1996 года.
Закон 2000 года также расширил круг оснований: теперь амнистии могли подлежать мужчины, имеющие детей, не достигших 16-летнего возраста, или детей-инвалидов 1-й и 2-й групп при условии, что у последних нет матери, опекунов, также впервые указываются женщины и мужчины, имеющие родителей (одного из них) в возрасте старше 63 лет, при условии, что у последних нет других трудоспособных детей. Кроме того, снижается возраст до 50, 55 лет, по достижении которого эти лица подлежат амнистии (раньше этот возраст определялся – 60, 55 лет), расширяется круг лиц, больных онкологическими заболеваниями, а также больных туберкулезом. То есть можно сделать вывод, что все последующие акты амнистии расширяют круг оснований для применения амнистии.
– А если обратиться к истории, то как это происходило в прошлом веке? – Все амнистии начиная с дореволюционного периода также привязывались к событиям в жизни государства. Например, амнистии первых лет советской власти были направлены на корректирование судебных приговоров предшествующей власти. Объяснялись они малой сознательностью, темнотой и невежеством. Поэтому охватывали всех политических заключенных лишь за некоторым исключением, например измена Родине, общеуголовных преступников, кроме порнографии, за должностные преступления, злостное дезертирство, конокрадство и так далее. Позже амнистии стали обладать более четкой направленностью и были отнесены либо к отдельным преступлениям, либо к категориям преступников. К Дню отмены калыма – 1 января – было приурочено постановление Киргизского ЦИК от 24⁄31 декабря 1924 года «Амнистия женщинам в ознаменование отмены калыма». По этой амнистии были освобождены женщины без различия национальности, осужденные до 1 января 1924 года судами республики к принудительным работам, к лишению свободы на срок не свыше 3 лет.
Дальнейшее развитие актов амнистии сопровождается усилением репрессий. За виновность лица отвечал не только виновный, но и руководитель предприятия, где виновный работал, члены семьи виновного. Начинался период репрессий. На этом фоне возраст уголовной ответственности снизился до 12 лет, увеличивались санкции за преступления. И акты амнистии того времени испытывали на себе большое количество ограничений. Амнистия в ознаменование 15-летия Казахской АССР 1935 года не распространялась на участников антисоветских политических партий, участников контрреволюционных группировок, на лиц, стремящихся к подрыву и ослаблению советской власти, на осужденных за террористические акты, поджог, вредительство, за имущественные преступления, за спекуляцию, за переплавку разменной монеты и использование этой монеты для производственных целей, за шпионаж, контрабанду и так далее.
Впервые упоминается гуманизм при издании акта амнистии в отношении советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны. Под действие этой амнистии подпадали лица, оказывавшие пособничество оккупантам, осужденные за службу в немецкой армии, полиции и специальных немецких формированиях. Но амнистия не применялась к карателям, осужденным за убийства и истязания советских граждан.
Если брать современный период, то с 90-х годов начала формироваться современная уголовно-правовая политика независимого Казахстана. Она во многом была обусловлена изменениями политического курса государства. Сегодня законодатель стремится соответствовать обозначенной в Концепции правовой политики РК тенденции гуманизации посредством применения жесткого наказания к лицам, обладающим повышенной общественной опасностью, и вместе с тем смягчением наказания либо полным освобождением от уголовной ответственности и наказания лиц, деяния которых не представляют большой общественной опасности.
– Вы сейчас рассказали и затронули акты об амнистии Казахстана 20-х годов. Если заглянуть в более ранний период, есть ли какие-либо сведения о таком явлении, как прощение, например, в казахском обычном праве? – Сегодня все больше ученых задаются вопросом исторического развития Казахстана, его наследия. Обычное право казахов – часть правовой истории народов мира. Казахскому уголовному обычному праву, как и обычному праву других народов, было присуще прощение лиц, совершивших преступления. Это прощение давалось высшим органом государственной власти и преследовало цель предать забвению все неразрешенные на определенный момент дела. Проводя параллели между правовыми установлениями разных стран, можно утверждать, что казахскому обычному праву присущи те же особенности социальных установлений, что и другим государствам мира. Показательным примером тому являются прообразы институтов амнистии и помилования в казахском обычном праве – «салават», «жан сауга».
Примирение сторон было основной прерогативой суда биев в XVII–XVIII веках. В любом деле суды старались примирить стороны. Если примирения не происходило, то следовало рассмотрение дел третейскими судами. Слишком продолжительная баранта, запутанность завязавшихся интересов не давали хану возможности уяснить крайне усложнившееся дело. В таком случае нередко накладывался салават – забвение.
Применение салавата как института прощения практиковали Тауке-хан, Абулхаир-хан, хан Абылай и последний хан – Кенесары.
Позже, с началом упрочения позиций, Россией было постепенно внедрено территориально-административное устройство и стала внедряться законодательная база Российского государства. Судебная реформа второй половины XIX века еще больше сузила сферу правового регулирования обычного права казахов. Были учреждены два вида судов. Одни суды действовали на основании общеимперских законов, другие – на основе обычного права казахов.
Согласно «Временному Положению об управлении в Семиреченской и Сыр-Дарьинской областях» от 11 июля 1867 года была предусмотрена возможность с согласия волостного управителя созывать волостные и чрезвычайные съезды биев, где должны были рассматриваться исковые и неразрешенные дела. С этого момента редко, но уже можно встретить письменные доказательства применения института салавата.
Так, например, Ереже чрезвычайного съезда Верненского и Токмакского уездов 16 августа 1869 года выносит постановление № 1-2 «О салавате между киргизами Большой Орды Верненского уезда волостей: Алматинской, Каскеленской, Узунагачской, Кастекской, Ргайтинской, Анракайской, Талгарской, Тургенской, Сарытокумовской и Илийской, киргизами Токмакского уезда волостей: Тойкамовской, Булекбаевской, Багитевской, Султусской». В этом постановлении говорится, что «все дела по искам до 22 августа 1869 года, за исключением о джетысарах, предаются салавату, забвению, и никто из киргизов не имеет права из поименованных волостей ни подымать исков по делам как разобранным, ни требовать уплаты по решениям биев и по распискам, выданным до назначенного срока. Предать забвению все иски по воровству, джесыру и вообще по всем тяжбам, исключая только дела по кунам и торговым распискам: решения, писаные и неписаные, все расписки с печатями биев предаются салавату».
Салават продолжал действовать, как, впрочем, и само обычное право, до 1917 года.
– Можно ли утверждать, что гуманные нормы поведения и гуманизация уголовного законодательства находятся в прямой взаимосвязи? – Абсолютно. Амнистия является мерой крайней государственной важности. Она приостанавливает ход правосудия, устраняет репрессию в ее различных формах. На первоначальном этапе амнистия являлась результатом чрезмерного употребления уголовной репрессии, сегодня амнистия соответствует направлению гуманизации нашего государства и каждый раз подтверждает преемственность основных гуманистических положений предшествующих актов каждым последующим. Несмотря на различные основания принятия актов, прослеживается тенденция к систематическому расширению круга амнистируемых. Это подтверждает тезис, что развитие социальной чувствительности должно стать основой любого цивилизованного государства.
Гуманные отношения между людьми обязательно проявятся и будут отражены в новых законах, в поддержании применения прощения, посредством амнистии, помилования или других видов освобождения от уголовной ответственности и наказания, в создании условий для адаптации осужденных в обществе, в уменьшении численности отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Процесс гуманизации длительный, и на пути к нему есть вопросы, которые нужно изучать и решать. Но уже сегодня мы можем сказать, что гуманизация уголовного законодательства и правоприменительной деятельности – это результат гуманного отношения не только государства, но и прежде всего общества к своим оступившимся гражданам. Амнистия же является эффективным средством реализации уголовной политики нашего государства, согласно которой высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы. В перспективе высшим основанием амнистии, на наш взгляд, может стать основание, отрешенное от политики, которое можно назвать этическим основанием. Такое основание возможно только при росте этической мотивации. Но при этом данное основание должно существовать наряду с политическими основаниями, без которых амнистия как акт высшего органа государственной власти невозможна.