
Выступления в социальных сетях некоторых юристов с заявлениями, что процедура регистрации по месту жительства нарушает основные права человека и не соответствует демократическим нормам, по сути, искажают действительность.
Начнем с того, что требования о регистрации по месту жительства – общемировая практика. В той или иной форме учет населения осуществляется в большинстве государств, так как от этого зависит планирование экономической и социальной политики. К примеру, в ряде стран, таких как Российская Федерация, Латвия, Литва, Молдова, Эстония, Грузия, ведется Единый регистр населения, при этом предусмотрен обязательный явочный порядок регистрации.
В ФРГ регистрация производится муниципальными службами в течение двух недель после прибытия на новое место жительства. За несвоевременное сообщение о въезде или выезде из квартиры, либо использование чужого адреса предусмотрен штраф в размере до 50 тыс. евро.
В Австрии для регистрации места жительства в полицию представляются документ, удостоверяющий личность, и договор об аренде либо покупке дома. В Бельгии адрес гражданина заносится на идентификационную карту удостоверения личности после подачи им в ратушу заявления о переезде.
В Израиле регистрация осуществляется в городских и окружных отделениях МВД. При этом гражданину выдается вкладыш в удостоверение личности, где указан заявленный адрес. Кстати, замечу, исходя из опыта родных и друзей, проживающих в этой стране, что полиция, остановив тебя на улице, как и у нас, может потребовать документ, удостоверяющий личность, а если ты по каким-то причинам вызвал подозрение, то и проверить – действительно ли ты проживаешь по указанному адресу.
Поэтому арендодатели в этой стране, для которой террористическая угроза не эфемерна, весьма придирчиво относятся к документам своих жильцов, и вряд ли здесь кому-то придет в голову сдать квартиру, не оформив все положенные документы.
Иными словами, процедура регистрации места жительства граждан нашей страны соответствует ведущим мировым стандартам.
Как уже неоднократно заявляло МВД, в Казахстане учет населения по месту жительства и временного проживания всегда предусматривался законодательством. Еще в апреле 1993 года было принято Положение о паспортной системе в РК. Затем в 2000 году – Правила документирования и регистрации населения. С 2011-го этот вопрос стал регулироваться Правилами регистрации внутренних мигрантов.
Действующее законодательство предусматривает обязанность граждан зарегистрироваться по месту жительства. Она установлена Законом «О миграции населения» (статья 51 пункт 2 подпункт 1). За проживание без регистрации установлена административная ответственность (статья 377 КоАП РК от 2001 года, статья 492 действующего КоАП РК).
К примеру, еще семь лет назад моей знакомой, имеющей собственную квартиру в другом городе, но работающей в Астане, пришлось зарегистрироваться и на съемной квартире после проверки участкового, который предупредил: в следующий раз за такое нарушение придется заплатить штраф. Хозяйка, не желая терять постоянную квартирантку, пошла ей навстречу.
Между тем до момента принятия Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму» (он был подписан Главой государства 22 декабря 2016 года) обязанность владельцев жилья обеспечить регистрацию проживающих у них лиц отсутствовала. Указанный закон устранил этот пробел в законодательстве.
Теперь вводится административная ответственность хозяев за проживание граждан в принадлежащем им жилье без регистрации. Такой подход, как считают разработчики закона, с одной стороны, позволит решить проблемы «резиновых квартир», в которых иногда в нарушение всех установленных норм могли быть зарегистрированы десятки людей, с другой, снимет вопрос о проживании без регистрации – уже не квартирант будет уговаривать хозяина временно прописать его, а сам владелец станет лицом в этом заинтересованным. Если, конечно, он не хочет иметь проблем с законом.
Одновременно с 3 до 1 месяца сокращается срок проживания без регистрации, за который предусмотрено предупреждение. Кроме того, законодательно дается определение понятию «место временного пребывания (проживания)» и устанавливается обязанность регистрации по нему.
Конечно, очереди из желающих оформить временную регистрацию в ЦОНах в первые дни нового года вызвали обоснованное недовольство граждан. Поэтому в целях упрощения условий и порядка регистрации, в том числе для социально уязвимых слоев населения, МВД был принят ряд мер.
В частности, регистрация оформляется в день обращения, она не требует предварительного снятия с регистрационного учета с прежнего места жительства (выписка с прежнего адреса производится автоматически).
Позаботились и о тех, у кого не все в порядке с документами. Для лиц без определенного места жительства предусмотрена регистрация в центрах социальной адаптации и реабилитации. При отсутствии у человека документов, удостоверяющих личность, либо их утрате и непригодности регистрация предусмотрена по временному удостоверению личности.
Заметим также, что регистрация носит уведомительный характер и не ставится в зависимость от каких-либо условий.
Напомним также, что для регистрации необходимы следующие документы: согласие владельца жилья, удостоверение личности владельца жилья (личное присутствие обязательно), удостоверение личности регистрируемого, квитанция об уплате госпошлины за регистрацию по месту жительства в размере 226,9 тенге.
Владельцы квартир могут быть спокойны – временная регистрация не дает право претендовать на жилище и не служит основанием для приобретения права собственности.