Работать на опережение

551
Людмила КОРИНА, Западно-Казахстанская область
По мнению доктора сельскохозяйственных наук, профессора, академика Казахской национальной академии естественных наук и Международной инженерной академии, депутата областного маслихата Казыбая БОЗЫМОВА, эта задача поставлена очень своевременно, поскольку ее выполнение позволит готовить специалистов, способных соответствовать возросшим требованиям открытой экономики.
– Казыбай Караевич, вы работаете в системе высшей школы почти 40 лет. С высоты столь солидного опыта, какие факторы, на ваш взгляд, определяют приоритеты модернизации образования?
– Темпы и направление дея­тельности образовательного сектора зависят от социально-экономического развития страны и требований рынка труда. Если рассматривать процессы обучения через призму реализации пяти институциональных реформ, то первостепенными Глава государства называет подготовку квалифицированных кадров, поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности вузов, их трансформацию в некоммерческие организации в соответствии с международной практикой.
Для достижения этих целей в нашей стране созданы хорошие стартовые позиции. Еще в 2010 году Казахстан официально присоединился к Болонскому процессу и стал участником европейской зоны высшего образования. Отечественные вузы активно интегрируются в мировое образовательное пространство и получают возможность признания дипломов и квалификаций выпускников. Следовательно, можно говорить об интернационализации образования, которое способствует повышению качества получаемых в вузах и колледжах знаний и навыков.
– Сегодня одна из самых обсуждаемых тем – делегирование государством части своих полномочий по оценке качества образования в конкурентную среду.
– Да, для обеспечения качественного обучения государство проводит серьезные преобразования, оставляя за собой часть полномочий по оценке результатов работы учебных заведений, вводит такие инструменты, как аккредитация и рейтинги. Эти процедуры проводятся независимыми агентствами. Аккредитация представляет собой общественно-профессио­нальную оценку, в которой участвуют также работодатели, представители академической общественности и студенчества, что обеспечивает ее абсолютную объективность. Независимая аккредитация стимулируется государством. Законом «Об образовании» предусмотрено, что прошедшие ее вузы освобождаются от государственной аттестации. Они могут выдавать дипломы собственного образца, реализовывать программы более высокого уровня, участвовать в распределении образовательных грантов. Для достижения целей, поставленных программой развития образования МОН, независимые и государственные органы должны тесно взаимодействовать. Это может быть совместное участие в работе совещаний, коллегий, взаимный обмен экспертами. Жизнь подскажет оптимальные варианты. Ведь объединенные усилия всегда приносят лучший результат.
– Что подсказывает международный опыт, и учитываются ли его наработки в нашей стране?
– Безусловно. В Казахстане сформированы национальные реестры аккредитационных органов, аккредитованных учебных учреждений и обучающих программ. То есть сформирована система, обеспечивающая полную прозрачность полученных результатов и открытость информации, которую все заинтересованные лица, будь то родители или абитуриенты, могут получить на сайтах МОН и аккредитационных агентств. Хочу отметить, что стандарты казахстанских агентств гармонизированы с европейскими, причем с учетом международных трендов.
– Ваша работа много лет связана с Западно-Казахстанским аграрно-техническим университетом. Вы являетесь его почетным ректором. Как в этом вузе отслеживается качество знаний?
– ЗКАТУ имени Жангир-хана институциональную и специализированную аккредитацию прошел в 2013 году по 39 специальностям, а в текущем году еще по 19. По результатам аудита эксперты дали рекомендации, которые направлены на улучшение качества образовательных услуг и дальнейшее развитие вуза. Мы провели большую работу, связанную с систематизацией документации, совершенствованием бизнес-процессов, что позволило сформировать четкий стратегический план дальнейшего развития университета. Значительное внимание уделяется развитию инфраструктуры, академической мобильности, созданию мотивации и поощрения молодых преподавателей. Большая работа в сфере социального партнерства, тесного взаимодействия ведется с Палатой предпринимателей. Увеличивается число преподавателей и студентов, участвующих в реализации научных проектов, в том числе совместных с зарубежными партнерами.
– Спрос на рынке труда свидетельствует о том, что во многих отраслях недостает высококвалифицированных рабочих. В связи с этим какое влияние окажет аккредитация на совершенствование работы колледжей?
– Конкретные поручения по реформированию системы технического и профессионального образования даны в Стратегии «Казахстан-2050». Многие промышленные предприятия в рамках государственно-частного партнерства сотрудничают с колледжами, участвуя в подготовке кадров для работы на индустриальных объектах страны. Теперь выпускник должен обладать таким уровнем компетенции, чтобы сразу и без дополнительной подготовки включиться в рабочий процесс. Аккредитация колледжей также позволит обеспечить прозрачную оценку качества их образовательных услуг.
Более 200 организаций ТиПО участвуют в реализации «Дорожной карты дуальной системы образования». Самые передовые из них получают статус высших технических школ и готовят специалистов в соответствии с возросшими требованиями Национальной программы квалификаций. Но им также нельзя останавливаться на достигнутом. Потому аккредитация колледжей просто необходима. Это веление времени.
– В постоянную практику вошло определение рейтинга учебных заведений. Как это сочетается с аккредитационной оценкой?
– Одно другому не мешает. Конкуренция между учебными заведениями растет. Рейтинги предоставляют сравнительную информацию о том, какую позицию занимает вуз или колледж при ранжировании образовательных программ. Это позволяет родителям и абитуриентам сделать правильный выбор. И учебные заведения используют рейтинги для анализа своей деятельности, выявления ее сильных и слабых сторон. А проведя внутренний аудит, с большей точностью определяют точки приложения сил для достижения высоких результатов. Система независимой аккредитации в Казахстане достаточно молода, и агентствам предстоит серьезная работа для того, чтобы завоевать признание своего авторитета на внутреннем и зарубежном рынках. Уверен, что уже в недалеком будущем аккредитация станет неотъемлемой частью национальной системы оценки и обеспечения качества образования.

Популярное

Все
В Туркестане открыт гребной канал
Духовный центр Жетысу
В Мажилисе ­Парламента прошла ­презентация проекта закона «О банках и банковской деятельности»
Стараться помочь каждому
Сельское хозяйство – стратегический актив
Выстрелы в ночной степи
Высшая награда для мастера
Межэтнический диалог на страницах СМИ
Семья Дуйсебаевых: пятьсот лет учительства
Культура труда и неприятие иждивенчества
В Национальном музее проходит выставка «Бесценные сокровища религиозных традиций мира»
О новых горизонтах ахметтану
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Цифровая трансформация судебной системы
Началось возведение энергоблока
Apple презентовала iPhone 17
Началось строительство плодоконсервного завода
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Политические реформы и цифровой суверенитет
Состояние основателя Oracle увеличилось на $70 млрд за сутки
Контуры будущего определены
На востоке страны набирает обороты цифровое решение в сфере туризма
Уголовное дело завели на казахстанского блогера за призыв к убийству детей с аутизмом
В Отбасы банке разьяснили вопрос по выдаче денег из ЕНПФ на лечение зубов
Обсужден проект строительства ТЭЦ
На Кубе полный блэкаут
Как изменились цены на жилье в Казахстане
Аида Балаева выступила в поддержку сохранения независимости и чистоты культурного пространства
День кино отмечают в Казахстане
«Маскарад» в Шымкенте
Признание в любви
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]