– Обеспечение равного доступа на товарные рынки, выявление барьеров, сдерживающих развитие конкуренции, являются одной из важнейших задач и приобретают особую актуальность в свете текущих интеграционных процессов. В связи с этим следует продолжить работу по дальнейшему совершенствованию законодательства и системы защиты конкуренции на товарных рынках, снизить до минимума необоснованное участие государства, – подчеркнул заместитель Премьер-Министра – министр финансов Бахыт Султанов в своем выступлении на прошедшем вчера расширенном заседании коллегии Агентства РК по защите конкуренции (Антимонопольного ведомства).
Представляя основные результаты работы АЗК за 2013 год и принимаемые им меры по формированию благоприятной конкурентной среды, председатель Агентства РК по защите конкуренции Галым Оразбаков сообщил, что ведомством проведен анализ 36 товарных рынков, по итогам которого в Правительство и госорганы внесено 30 предложений. Половина из них принята к реализации. Выявлена высокая монополизированность сфер железнодорожного транспорта, гражданской авиации, телекоммуникаций, топливно-энергетического комплекса.
Развитие конкуренции осуществляется, в частности, путем выведения регулируемых услуг сфер естественных монополий в конкурентный рынок. К примеру, в 2013 году были выведены услуги присоединения сетей телекоммуникаций операторов связи на местном уровне.
Как проинформировал руководитель агентства, в настоящее время ЕЭК совместно с АЗК проводит анализ рынка услуг международного роуминга, в рамках которого будет рассмотрена возможность снижения, а впоследствии и отмены роуминговых ставок на территории ЕЭП. Наряду с этим в прошлом году прошел очередной этап совершенствования антимонопольного законодательства, в рамках которого в том числе была снижена административная нагрузка на субъектов рынка – введен уведомительный порядок на 2 вида сделок экономической концентрации.
На заседании коллегии заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Жаннат Ертлесова предложила провести оценку действующей программы по развитию конкуренции и приступить к разработке следующего подобного долгосрочного документа. Ее предложение по подготовке новой программы поддержал исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец. Развитие конкурентной среды, по его мнению, должно быть задачей не только АЗК, но и других госорганов.
В свою очередь вице-премьер – глава Минфина Бахыт Султанов остановился на некоторых ключевых моментах. Во-первых, напомнив о том, что главами стран – участниц ТС подписан Модельный закон о конкуренции, он отметил, что в рамках следующего шага интеграционного процесса – подготовки Договора о Евразийском экономическом союзе, в который данные нормы не включены, остается отрезок времени в 12 месяцев, в течение которого необходимо рассмотреть вопросы имплементации норм Модельного закона о конкуренции в национальное законодательство. Во-вторых, проведенный анализ свидетельствует о недостаточном развитии конкуренции в ряде сегментов экономики. Исправлять сложившуюся ситуацию призвано не только агентство, но и другие госорганы. В связи с этим АЗК необходимо инициировать и обеспечивать скоординированную работу по развитию конкурентной среды. В-третьих, касаясь исполнения поручений Главы государства по запуску второй волны приватизации, Б. Султанов заметил, что в данное время проводится работа по определению критериев предприятий. В этом плане агентство в рамках рабочей группы также должно принимать активное участие. Четвертое – это устранение административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции. С этим вопросом связан извечный спор с АРЕМом по поводу того, подлежат ли контролю со стороны конкуренции субъекты естественных монополий. По мнению Б. Султанова, этот спор давно пора разрешить. Нужно не заниматься межведомственным спором, уверен он, а разбираться с конкретными фактами ограничения конкуренции или создания картельных связей со стороны субъектов естественных монополий. И, в-пятых, по результатам рейтинга по индикатору «интенсивность местной конкуренции» наблюдается снижение на 7 пунктов. Выход из положения видится в законодательном обеспечении, а также в непосредственном исполнении агентством своих функций. Немаловажен и фактор получения соответствующей информации респондентами – конечными получателями госуслуг.
Вице-премьер – глава Минфина поручил активизировать работу в данном направлении в тесном взаимодействии с другими госорганами.
Рысты АЛИБЕКОВА