Какие компетенции развивает роботостроение и почему это важно для возрождения инженерного образования – вопрос сегодня весьма актуальный.
Заведующий кафедрой IT Евразийского технологического университета, ассоциированный профессор, профессор РАЕ, кандидат технических наук Василий Сербин отмечает, что робототехника становится самостоятельной специальностью. В стране открываются курсы по этому направлению, появляются новые образовательные программы. Она включена в реестр образовательных программ и в Атлас новых профессий.
– Школьник, занимающийся роботостроением, развивает креативное мышление, которое ориентировано на разработку и создание чего-то нового. Сегодня в центрах робототехники ученики и студенты создают своими руками и мозгами новый механизм, устройство, робота – это и есть инженерные навыки и компетенции, которые были в свое время утрачены, когда отказались от пятилетнего инженерного образования в пользу бакалавриата. Эта компетенция была заложена в советское время у инженеров, – считает он.
Эксперт убежден, что сегодня надо повышать престиж инженерного образования. Обнадеживает тот факт, что робототехника стала популярной в Казахстане. Многие родители поняли, что надо с детства прививать детям интерес к инженерным профессиям, поэтому в школах начали открываться кружки робототехники.
– Это правильный подход, и мы надеемся, что со школой инженерного образования в будущем появятся такие производства в стране, – говорит Василий Сербин.
Профессор отметил, что робототехника вырабатывает у студентов конвергентные навыки, то есть смежные компетенции, которые применяются в разных областях знаний: математике, информатике, физике, электронике, схемотехнике, IT-менеджменте. Сегодня ощущается катастрофическая нехватка специалистов по IT-менеджменту, IT-финансам, робототехника имеет отношение и к такому междисциплинарному направлению. Даже для использования существующих технологий нужны знания, а таких специалистов тоже не хватает.
– В идеале мы должны изобретать свои собственные продукты, но чтобы разбираться в готовых продуктах, тоже необходимы компетенции. Первый уровень – понимать, как это работает, второй – применять готовое, а третий уровень – разрабатывать свое собственное, – считает профессор.
По его словам, уже изобретено множество приспособлений к системе «умный дом», которой пользуются миллионы людей в мире. У нас же наиболее компетентными в этой сфере являются студенты, участвующие в чемпионате Казахстана по робототехнике. Это около 60 человек специалистов по смарт-технологиям, что очень мало для Казахстана. Опять же многое зависит от знаний педагогов по робототехнике, которые откроют для детей этот огромный мир.
Сегодня в Алматы и других крупных городах есть профессиональные лаборатории по робототехнике, центры при вузах. Государству надо обратить пристальное внимание на эту сферу – повышать квалификацию педагогов, престиж инженерного образования и конкретизировать это направление на ближайшие 5–10 лет.
Строительство нового Казахстана трудно представить без компетентных инженерных кадров.
Огромное значение имеет поддержка чемпионатов и состязаний в этой дисциплине. Особо значимый – республиканский чемпионат по роботостроению ETU «Robocon» среди студентов технических вузов страны. Очередной парад практических знаний студентов завершился в декабре 2021 года. Напомним, что первое место заняла команда университета им. Сулеймана Демиреля. Второе – Казахстанско-Американский свободный университет, третье досталось КазНУ им аль-Фараби. Одно из главных условий чемпионата – категорический запрет на использование готовых механизмов захвата, движения, то есть роботы должны быть созданы с нуля. В итоге из 20 заявленных осталось 13 команд. Для соревнований студенты собрали по два робота – автоматизированный и управляемый. Задача первого – отправить «ракету» на импровизированную планету, а второй должен двигаться по определенной траектории и загружать шарики в лунку. Все роботы собраны с нуля, причем из подручных средств: картона, пластика, металла, батареек, веревок и прочего. Главное условие – устройство должно работать на платформе Arduino. В целом мероприятие дает возможность развивать сферу роботостроения и поднять уровень цифровизации в стране.
Как отметил председатель жюри Василий Сербин, по его личным наблюдениям, пока в школах робототехника развита лучше, чем в университетах. Два года назад подобный формат чемпионата проводился среди школьников, участвовало более 20 школ со всего Казахстана, и роботы были не хуже, чем у студентов.
Своими наблюдениями по этому вопросу поделился член жюри, основатель школы робототехники Boshon и проекта «Наборы робототехники BOZBALA», автор книги «Азбука робототехники», руководитель лаборатории робототехники Дастан Рахатов. Он также был в составе организаторов чемпионата и участвовал в составлении правил. Выпускник МУИТ 2018 года по специализации «информационные системы» участвовал в различных международных олимпиадах в составе сборной вуза. Талантливый студент входил в состав научно-исследовательской группы университета в сфере робототехники и автоматизации. Со второго курса Дастан начал преподавательскую деятельность на различных курсах повышения квалификации, где делился базовыми знаниями по программированию и робототехнике с педагогами. У Дастана уже есть успехи на ниве наставничества. Один из его учеников благодаря своим наработкам смог поступить в Университет Беркли в США. Используя свой опыт по защите авторского права, Дастан помог ему запатентовать право на интеллектуальную собственность двух проектов. Это робот, который ухаживает за лежачими пациентами. Второй – робот, который очищает город от мусора, работающий как автономно, так и через сайт. На текущий момент у него имеется рабочий прототип.
По словам Дастана, ему нравится обучать детей и школьников. Он напомнил, что в одном из своих интервью Илон Маск сказал, что больше всего ценит инженеров, которые могут оперативно решить конкретную техническую задачу с помощью математических расчетов и делать что-то своими руками. Как оказалось, он довольно часто сталкивается с выпускниками престижных вузов, которые не умеют делать этого.
– В целом стараюсь детей обучать тому, чтобы они умели реализовывать свои идеи, не откладывая их в долгий ящик, и еще могли самостоятельно работать. Я не даю им знания в «прожеванном» виде, а указываю направление, чтобы они сами выбрали способ реализации. На мой взгляд, это самый лучший вариант, потому что иногда мои ученики находят такие способы решения, о которых я даже не догадывался, – делится Дастан Рахатов своим видением.
Дастан убежден, что необходимо расширять количество кружков по роботостроению. Во многих городах появились оснащенные кабинеты, но пока существует нехватка квалифицированных преподавателей.
– В целом у нас есть компетентные выпускники вузов. Думаю, что наши казахстанские компании должны в первую очередь рассматривать их в качестве молодых специалистов, а не иностранцев. Зачастую после окончания университетов им негде применить свои знания. Также необходимо наладить стажировку студентов в вузах США, Японии, чтобы получать образование не только по «Болашаку», но и по другим программам, – считает Дастан Рахатов.