
Замечу, идея не провальная, тот же Google в 2012 году получил лицензию на использование своих беспилотных авто на дорогах США, в штате Невада. А озвученная на Втором Международном форуме коммерческого транспорта в Астане представителем входящего в корпорацию CNH Industrial бренда Лоренцо Бернарделли заставила задуматься.
Понятно, что презентацию футуристичного концепта использовали как способ привлечения внимания к модельному ряду коммерческих авто, выпускаемых в Костанае. Ну а вдруг? Вдруг по дорогам Казахстана начнут сновать интеллектуальные грузовики и бензовозы, автомобили полиции или МЧС?
Пусть слова Бернарделли и звучали с ноткой тоскливой надежды, мол, «модели футуристичных автомобилей в перспективе будут доступны казахстанскому рынку», обсуждать возможности беспилотных авто надо было еще вчера. Очень много условий должно быть соблюдено.
Например, должно быть написано, обсуждено и принято соответствующее законодательство. Если с этим, как показывает практика, у нас сложности бывают редко, то имеется ряд других, подчас непреодолимых обстоятельств. Дороги вот. Разве это дороги? Почти как у соседей – направления.
Следующее – автономные системы управления автомобилями, практически искусственный интеллект. Специалисты Google утверждают, что система должна быть многокомпонентной. В их раскладе это выглядит так.
Первое – у авто должны быть «глаза», то есть функция панорамного обзора улиц, чтобы «мозг» имел представление о дорожной инфраструктуре на той или иной улице определенного города. Второе – безотказный навигатор для определения реальных координат местоположения авто. Третье – видеокамеры для передачи в систему данных о светофорах, пешеходах и прочих объектах. Четвертое – некое сканирующее устройство для создания точной трехмерной карты окружающего пространства. Пятое – радары для непрерывного сканирования пространства впереди авто и позади него. Шестое – датчики положения автомобиля, чтобы с легкостью найти его на карте маршрута.
Как видим, до запуска беспилотных автомобилей на казахстанские дороги следует произвести или приобрести много всего. Еще предстоит выучить специалистов, поскольку даже самостоятельный автомобиль совсем без людей не сможет обойтись. И хотя у беспилотного автомобиля много достоинств, начиная с точнейшего соблюдения ПДД, будем говорить о недостатках.
Ни один из приверженцев идеи авто без водителя не знает, как автономная система управления сориентируется, например, при плохой погоде? Сдается, дождь, гололед или метель запросто собьют ее с толку.
Или вот еще. Автомобиль-беспилотник, возможно, хорош на ровных дорогах или в замкнутой системе (на территории аэропортов, парков, ЭКСПО). Как машина поведет себя на пересеченной местности, адекватно ли оценит пригорки и низины, пока не знают даже в компании Google.
Следует упомнить о цене: система, позволяющая выстраивать панорамный вид улиц, сама по себе недешева. Скажем также о юридической ответственности за ДТП, ведь законодательных норм, определяющих виновника в аварии, совершенной беспилотником, нет.
Выходит, авто без водителя та еще фантастика?