4 июня 1992 года в Алма-Ате с участием Главы государства состоялось заседание VIII сессии Верховного Совета Республики Казахстан XII созыва, на котором были рассмотрены и утверждены государственные символы страны – флаг и герб. Авторы лично презентовали свои работы депутатам и Президенту.
Как рассказывает архитектор Жандарбек Малибеков, несмотря на то что в целом его работа получила самые положительные оценки, при рассмотрении проекта члены Верховного Совета скептически высказывались в отношении ряда элементов герба. В частности, предлагалось убрать из композиции звезду (дескать, она ассоциируется с советским прошлым), рога мифических коней (слишком агрессивно) и бараньи рога в основании (слишком простонародно). Однако в результате проект был принят со всеми этими деталями, сохранив целостность и богатство образов.
В этот же июньский день 25 лет назад Президент подписал закон, в котором впервые было дано официальное описание нового госсимвола. Тогда оно звучало следующим образом: «Государственный герб Республики Казахстан представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней. В нижней части герба – надпись «Қазақстан». В цветном изображении Государственный герб Республики Казахстан двух цветов: золота и сине-голубого».
В принятом после Конституционном законе «О государственных символах Республики Казахстан» от 2007 года (кстати, он также был принят 4 июня) описание герба дается уже более расширенное и четкое. В последующем Комитетом по стандартизации и метрологии был разработан стандарт Государственного герба страны, вступивший в силу с 1 января 2016 года, благодаря которому были детализированы все элементы госсимвола, ранее «безымянные» его детали получили официальное название («шаңырақ», «уық», «желбау», «кереге», «басқұр», «жота» и так далее), определены четкие цветовые модели и параметры изображения всех частей герба.
Любопытно, что Жандарбек Малибеков – человек, которому выпала судьба войти в историю страны в качестве автора одного из государственных символов, большую часть жизни прожил за пределами республики. Родился он в 1942 году в Кызылординской области в семье железнодорожника, но уже в 1959-м, после окончания школы, отправился учиться в Узбекистан – в Среднеазиатский политехнический институт, избрав для себя профессию архитектора. С Ташкентом его жизнь была связана многие годы, но душа всегда стремилась к Родине.
– Несмотря на то что жил в Узбекистане, я внимательно следил за происходящим в Казахстане и очень обрадовался, когда в декабре 1991 года республика объявила независимость. И когда мне в январе 1992 года привезли и показали объявление в газете о конкурсе на проекты государственных символов, я больше не мог ни о чем думать. Это моя Родина, мой Казахстан, и мне хотелось быть причастным к тем историческим событиям, что происходят на моей земле.
На тот момент в Узбекистане проходил международный конкурс на проект реконструкции цитадели эмира Тимура, я уже был вовлечен в эту работу, но решил, что принять участие в разработке Государственного герба Казахстана для меня гораздо важнее, – вспоминает Жандарбек Малибеков.
Времени конкурсантам давалось немного, так что к работе архитектор приступил немедленно. В первую очередь необходимо было определить основную идею, концепцию будущего госсимвола. Жандарбек Малибекович тщательно изучал имеющиеся гербы государств мира, постигал тонкости геральдики и, самое главное, серьезно углубился в историю и культуру казахского народа, чтобы найти красивые, емкие, сильные и понятные всем символические элементы, благодаря которым можно отразить саму суть и устремления новой суверенной республики.
– Ключевым элементом герба стал шанырак – купол юрты, уникального древнего жилища, оказавшего большое влияние на мировоззрение кочевников. Для казахского народа юрта имеет особое значение – это символ дома, домашнего очага. Образно говоря, после обретения республикой независимости казахстанский народ поднял «шанырак» для строительства собственной «юрты», своего общего дома. Такой образ подходил идеально.
Опоры, расходящиеся от шанырака, – это и есть народ нашей страны, единый в своем многообразии. Причем уыков на гербе 72 – символично, что нормальный пульс взрослого человека составляет именно столько ударов в минуту. Дальше – мифические крылатые кони. Многие гербы государств мира содержат изображения животных и птиц. Я подумал, что на нашем гербе должны быть лошади – знаковые для казахов животные. Их изображения выполнены в «зверином стиле», они созвучны тем образцам древнего искусства, которые были найдены при раскопках Иссыкского кургана, это наш знаменитый «Золотой человек». Тулпары на гербе с рогами – они словно бы защищают шанырак. И вместе с тем их рога, на которые нанесено 7 колец, как 7 колен рода, – это символ народа, преемственности поколений. Звезда в верхней части композиции – путеводная звезда Казахстана, которая взошла вместе с обретением нашей страной независимости, – рассказывает Жандарбек Малибеков.
Это значение только основных символов казахстанского герба. А ведь есть и другие. Например, надпись «Қазақстан» в нижней части выведена на полотне-босага, который вешают над входом в юрту, и на гербе он выглядит словно бы частью желбау – элементов внутреннего убранства юрты, которые подвешиваются к шаныраку для придания ему устойчивости.
Сам казахстанский герб – круглой формы, что символизирует жизнь, вечность, мир. Небольшой декоративный элемент над названием страны – символ равновесия. Парные детали в основании герба – один из самых распространенных казахских орнаментов «қошқар мұйіз» («бараньи рога»), который издревле служил народу в качестве оберега… Всего на казахстанском гербе более 40 элементов, и практически каждый несет свою смысловую нагрузку.
Разработка своего варианта герба заняла у Жандарбека Малибекова около месяца. Весной 1992 года он приехал в Алма-Ату и передал заявку в комиссию при Верховном совете, откуда вскоре пришло сообщение – его проект допущен к финалу конкурсных процедур.
...В Узбекистане автор казахстанского герба долгое время жил и после обретения Казахстаном суверенитета. Только в начале 2000-х годов Жандарбек Малибекович окончательно вернулся на Родину и сейчас является профессором на архитектурно-строительном факультете Евразийского национального университета им. Л. Гумилева – передает знания и опыт молодежи, развивает свои идеи и даже, можно сказать, философию этноархитектуры.
Доминирующий вектор в его деятельности сегодня – это «умная» архитектура, берущая лучшие идеи из традиционной организации быта. Интереснейшее направление, движение по которому для архитектора Малибекова, пожалуй, началось как раз 25 лет назад, когда работа над Государственным гербом республики показала ему неисчерпаемый источник вдохновения – древнюю, самобытную и всегда актуальную культуру народа Страны Великой степи.