Синий и желтый

4856
Любовь Доброта, Шымкент

Два цвета наполняют каждую из полутора десятков картин, представленных на вернисаже Карлыгаш Кансеит.

фото автора

Очередная персональная выставка члена Союза художников РК, преподавателя Колледжа искусств и дизайна им. А. Кастеева Карлыгаш Кансеит обращает на себя внимание минимализмом цветовой гаммы и некой архитектурной направленностью. На ее полотнах – реально существующие мечети и мавзолеи, написанные не по фотографиям, не благодаря воображению, а на пленэре. Все эти места паломничества узнаваемы и почитаемы.

На полотнах нет излишеств и украшательств, которыми в свое время при строительстве отделывались здания сакральных объектов. Художница словно убрала все лишнее, оставив только формы, чтобы человек мог видеть сооружение и чувствовать могущество духа этого места.

Над серией «Рефракция», в которой более трех десятков картин, Карлыгаш Кансеит работала последние несколько лет. Шесть полотен написаны в Бухаре и Самарканде, остальные – на юге Казахстана. На выставке представлена половина картин: часть работ продана, в том числе в Великобританию, либо украшает другие экспозиции.

Художница использует традиционную технику письма, классические приемы. А вот выражение – новое, передающее ее личное видение сакральных объектов. На полотнах – гармония линий, преломление света, соотношение величин, тени и света, изобилие воздуха и пространства. Даже созерцание угловатых переходов приносит удовольствие, несмотря на контрастные цвета.

– Я назвала выставку «Рефракция», обозначив тем самым мое личное восприятие по аналогии с процессом преломления лучей света оптической системой глаз, – комментирует Карлыгаш Кансеит. – Я так вижу. Писала эту серию скорее для себя, чем целенаправленно для выставки. Последние годы кайфую от того, что просто пишу.

Серия «Рефракция» объединяет прошлое с настоящим. Для художницы важно, чтобы было соприкосновение с историей, чтобы помнили о прошлом, и в то же время не зацикливались на минувшем, а шли вперед.

Еще с 90-х годов на полотнах художницы просматривается приверженность к комбинации двух цветов. Это своего рода эксперименты, всякий раз заставляющие тестировать соотношение новой пары цветов и их оттенков.

Раньше это были зеленый и желтый, часто встречающиеся в природе и хорошо ложащиеся на пейзажи. А вот в архитектуре, по мнению Карлыгаш Кансеит, они не подойдут. Совсем иное дело – синий и желтый, дающие свободу. С их помощью можно передать пространство и монументальность. Желтый, отличающийся ясностью, веселостью и мягкой прелестью, производит исключительно теплое и приятное впечатление, прекрасно гармонирует с синим, символизирующим непорочность, чистоту, одиночество и даже грусть.

– У Карлыгаш в свое время были пейзажи, а теперь мы видим метафизическую живопись, – говорит искусствовед Жанна Тулеева. – На картинах хорошо просматриваются перспектива, локальные цветовые пятна, которые как будто дают человеку пространство для уединения. И не случайно такое название выставки, каждому смотрящему позволяется воспринимать тот или иной объект по-своему. Современное искусство – это преж­де всего эмоции и головоломка. Каждый разгадывает ее по-особому, видя что-то свое.

Популярное

Все
Треть урожая ушла под снег
Томография для артефактов
Регион делает ставку на туризм
Казахстан на пути от e-gov к AI-gov
Новые вызовы и новые возможности
Меняя подходы к глобальному диалогу
В учеников надо верить!
Маленькая империя для больших начинаний
Объединенные творчеством
Сердце отдаю детям
Безопасный транзит и борьба с преступностью
Эстафета чистоты от Алматы до Кызылорды
Сделать правильный выбор
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Искусственный интеллект в образовании: возможности и вызовы
Почему люди верят фейкам и мошенникам?
Хранитель народной мудрости
Ориентиры для модернизации страны
Итоги встречи с «Реалом»
Вклад педагогов в процветание республики бесценен
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Минфин внедряет цифровой контроль господдержки
Холода сменят тепло в Казахстане
Судьба журналиста
Жена по «наследству»: как вековые традиции сочетаются с современными реалиями
Пешеходы против самокатов
Шахматная дипломатия в действии
Борьба с наркоманией дает результаты
Продукты стали дешевле
Основа качества жизни и фундамент стабильности
Творчество известного писателя обсудили в Кызылорде
А я и здесь не промолчала
Суд рассмотрел апелляцию Перизат Кайрат и её матери
Аида Балаева встретилась с министром культуры Франции
Промышленность – это не про прошлое, а про будущее
Экспертные сообщества Казахстана и Китая вносят вклад в развитие межгосударственного взаимодействия
В Шымкенте строят канал Каусар
День труда
35 школ Атырауской области остались без директоров
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Цифровая трансформация судебной системы
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Подсолнечное масло отправили из Казахстана в Китай новым способом перевозки

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]