![](/media/uploads/publication2/158/87/158878-image.jpg)
Дело в том, что философ-кочевник какое-то время здесь жил, о чем остались свидетельства – произведения, где упоминаются сакральные места района.
Асан Кайгы, живший в XIV–XV вв., остался в народной памяти как искатель земли обетованной – Жерұйық, счастливой земли с обильными пастбищами, где люди живут, не зная горя и забот. Его философские раздумья и путешествия, в которых мыслителя сопровождала быстрая, как ветер, верблюдица Желмая, стали легендарными.
Главная идея произведений Асана Печального характеризует его как пропагандиста создания единого государства из родственных племен, существовавших тогда в казахских степях. Асан Кайгы является автором многих афоризмов, назиданий, философских толгау. Но, к сожалению, большая часть его богатого наследия не сохранилась. Участники научно-практической конференции в Чингирлауском районе, собравшей ученых из западных областей Казахстана, обсудили роль Асана Кайгы и других казахских философов в процессе укрепления государственности и стремлении к независимости.
По словам магистра гуманитарных знаний Западно-Казахстанского университета им. М. Утемисова Гулбарам Жалекеновой, социально-политическим условием формирования мировоззрения нового этноса было образование Казахского ханства.
– В это время появились первые казахские мыслители Асан Кайгы и Хайдар Дулати. Собственно, казахская философия начинает свою историю именно с этих имен. Асан Сабитулы – первый казахский жырау, выдающаяся личность, общественный деятель, мыслитель, создатель учения о Жерұйық, ставшего основой построения Казахского ханства. Чокан Валиханов, придавая исключительное значение идее государственного обустройства, назвал Асана Кайгы первым степным философом, считавшим, что земля – это главное, основополагающее понятие в истории становления национального самосознания, в мировосприятии народа.
В поисках смысла своей жизни – Жерұйык – мыслитель побывал и в Чингирлау, одном из удивительных мест Приуралья. Спустя почти шесть веков благодарные потомки установили в честь степного философа памятник, автором которого стал член Союза художников Казахстана Ибрагим Айгенов. Монументальная фигура Асана Кайгы, взгляд которого устремлен вдаль, и его верной спутницы – верблюдицы Желмаи – украсили новую площадь районного центра Чингирлау, где хранят память о странствующем философе.
Земли обетованной выдающийся мыслитель, побывавший в разных уголках Великой степи, не нашел, убедившись, что ее не существует в природе. Он осознал и попытался донести до современников и потомков, что искать идеальное для жизни место бесполезно: свое собственное счастье нужно строить на родной земле.