Соединяет берега седой паромщик

4029
Рысбек Жантыкеев

Несколько районов Восточно-Казахстанской области рискуют быть отрезанными от «большой земли», если паромы-«пенсионеры» встанут на прикол, сломавшись окончательно.

фото автора

Паромная переправа в течение десятилетий остается связующим звеном с внешним миром для нескольких отдаленных уголков Восточного Казахстана, в числе которых Курчумский, Зайсанский и Катон-Карагайский районы.

Для людей, приехавших в эти места из маловодных степных регионов, прогулка расстоянием в шесть километров по волнам может показаться не лишенной налета романтики. Однако местные жители оценивают переправу без лирики: для них это путь в область, и важно только, чтобы он всегда был открыт, то есть паромы ходили между берегами.

В настоящее время на переправе работают три парома: два больших – «Күршім» и «Иртыш», а также паром-баржа «Одесса». Первые рейсы суда начинают в шесть утра с правой стороны берега Бухтарминского водохранилища, где находится Курчумский район. Самый последний рейс с противоположной стороны Самарского района осуществляется в 21.00.

Разовая вместимость больших паромов – около 30 легковых автомобилей, меньшее количество транспорта могут они принять, если заезжают грузовики. Начинается навигационный сезон на переправе обычно в апреле и заканчивается в декабре, накануне Нового года. Правда, в этом календаре могут быть и перемены в силу погодных условий.

К слову, поздней осенью и в начале зимы, когда водную акваторию сковывает лед, паромы ходят по полынье – водному коридору, который постоянно ужимается, а холодными ночами покрывается коркой льда. «Күршім» и «Иртыш» взламывают этот лед благодаря своей конструкции. По некоторым данным, они строились по индивидуальному заказу, конкретно для Бухтарминского водохранилища, что появилось на карте области в 1961 году. Судна были спроектированы так, чтобы ходить еще и как малые ледоколы. Правда, возраст у них уже безнадежно «пенсионный»: «Иртыш» спущен на воду в 1962 году, а «Күршім» – в 1964-м. Поэтому никуда не деться от технической изношенности паромных судов, а значит, поломок.

В то же время зависимость от паромов территорий, что находятся «за морем», можно назвать колоссальной. Именно работа переправы определяет «самочувст­вие» названных выше районов. Как только она прерывается из-за поломок паромов или штормов на водохранилище, образуются длиннющие очереди из автомашин, а градус накала эмоций и возмущения людей, которые вынуждены ждать часами, зашкаливает. В ночное время переправа не работает, а значит, и связь с областью прерывается.

В зимние месяцы между берегами открывается так называемая ледовая переправа. То есть транспортные средства с разрешенным весом (для тяжелых грузовых фур действует запрет) передвигаются между берегами по льду. Ну а в межсезонье, когда не ходят паромы и еще не окреп лед для езды машин, курчумцам и их соседям приходится ехать до областного центра по объездной дороге длиной в 400 км с опасными серпантинами.

И все же, несмотря на все существующие трудности, паромы продолжают работать. За это люди им благодарны. Выйдут ли отработавшие свое паромы когда-нибудь на покой? Да, это событие ожидаемое, учитывая их почтенный возраст. Остается надеяться, что произойдет это не раньше, чем на Бухтарминском водохранилище будет построен мост, призванный надежно связать восточную окраину области и страны с внешним миром.

Ну а пока паромы делают свою важную работу, всякий, кто хоть разок проплывал на них, никогда об этом «круи­зе» не пожалеет и не забудет.

Популярное

Все
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Кызылординским студентам вручили направления на учебу в зарубежные заведения
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Потепление до 35 градусов ожидается в Казахстане
Тайна массового захоронения динозавров у «Реки Смерти»: учёные ближе к разгадке
В Павлодаре из-за пожара в такси пострадали четыре человека
Филиал Челябинского государственного университета откроют в Костанае
Новая услуга стала доступной казахстанцам в eGov Mobile
Казахстан – Саудовская Аравия: новые вехи сотрудничества
Астана примет высоких гостей – анонс мероприятий с Токаевым на этой неделе
Бои человекоподобных роботов провели в Китае
От слесаря до начальника в газовой отрасли
Аффинажный завод в Астане выдал 30-тысячный слиток дорогого металла
Срезан склон холма, жди оползня…
Ферма, где роботы доят коров
Токаев принял нового акима Алматы
Музей космонавтики откроют в Байконыре
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Бадрисафа Байтурсынова, разыскивая мужа, дважды обращалась к жене Максима Горького
Первый урожай дынь отправили из Туркестанской области в Россию
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
В Казахстане резко изменится погода
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Семья – духовный код нации
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Жару сменят дожди в Казахстане
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники

Читайте также

Синергия возможностей в формате ЦА+
Поступательное развитие казахстанско-итальянских отношений
Обеспечить благополучие каждого ребенка
Мир слышит голос средних держав

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]