Соединяет берега седой паромщик

4615
Рысбек Жантыкеев

Несколько районов Восточно-Казахстанской области рискуют быть отрезанными от «большой земли», если паромы-«пенсионеры» встанут на прикол, сломавшись окончательно.

фото автора

Паромная переправа в течение десятилетий остается связующим звеном с внешним миром для нескольких отдаленных уголков Восточного Казахстана, в числе которых Курчумский, Зайсанский и Катон-Карагайский районы.

Для людей, приехавших в эти места из маловодных степных регионов, прогулка расстоянием в шесть километров по волнам может показаться не лишенной налета романтики. Однако местные жители оценивают переправу без лирики: для них это путь в область, и важно только, чтобы он всегда был открыт, то есть паромы ходили между берегами.

В настоящее время на переправе работают три парома: два больших – «Күршім» и «Иртыш», а также паром-баржа «Одесса». Первые рейсы суда начинают в шесть утра с правой стороны берега Бухтарминского водохранилища, где находится Курчумский район. Самый последний рейс с противоположной стороны Самарского района осуществляется в 21.00.

Разовая вместимость больших паромов – около 30 легковых автомобилей, меньшее количество транспорта могут они принять, если заезжают грузовики. Начинается навигационный сезон на переправе обычно в апреле и заканчивается в декабре, накануне Нового года. Правда, в этом календаре могут быть и перемены в силу погодных условий.

К слову, поздней осенью и в начале зимы, когда водную акваторию сковывает лед, паромы ходят по полынье – водному коридору, который постоянно ужимается, а холодными ночами покрывается коркой льда. «Күршім» и «Иртыш» взламывают этот лед благодаря своей конструкции. По некоторым данным, они строились по индивидуальному заказу, конкретно для Бухтарминского водохранилища, что появилось на карте области в 1961 году. Судна были спроектированы так, чтобы ходить еще и как малые ледоколы. Правда, возраст у них уже безнадежно «пенсионный»: «Иртыш» спущен на воду в 1962 году, а «Күршім» – в 1964-м. Поэтому никуда не деться от технической изношенности паромных судов, а значит, поломок.

В то же время зависимость от паромов территорий, что находятся «за морем», можно назвать колоссальной. Именно работа переправы определяет «самочувст­вие» названных выше районов. Как только она прерывается из-за поломок паромов или штормов на водохранилище, образуются длиннющие очереди из автомашин, а градус накала эмоций и возмущения людей, которые вынуждены ждать часами, зашкаливает. В ночное время переправа не работает, а значит, и связь с областью прерывается.

В зимние месяцы между берегами открывается так называемая ледовая переправа. То есть транспортные средства с разрешенным весом (для тяжелых грузовых фур действует запрет) передвигаются между берегами по льду. Ну а в межсезонье, когда не ходят паромы и еще не окреп лед для езды машин, курчумцам и их соседям приходится ехать до областного центра по объездной дороге длиной в 400 км с опасными серпантинами.

И все же, несмотря на все существующие трудности, паромы продолжают работать. За это люди им благодарны. Выйдут ли отработавшие свое паромы когда-нибудь на покой? Да, это событие ожидаемое, учитывая их почтенный возраст. Остается надеяться, что произойдет это не раньше, чем на Бухтарминском водохранилище будет построен мост, призванный надежно связать восточную окраину области и страны с внешним миром.

Ну а пока паромы делают свою важную работу, всякий, кто хоть разок проплывал на них, никогда об этом «круи­зе» не пожалеет и не забудет.

Популярное

Все
В Астане открылась выставка художника, обладающего самым громким именем в искусстве XX века
Вовремя выявить риски и поддержать
Осень на Святом ключе
Цифровая трансформация городской инфраструктуры
Берлин с боями шел на Берлин
Ремесла как дипломатия и двигатель туризма
Душевное лекарство
«Верность Родине, как знамя, поднял он...»
Ботай – место притяжения
Башня, колодцы и тайны древних обрядов
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Треть урожая ушла под снег
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Холода сменят тепло в Казахстане
Судьба журналиста
Борьба с наркоманией дает результаты
Продукты стали дешевле
Основа качества жизни и фундамент стабильности
Творчество известного писателя обсудили в Кызылорде
А я и здесь не промолчала
Промышленность – это не про прошлое, а про будущее
Экспертные сообщества Казахстана и Китая вносят вклад в развитие межгосударственного взаимодействия
В Шымкенте строят канал Каусар
День труда
Стартовала кампания по вакцинации от гриппа и ОРВИ
«Барыс» дома обыграл «Сибирь»
Ключевой костяк энергетики
FIFA показала талисманы ЧМ-2026
Единый счет и smart-контроль тепла
Сменился министр просвещения Казахстана
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
35 школ Атырауской области остались без директоров
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Цифровая трансформация судебной системы
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
Генпрокуратура начала расследование в отношении Кайрата Кожамжарова
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Подсолнечное масло отправили из Казахстана в Китай новым способом перевозки
Тяньцзинь – Пекин: как визит Токаева усилил позиции Казахстана в Евразии

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]