Системный подход
Системный подход в управлении государством был характерен для нашей страны с первых дней независимости. Но именно Стратегия «Казахстан-2030» вывела эту работу на новый уровень. Если ранее мы смотрели под ноги, чтобы не упасть, то новый программный документ дал возможность заглянуть за горизонт и проложить маршрут в будущее.
Ведь что такое стратегия? Это изучение текущей ситуации в мире и оценка перспектив, прогноз вероятных событий и опережающая реакция государства на различные сценарии. Но что самое главное, она позволяет осознанно двигаться к конкретным целям и консолидировать общество для их достижения.
Стратегию «Казахстан-2030» Глава государства обнародовал в октябре 1997 года в рамках своего Послания народу Казахстана. Нурсултан Назарбаев обозначил в ней сильные стороны и возможности, а также уязвимые позиции и угрозы для нашей страны.
Эмоциональная речь Президента не оставила никого равнодушным. В мире, говорил Глава государства, сотни миллионов людей гибнут в кровопролитиях, голодают и не имеют крыши над головой.
– Чего же мы охаем и ахаем, затрачивая внутреннюю энергию на пустые баталии и брюзжание? Неужели у нас такая короткая память, и мы забыли, что при любых испытаниях выходили победителями за счет сплоченности, энтузиазма и веры в будущее? Работая сутками напролет, мы, недоедая сами, все отдавали детям и были уверены, что у них будет лучшая жизнь. Что мешает нам это сделать сегодня и завтра? Почему мы приуныли и опустили руки? И это в то время, когда перед страной и перед каждым из нас открываются огромные возможности, главная среди которых – свобода, чем раньше мы не обладали. Все зависит только от нас самих, от нашей веры, энтузиазма, сплоченности и труда, – говорил Нурсултан Назарбаев.
В условиях идеологического вакуума, возникшего на развалинах СССР, это выступление Президента позволило решить несколько ключевых задач: дать населению надежду и понимание происходящего, повысить доверие к власти, спрогнозировать прогресс в областях, развитие которых и позволило занять Казахстану свою уникальную нишу в мировой системе координат.
– Хорошо разработанный стратегический план фокусирует, дисциплинирует и способствует. Он фокусирует внимание государства на очень коротком перечне приоритетов, настраивает Правительство на ежедневное решение этих задач и стратегий. Наконец он способствует принятию ежедневных и ежегодных решений, которые приведут к реализации наших целей, – сказал Нурсултан Назарбаев, представляя программу развития.
На двух уровнях
Президент ставил четкие и конкретные задачи и целевые индикаторы, а планирование велось на двух уровнях: тактическом и стратегическом. В контексте долгосрочного планирования были обозначены семь ключевых приоритетов. В их числе – обеспечение национальной безопасности, внутриполитической стабильности, достижение экономического роста, улучшение здоровья, образования и благополучия граждан, эффективное использование имеющихся энергетических ресурсов, развитие инфраструктуры, создание высокопрофессионального и современного корпуса государственных служащих.
На уровне тактических задач горизонт планирования ограничивался тремя годами (1998–2000).
– Люди ожидают и заслуживают хотя бы незначительных улучшений еще до конца столетия, поэтому я представляю здесь наиболее важные задачи на 1998–2000 годы в контексте нашего стратегического плана развития Казахстана до 2030 года, – уточнил Глава государства.
Президент только на 1998 год дал восемь конкретных поручений, в том числе по решению проблем с выплатами пенсий, пособий и заработной платы, обеспечению кредитами и микрокредитами сельчан, малого и среднего бизнеса.
– Не секрет, что многие чиновники еще не понимают, что новая роль государства заключается теперь не в том, чтобы принимать решения за людей. Напротив, она состоит прежде всего в формировании условий, в которых свободные граждане и частный сектор смогут принять эффективные меры для себя и своих семей. Государству не под силу изменить человеческие мысли в одночасье. Но государство способно ускорить процесс перемен, – подчеркнул Нурсултан Назарбаев.
При этом Президент объяснял главное – ничто не дается сразу. Успешному и стабильному развитию объективно присущи определенные этапы, которые нельзя перепрыгнуть одним махом.
Переезд столицы
Одним из первых шагов по пути практического воплощения идей стратегии стал перенос столицы из Алматы в Акмолу. Президент целенаправленно двигался к воплощению этой идеи, продиктованной как геополитическими, так и социально-экономическими факторами. С 1995 по 1997 год был издан ряд важнейших указов и распоряжений: о столице, об учреждении Акмолинской специальной экономической зоны и внебюджетного фонда «Новая столица», об объявлении Акмолы столицей Республики Казахстан, о Госкомиссии по передислокации высших и центральных государственных органов.
И вот это случилось. Вопреки мнению многих скептиков, переезд состоялся. И первыми перебрались на новое место работы Президент, Парламент и Правительство.
«Сегодня мы, высшие органы власти Республики Казахстан, торжественно заявляем, что с 10 декабря 1997 года Акмола является столицей нашего государства. Отныне и на века здесь, в центре огромной страны, будут приниматься решения, судьбоносные для народа. Здесь теперь бьется сердце нашей Родины. Отсюда Казахстан будет определять свою историческую судьбу в преддверии третьего тысячелетия», – говорилось в воззвании, посвященном переезду.
Перенос столицы ознаменовал новый подход в организации управленческой политики в масштабе государства. Она стала более сбалансированной с позиции равноудаленности ко всем регионам республики. Одновременно была проведена оптимизация административно-территориального устройства страны. Ряд областей, включая Семипалатинскую, Жезказганскую, Тургайскую и Кокшетаускую, был упразднен и передан в состав других регионов. В итоге число областей сократилось до 14.
– С передислокацией столицы завершился важный этап в становлении нашей государственности, в укреплении независимости страны, – отметил Нурсултан Назарбаев на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости.
Год общественного согласия
Выдвигая новые идеи и проекты, Нурсултан Назарбаев, понимал, что для их реализации нужны два важных капитала – человеческий и финансовый.
Если говорить о первом, то обществу в первую очередь требовалась консолидация. И 1997 год в этом плане стал, конечно, особенным. Это был Год общественного согласия и памяти жертв политических репрессий. Миллионы граждан 31 мая приняли участие в Дне поминовения, который стал Днем памяти и всеобщей скорби по безвинно погибшим казахстанцам.
В середине октября был отмечен День духовного согласия. В конце августа в Алматы состоялся II съезд трудармейцев – немцев Поволжья, отбывавших в годы войны трудовую повинность за колючей проволокой.
В этот год исполнилась еще одна дата – 60-летие насильственной депортации из Приморья в нашу республику российских корейцев. Примечательно, что отмечена она была не только как траурное событие, но и как шестидесятилетие со дня обретения корейской диаспорой Казахстана второй родины.
Продолжилась активная работа по реабилитации спецпереселенцев – к тому времени несправедливые обвинения были сняты с более чем 160 тыс. так называемых «неблагонадежных лиц». И это при том, что свыше 9 тыс. архивных дел еще не были рассмотрены.
– Преодолевая психологические последствия тоталитаризма, мы решаем важную двуединую задачу – объективно интерпретируем свое прошлое и моделируем свое будущее, – сказал Нурсултан Назарбаев.
Думать о стране, а не о желудке
Что немаловажно, 1997 год стал временем экономического развития нашей республики, а Всемирный банк в поддержку планов 1998–2000 годов выделил 1 миллиард долларов.
К этому времени в стране были приняты новая стратегия, новая трехлетняя программа развития, сформировано новое Правительство. Оставалось определиться с приоритетами на уровне регионов. С этой целью Президент провел встречу с акимами, на которой обозначил ряд ключевых проблем, в том числе в области сельского развития. Например, в том, что касается зерна, Глава государства сетовал, что при огромном потенциале в этой сфере тот же Узбекистан покупал пшеницу чуть ли не в Австралии.
– Иран импортирует до 5 миллионов тонн зерна ежегодно, а мы не можем ни открыть рынок, ни сохранить по-человечески свое зерно.
Только после того, как я взял под личный контроль деятельность государственной «Продовольственной контрактной корпорации», туда пришли предприимчивые руководители, обозначился хоть какой-то порядок в государственных закупках и организованном экспорте. Заключены новые контракты и осуществлены первые крупные поставки в Узбекистан, Иран, Азербайджан, Таджикистан, – отмечал Нурсултан Абишевич.
Поднимались и многие другие вопросы: о пенсионной реформе, реформе коммунального хозяйства, но главный разговор развернулся, конечно, вокруг стратегии. Президент вел очень жесткий разговор с акимами. Как сказал Глава государства, по его ощущениям многие из них вообще не читали стратегию, а если и читали, то с таким же отношением, как и раньше: или ничего не понимая, или думая о своем желудке и о том, как отчитаться наверх с меньшими усилиями.
По сути, в этот период Нурсултан Назарбаев был вынужден перейти фактически на «ручное» управление социально-экономическими процессами страны, лично обсуждая многие проблемы, будь то стратегическое развитие или уборка урожая.
Но самое главное, что Нурсултан Назарбаев четко видел, куда двигается Казахстан. Тактика и стратегия Президента позволили нам с успехом пройти сложнейший этап развития, обойдя многие ловушки транзитного периода.