С первых минут встречи Жаксылык-ага заговорил о своих планах, о любимой работе, подтверждая истину о том, что настоящий профессионал всегда востребован и находится на волне времени. Он ведет активный и здоровый образ жизни, всегда позитивно смотрит на мир и людей и продолжает работать над собой. Коллеги и поклонники его творчества знают, что фотограф исколесил много журналистских дорог не только в Казахстане, но и за рубежом, запечатлел самые важные исторические события и лица наших соотечественников. Не случайно его называют фотохроникером страны, в его личном архиве хранятся снимки, которые говорят больше, чем слова…
– Я родился после войны в 1946- м, мое имя Жаксылык означает «нести добро», – рассказывает он. – Всегда стараюсь быть достойным своего имени.
…А все начиналось в одной из лучших фотостудий города Караганды, которую предпочитали все руководители города. Своим первым наставником считает мастера с большой буквы Анатолия Табеева, у которого он учился азам и премудростям профессии. Неустанно изучал фотографии своего более опытного коллеги, стиль работы и старался следовать его почерку, впитывая все нюансы.
– Видимо, я был талантливым учеником, потому что после определенного периода он стал хвалить мои работы, – вспоминает Жаксылык-ага. – Могу сказать, что всего в профессии я добился своим трудом и неиссякаемым интересом, но самое главное – любовь к профессии. Я точно знаю, что фотоаппарат надо лелеять, как своего ребенка, – смеется ветеран, отдавший более 40 лет своему делу. В его трудовой биографии были районная газета, учеба в Алматинском кинотехникуме, работа преподавателем этого учебного заведения. Высшее образование он получил в Павлодарском педагогическом институте, работал фотокорреспондентом в Верховном Совете и в Мажилисе Парламента РК и во многих республиканских СМИ.
Его сын с детства видел папу с фотоаппаратом, поэтому неудивительно, что пошел по его стопам. Замечая ту страсть, с которой отец относился к своей профессии, мечтал тоже снимать. Сегодня он – состоявшийся профессионал, ставший достойным коллегой отца. Однако Жаксылык-ага не устает напоминать ему, что главное в этом деле – любовь, талант, усидчивость, целеустремленность и трудолюбие.
Мэтр считает, что хороший фотограф всегда знает ту, единственную точку съемки, которую надо заранее просчитать в уме, а затем уловить тот самый главный момент. Фото – это своего рода момент истины. Ведь говорят, что фотограф смотрит на мир другими глазами. Хотя многие молодые, бодро щелкая затвором цифровой техники, забывают о том, что фотография – это прежде всего искусство. Если учитывать, что мир движется к цифровой журналистике, и популярными становятся сайты, где читатель больше воспринимает зрительную информацию, слова о том, что «фотографии говорят» приобретают прямой смысл. К примеру, совсем недавно мэтр завершил работу над проектом «Қарқара көтерілісіне – 1 000 жыл», где он снимал не только пейзажи, но и панорамные картинки, красоту национальных видов спорта и игр. Подобный фотоальбом представляет собой визитную карточку страны, в которой отражены ее традиции и культура.
Фотохроникер Казахстана, у которого большой архив истории независимости страны, продолжает умножать ее летопись . Только что завершил работу над фотоальбомом, посвященным достижениям тружеников Алматинской области за четверть века. Сегодня он перебирает свой огромный архив и готовит фотовыставку к 25-летию Независимости страны. Он убежден, что она важна прежде всего для молодежи – в воспитании патриотизма и любви к своей родине. В этих фото запечатлены лица современников эпохи, многие из которых ушли из жизни, вписав свои имена в историю.
– Фотографии передаются из поколения в поколение, и они, по сути, вечны, – уверен мэтр...