Тарифные «рифы»

15762
Галина Вологодская, Восточно-Казахстанская область

В долгах как в шелках

В теории задумка выглядела красиво: государству в муниципальном автопарке Semey Вus отвели долю в 49%, закупили на 4,135 млрд тенге 170 автобусов семейского же производства. Оснастили системой электронного билетирования. В городском акимате заверяли: как только цифровая оплата сделает доходы перевозчика прозрачными, станет понятно, какие маршруты прибыльные, а какие требуют субсидий.

С сентября 2019-го новенькие автобусы вышли на улицы Семея. Тариф для ТОО «Semey Bus» был утвержден такой же, как и для других автопарков, – 80 тенге. Однако не прошло и трех месяцев, как в муниципальном предприятии заявили о тяжелой финансовой ситуации – ни обещанных субсидий, ни компенсации за льготный проезд пенсионеров и детей здесь не увидели. Городской акимат, куда компания обратилась с заявкой на выплаты, переслал просьбу в областную инстанцию. На этом все и заглохло.

Как отметил заместитель директора муниципального автопарка Асет Калигожин, в условиях, когда предприятие несет огромные убытки, единственным выходом из ситуации могло бы стать повышение оплаты за проезд.

С весны ситуация только усугубилась. С началом карантина городской общественный транс­порт значительно ограничили как по времени, так и по количеству автобусов на маршрутах. Доходы предприятия еще сократились. В Semey Вus обязанности кондукторов, которых упразднили, переложили на водителей. При этом ни о каких доплатах работникам речи не шло. Более того, задержки зарплаты стали систематическими. За ТОО вырос долг по обязательным отчислениям в пенсионный фонд и фонд медстрахования.

10 августа Семей «прогремел» на всю страну: водители 104 автобусов отказались выходить на линии. Требование одно – полностью рассчитаться по зарплате и социальным отчислениям. Люди пожаловались, что даже не могут получить положенные от государства пособия по потере работы во время карантина.

«Пожар» в срочном порядке пришлось гасить руководству Семея. Только к полудню на улицах снова стал появляться транспорт.

«Акимат отмечает, что в последнее время в коллективе создалась напряженная психологическая обстановка, – появился в тот же день официальный комментарий местной исполнительной власти. – Имеется серьезное недопонимание между сотрудниками управления ТОО «Semey Bus» и рядовыми водителями, которое вылилось в трудовой конфликт. Заложниками этих отношений явились сотни горожан, которые в день празднования 175-летия великого Абая не смогли воспользоваться услугами городского автотранспорта».

Заодно в акимате напомнили о социальной значимости сферы перевозок и заверили: не допустят митингов, забастовок и ультиматумов, ведущих к нервозности, потере уважения коллектива, работы, а в большем – к дестабилизации и хаосу. Правда, каким образом водителей будут удерживать от протеста, представители власти не уточнили.

Сплошные нарушения

На днях областная государственная инспекция труда отчиталась о результатах внеплановой проверки ТОО «Semey Bus». По словам заместителя руководителя инспекции Кайрата Аблкаи­рова, на предприятии выявили свыше 70 нарушений трудового законодательства. Среди самых многочисленных – неправильное определение часовой тарифной ставки, самоуправство при увольнении, а также при начислении выплат и компенсаций за неиспользованный отпуск, нарушение режима работы и отдыха, отсутствие доплат за работу в выходные, праздничные дни, а также за сверхурочное время…

– Предприятие обязано выплатить работникам пеню за каждый просроченный день в размере более 4,5 миллиона тенге, – пояс­нил заместитель руководителя инспекции. – Плюс ТОО должно выплатить пособие по временной нетрудоспособности в размере 41 760 тенге, компенсацию за неиспользованный отпуск на сумму 830 тысяч тенге, а также остаток заработной платы 43 сотрудникам за период с октября 2019 года по июнь текущего года в размере 878 651 тенге.

Как подчеркнул Кайрат Аблкаиров, руководство ТОО привлечено к административной ответственности в объеме 120 МРП, или 333 тыс. тенге. Ему выдано предписание об устранении нарушений.

Где же те «закрома», из которых автопарк возьмет деньги, чтобы закрыть все эти долги? Ответ на днях стал очевиден: Semey Bus подало заявку на повышение тарифа с 80 до 140 тенге, то есть на 75%.

– Создана комиссия по рассмот­рению данного вопроса, – пояснил заместитель руководителя горотдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Семея Нурлан Сергазинов. – Расчеты, которые представила компания-перевозчик, будут проверяться. Методика есть, она прописана в Законе РК «Об автомобильном транспорте» и подзаконных актах. Кроме того, вопрос будет рассмат­риваться на общественном совете города, депутатами маслихата. Если все подтверждающие документы будут налицо и действительно окажется, что тариф должен составлять другую сумму, тогда постановлением акимата Семея он будет повышен.

Любопытно, что в ближайшее время Усть-Каменогорск может столкнуться ровно с теми же тарифными «рифами», на которые сели перевозчики Семея. Здесь тоже на основе государственно-частного партнерства начали внедрение автоматизированной системы оплаты проезда на пассажирском транспорте. Конкурс с ценовым предложением в 1,7 млрд тенге выиграла компания из Минска.

– Установка оборудования производится на 580 единицах пассажирского транспорта – автобусах, микроавтобусах, трамваях, – пояснили в горотделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. – В настоящее время осуществляются поставка и монтаж приборов, настройка программного обеспечения, подготовка карт оплаты.

Кроме того, в 2019 году аким областного центра Жаксылык Омар делился планами по закупке 85 автобусов на 4,4 млрд тенге.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, кому придется оплачивать такую модернизацию. Сейчас проезд в автобусе для устькаменогорцев стоит 90 тенге. Изменится ли он в недалеком будущем – вопрос риторический. Главное – понять, насколько изменится.

Популярное

Все
Вплавь покоряя моря и проливы
В пострадавшие от паводка регионы приезжали не только спасатели, но и врачи
Ежедневно тысячи жизней спасают неравнодушные люди
Уральскую ТЭЦ отремонтируют без посредников
Овсянка, сэр!
Удовлетворенных исков граждан к госорганам стало в четыре раза больше
Стихия разрушила и... «запустила» строительство микрорайона
Сумма возвращенных государству активов превысила 1,7 триллиона тенге
Как популяризировать образ человека труда
Ледовый дворец возвращается в собственность города
Обеспечение верховенства права – приоритет справедливого государства
Партия «Ауыл»: ставка на молодежь
Улучшая рыночную среду
Вернуть землю государству
В Западно-Казахстанской области открыто около 500 новых спортивных секций
Аида Балаева высказалась о провокационном ролике в соцсетях
Театр завершил сезон премьерой
Сыр и кефир вопреки дефициту
В Каспийском море спасли двух человек
Верховный суд отменил оправдательный приговор обвиненному в изнасиловании блогеру
Преодоление. Пять лет созидания
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Семья Кривошеевых – Клеустер вернулась из Германии в Казахстан
Новый этап развития системы здравоохранения страны
Признать БВУ соучастниками мошеннических схем предлагают юристы
Семейный психолог, руководитель психологического центра и НПО «Мое возрождение» Альвина ЮСУПОВА говорит о том, как сохранить семью
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Строительство водопроводов затягивается в Костанайской области
Остановка по требованию аудита
За плечами талантливого хирурга Орала Оспанова десятки тысяч успешных операций
Очередную водную блокаду терпят жители многострадального села Жанатурмыс
Президент Казахстана выступил на казахско-корейском бизнес-форуме
Выставку «Ұлы дала алтыны» посетили президенты Казахстана и Кореи
Больница начинается с приемного покоя
За годы работы частный судебный исполнитель высудил у должников более одного миллиарда тенге
Казахстан примет участие в саммите животноводства во Франции в качестве почетного гостя
Совместное заседание палат парламента пройдет 14 июня
Отряд «Жасыл ел» привлекут к строительству домов для пострадавших от паводков
Семнадцать видов вторсырья принимали на экоакции, посвященной Всемирному дню окружающей среды
20 процентов или шанс на жизнь?
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Консолидация и развитие
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Триумф и трагедия казахских баев
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Костанайские археологи бьют тревогу
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
3,4 тыс. нарушителей границы задержаны за месяц в Казахстане
Эдуард Ким выиграл этап Кубка мира по артистичному плаванию
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
30 килограммов конфет раздали в Астане ко Дню защиты детей
Сезон атлантических ураганов в 2024 г. может стать самым активным в истории наблюдений
Казахстанские десантники удостоены нагрудного знака «Доблесть и мастерство» в Белоруссии
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
Доходы стоматологов в Казахстане побили рекорд
У Казахстана уникальный культурный код

Читайте также

«Вложись, построй, а мы тебя снесем...»
«Зубная» боль дантистов
Поля на голодном пайке
«Кошмары» на площадке автохлама

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]