
– В последние годы полиция очень серьезно подошла к вопросу цифровизации. Так, ранее мы запустили электронные планшеты для полицейских, в которых имеются все необходимые базы, ими пользуются все участковые и постовые дорожно-патрульные службы, – проинформировал нас заместитель министра внутренних дел РК Сакен Сарсенов. – Каждый полицейский обеспечен видеожетоном и видеорегистратором, которые регистрируют и фиксируют все действия и полицейского, и правонарушителя. В ближайшее время мы будем запускать и другие проекты, все они эффективные и надежные. Сейчас же идет поэтапная централизация этих проектов. Системы, внедряемые центральным аппаратом МВД, будут применяться всеми регионами одновременно – такова единая техническая политика нашего ведомства.
Немаловажно, что все сервисы, которые министерство планирует запустить, разрабатываются по системе ГЧП, без использования бюджетных средств. При этом замминистра внутренних дел отмечает, что проводимая ведомством цифровизация ни в коей мере не приведет к потере рабочих мест. Дело в том, что ранее, когда не было камер видеонаблюдения, сотрудник тратил много времени, чтобы отследить ДТП, преступность во дворах, кражи, убийства. Сейчас же, когда везде установлены камеры, работа полицейского построена в реальном режиме времени, что позволяет повысить скорость раскрываемости преступлений, а также своевременно проводить профилактические мероприятия. В связи с этим решено произвести переквалификацию сотрудников на другие участки работы, повысив тем самым их профессионализм и, соответственно, наш уровень безопасности.
К слову, объединять все проекты в одном приложении в МВД сейчас не планируют. Практически у каждого казахстанца есть банковское приложение, приложение, связанное со здоровьем, электронное правительство и другие, но имеются и индивидуальные, с учетом личных интересов. Поэтому МВД РК разрабатывает отдельные приложения для удобства граждан, которые в ведомстве взаимосвязаны.
Так, с 1 февраля текущего года в Казахстане запущено мобильное приложение «102». С его помощью каждый житель страны может направлять информацию о совершенном правонарушении или преступлении и быть уверенным в том, что его сообщение не останется без внимания. Связаться с оператором здесь можно, нажав на специальную кнопку SOS, путем аудио- или видеозвонка, при этом отследив местонахождение наряда полиции, выехавшего к месту вызова. Звонок через приложение обрабатывается 10–20 секунд, а на сообщение операторы реагируют не более чем за 15 минут.
Уже сейчас, пройдя регистрацию в приложении, можно отправить текстовое обращение в адрес министерства, а также пожаловаться на действия полицейских в службу собственной безопасности МВД РК. Помимо этого, в скором времени в этом же приложении можно будет получать госуслуги, оказываемые ведомством. Пока доступна русскоязычная версия приложения, через некоторое время, после проработки технических моментов, подключат и вариант на казахском. Но операторы уже обслуживают звонки на двух языках.
Разработанная отечественными специалистами система является многоканальной: граждане могут обращаться в полицию не только через мобильное приложение, но и на сайте министерства, через чат-боты в Telegram и Facebook, а также через электронную почту. При этом сообщение от гражданина попадает в полицию того города, где он находится.
– Если у граждан раньше была возможность звонить только на 102, и наши сотрудники выясняли, кто звонит – фамилия, имя, отчество, адрес проживания – на это уходило время. Сейчас, когда вы зарегистрировались в мобильном приложении, когда вы звоните через видео- или аудиозвонок, наш сотрудник уже видит данные звонящего, а также ваше конкретное местонахождение и может моментально направить патрульную машину или пеший наряд для того, чтобы помочь гражданам защитить свои права, – пояснил заместитель министра внутренних дел Сакен Сарсенов.
О популярности приложения говорит тот факт, что за первые двое суток приложение скачали более 5 тыс. граждан. За это время уже поступило 2 283 видеозвонка! Несмотря на то, что в половине случаев граждане просто проверяли работу системы, в остальных – речь шла о конкретных проблемах. Также поступило и 123 сообщения, в них говорилось о насилии против женщин и дорожно-транспортных происшествиях.
Скачать приложение можно на платформах IOS и Android, но работает оно лишь в онлайн-режиме при наличии Интернета. Полицейские отмечают, что в приложении данные пользователей полностью защищены.
Тестируется и такая система, как «Кнопка «SOS», через которую нуждающиеся в помощи граждане смогут обращаться в центры оперативного управления, находясь в общественных местах. Устройство тревожного вызова запустили в пилотном режиме на трассе возле поселка Талапкер. Но в ближайшее время заветная кнопка появится в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Туркестане. Устройства будут находиться в парках, безлюдных местах, а также в местах скопления людей, где граждане, если у них телефон разрядился или в силу других обстоятельств, не могут иначе позвать на помощь. Данные о местоположении человека, видео и звук приходят в центр оперативного управления МВД РК. Сотрудник при этом будет видеть и слышать что происходит вокруг позвонившего.
Не менее интересный проект – отслеживание местонахождения детей. Вскоре его запустят в пилотном режиме в Алматы, а до конца года система начнет работать по всей стране.
– Это небольшое устройство, которое вшивается в одежду или в рюкзак ребенка. Причем батарейка держит заряд целый год. И оно работает без привязки к GSM, но в привязке к Bluetooth, который, как правило, сейчас у каждого включен либо на наушнике, либо на часах, – рассказал Сакен Сарсенов.
При этом информация доступна не только родителям на своих мобильных устройствах, но и сотрудникам органов внутренних дел. В случае опасности ребенок воспользуется кнопкой на брелоке, и тревожный сигнал автоматически будет передан как родителям, так и в полицию.
Представители ведомства также сообщили, что трекинговую систему изобрели не в Казахстане, соответственно, государственных средств на нее не тратили, а проект внедрили по принципу государственно-частного партнерства.