Точкой роста должен стать туризм

16895
Людмила Макаренко
Обозреватель Алматинского корпункта

Правильно и рационально использовать неоспоримые символы страны

фото из архива «КП»

Мир, дружба, яблоко!

На состоявшемся Национальном курултае Глава государства Касым-Жомарт Токаев высказывался о туристическом потенциале в числе главных тем культурного, интеллектуального и репутационного влияния нашего государства в мировом сообществе. Туризм он назвал точкой роста для регионов Казахстана, имея в виду, что каждый из них имеет свои резервы для привлечения иностранных гостей. Но что бы это ни было – природные жемчужины или сакральные места, уникальные традиции или технические инновации – их нужно уметь правильно и рационально использовать.

Ислам Иминов, специалист в сфере туризма и сам профессио­нальный путешественник, посетивший 133 страны, известен своим подвижничеством в деле формирования туристической культуры в нашей стране. И он убежден, что для развития турпривлекательности важно решать проблему брендирования казахстанских регионов и городов.

– Что мы, скорее всего, привезем из поездки в Швейцарию? Правильно, шоколад. Из Италии – вино, из Франции – сыр, в Иране купим гранат, а в Греции – оливки. Так работает рекламно-туристический торговый бренд. Познакомившись со страной, гость ищет материальный продукт, которые отображает ее дух. Мало того – он везет его домой и там распространяет полученный в путешествии опыт, – говорит Ислам Абдыкадырович.

Примеров успешного странового брендирования можно привести множество – и споткнуться на вопросе имиджа территорий Казахстана: на каких образах он строится, какие эмоции и воспоминания рождает? Наш собеседник предлагает рассмотреть случай Алматы – самого, пожалуй, продвинутого в туристическом смысле казахстанского города.

– Здесь идею даже искать не нужно, она на поверхности. Но что связано с яблоком в Алматы? Билборды со слоганами, изображения в городской атрибутике, сами яблоки на прилавках? В этом нет ничего оригинального, – считает Ислам Иминов.

Другое дело – если бы из всего яблочного изобилия предприниматели производили и продавали фирменную пастилу или мармелад, джем, жвачку, чай, яблочные пироги или вино. А еще лучше, если бы вся эта «именная» продукция была представлена в стилизованных городских кафе и, безусловно, в аэропортовских магазинах дьюти-фри.

– И конечно, в правильной упаковке, с государственной символикой. Я убежден, что торговый туристический бренд нельзя отдавать в частные руки, он должен принадлежать государству, которое выдавало бы лицензию на право использования его в своей продукции, – уточняет специалист.

Имидж – все

Уникальные имиджевые знаки, как считает Ислам Иминов, следовало бы освоить в каждой местности Казахстана, опираясь на региональную самобытность:

– Курт, казы, жент – это наши неоспоримые символы, но все-таки общенационального характера. А нужны такие, которые отражают особенность конкретной территории. Алматинская область – это знаменитая талгарская груша, Восточный Казах­стан – мед, Костанай – пшеница, Кызылорда – рис. И важно найти правильную форму, чтобы передать своеобразие их вкуса, цвета, запаха. Но, думаю, и это не большая проблема. В Узбекистане же научились консервировать в банках свой прекрасный плов.

В сформированной идентичнос­ти ничуть не меньше нуждаются и города с многовековым прошлым. Туркестан, Тараз, Шымкент… Их славу соз­дает сама история, нужно только уметь ее рассказать.

– В Арабских Эмиратах – государстве, которому чуть больше полувека, хорошо владеют этим искусством. Например, сказку «Тысяча и одна ночь» там буквально разделили по территориям: где-то «пользуются» символом птицы Рух, где-то «владеют» образом самого Синдбада. У нас же гораздо больше культурных богатств, которые мы можем по праву транслировать как собст­венные исторические бренды, – говорит путешественник и возвращается к одной из своих любимых тем – Каргалинской диадеме.

Тайна золотого клада, найденного в 1939 году в Каргалинском ущелье Алматинской области, откуда родом Ислам Абдыкадырович, до сих пор не раскрыта. Однако сам он считает, что эта история имеет очень благодатный турпотенциал.

– Нужно только разобраться, каким образом редкие ювелирные изделия оказались в горах – на высоте более трех тысяч метров, – задается в который раз важным для себя вопросом краевед. – И почему вдруг в небольшом селе, вдалеке от железной дороги и других магистралей, купец Шах­воростов строит свою суконную фабрику? Берусь предположить, что через ущелье проходила очень значительная караванная тропа, которую к тому же использовали как экспресс-почту, а украшения скифской, греческой, китайской культур оказались утерянной посылкой. Представляете, какой интересный туристический продукт можно построить на одной этой легенде?..

Удивительное дело, но история о редкой и ценной находке до сих пор остается неизученной. Путешественник надеется, что к легенде с явно длинными историческими корнями все-таки проявят интерес ученые, они смогут получить доступ к архивам Григория Шахворостова и наконец-то найти разгадку каргалинской тайны. И уже на ней, как на стержне, можно будет построить тематический туристический объект. Кстати, инициативная группа по изучению дела о золотом кладе уже собирается, а аким Жамбылского района на встрече с жителями села Каргалы поддержал предложение об открытии природной здравницы в их заповедном краю.

Культурные «фишки»

Наш собеседник четко разделяет странствующих людей на туристов и путешественников. Вторые, по его мнению, – это самые притязательные, пытливые и любознательные гости. И чем больше путешественников приезжают в Казахстан, тем шире становится его популярность и узнаваемость. Правда, этой категории требуются и особые подходы.

– В любой стране путешественники ищут аутентичные дос­топримечательности, изучают традиции, наблюдают за ментальностью, образом жизни местного населения. Им нужны какие-то особые «фишки», каких нигде больше нет, – убежден Ислам Абдыкадырович.

Сам он, знакомясь в путешествиях с культурой разных народов, обязательно посещает театры, а не так давно неожиданно для себя заметил, что в одном только Алма­ты действуют пять национальных театров: казахский, русский, корейский, уйгурский, немецкий.

– Представляю, как было бы замечательно предложить туристам готовый театральный тур: каждый день – по одному спектаклю по произведениям национальных авторов в разных театрах плюс, конечно же, наш главный Театр оперы и балета имени Абая, – расписывает перс­пективу Ислам Иминов. – Мне кажется, это самый доступный и простой способ знакомства с народами, населяющими Казахстан. И поверьте, теат­ральная культура – это хорошо потребляемый турпродукт.

Еще одна идея, которой горит энтузиаст – создание музея истории освоения космоса. Его не перестает удивлять вопиющая несправедливость: в Казахстане – колыбели космонавтики – нет места, где бы хранилась память о причастности нашей страны к этой вселенской миссии. Впрочем, похоже, лед тронулся, и на эту инициативу уже откликнулась влиятельная общественная организация – Совет генералов, ее поддержали первые казахстанские космонавты.

– Такой музей будет очень правильным акцентом, – уверяет путешественник. – Прежде чем приехать сюда, турист всегда копает: что такое Казахстан, где он находится, чем интересен. И вот, кроме того, что это степь, сельскохозяйственная, нефтяная и газовая страна, он узнает про космос, про то, что именно здесь зарождалась новая эра. Так что добротный современный музей – насущная потребность для развития турис­тической отрасли.

Акцент нужен, по мнению экс­перта, и на тех моментах, которые объединяют интересы жителей соседних стран, которые проявляются в гуманитарных областях, в наших культурных связях.

– А таких зацепок – масса, – считает Ислам Абдыкадырович. – Замечательный казахстанский писатель Анатолий Иванов очень популярен в Китае, как и фильмы по его романам. Почему бы на алматинском Арбате рядом с условными архитектурными композициями не поставить стелу с узнаваемыми героями из «Вечного зова»? Или другой пример: российский композитор Александр Зацепин стал известен после казахских фильмов «Наш милый доктор» и «Ангел в тюбетейке». Если бы мы подчеркнули этот факт в каком-то памятном знаке на «Казахфильме», думаю, это тоже пошло бы на пользу нашей стране. Ведь известно: как встречаешь гостей, так они о тебе и вспоминают.

Популярное

Все
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Пространство силы, искусства и характера
В Талдыкоргане прошел форум «Мейірімді Жетiсу»
125 лет без антракта
Казахский национальный театр драмы им. М. Ауэзова открыл сотый сезон
ИИ расширяет творческий диапазон
Золотой столп духовности
Область демонстрирует высокие темпы роста
Комплексные меры дают результаты
В поддержку мирного атома
Акцент на качестве и эффективности
Расширенное стратегическое партнерство развивается
«Совесть меня научила бесстрашию...»
«Небо открыто для инвестиций»: эксперт в сфере о том, как превратить аэропорты Казахстана в глобальные грузовые хабы
В интересах страны
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Невидимый, но важный и достойный труд
Служат два товарища
Первую красавицу Казахстана выбрали в Алматы
Нейроучитель в кармане
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Вооружённые Силы РК приведут в высшую степень боеготовности в связи с началом нового учебного года
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
214 млрд тенге выделят в ближайшие три года на субсидирование внедрения водосберегающих технологий в АПК
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
Различают только по погонам
Каменные идолы острова Пасхи оказались результатом соперничества независимых общин
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
В основе успеха – кооперация науки и производства
Международный форум поисковых отрядов стран СНГ прошел в Павлодаре
Атака на КТК наносит ущерб двусторонним отношениям Казахстана и Украины – МИД РК
Отважного школьника наградили за поимку автоугонщика
Актюбинская школьница победила в республиканском конкурсе по профилактике мошенничества
Правила аттестации педагогов будут пересмотрены
Инструмент противодействия манипуляциям и фейкам
Теперь в планах Азиада и Олимпиада
Началось строительство сталелитейного завода
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Уверенный рост экономики Приаралья

Читайте также

Air China объявила о запуске прямого сообщения между Чэнду …
Путеводитель по Казахстану издан в Сеуле
Прямой авиарейс Чэнду - Алматы запустят в декабре
Алматы на Qatar Travel Mart 2025

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]