Творцы добра

1065
Светлана Ананьева

Год назад ушел из жизни выдающийся общественный деятель, культуролог, исследователь Мурат Ауэзов

фото Юрия Беккера

«Правом на будущее обладает только культура, утверждающая свое прогрессивное и оригинальное видение мира, способная обогатиться наследием прошедших времен и опытом других народов, культура, создающая необходимые и неповторимые духовные ценности», – утверждал Мурат Ауэзов.

Этот год стал юбилейным для уникальной книги Олжаса Сулейменова «Аз и Я»: полвека пролетело со дня ее издания. Мы помним блистательное выступление Мурата Ауэзова в год 40-летия книги в Библиотеке им. аль-Фараби Казахского национального университета. Он говорил тогда об удивительной способности автора улавливать дыхание поэтического слова, ощущать его сердцебиение. В самом названии «Аз и Я» заложено представление о единстве мировой культуры. Олжас
Сулейменов – славист, тюрколог, историк и лингвист, литературовед и этнограф, знаток летописей – доказал причастность тюркского языка ХII века к созданию шедевра русской литературы – «Слова о полку Игореве».

Высоко ценя культуру диалога, предназначение, высокую миссию искусства Мурат Ауэзов видел в том, чтобы «нести сквозь века свет человеческой духовности, озаряя им путь и не давая ему погаснуть ни на одном крутом повороте истории». Свет духовности несли его друзья – Гадильбек Шалахметов, Тимур Сулейменов, Алан Медоев, Булат Каракулов, памяти которых он посвятил свое последнее эссе «О Гадильбеке и моих друзьях».

Вот что писал Мурат Ауэзов о Гадильбеке Шалахметове: «Новизна обладала для него необыкновенной притягательной силой, которой он не мог противос­тоять. И он шел все время ей навстречу… Так он реализовал свой романтизм. У него возникали всегда новые и новые идеи. Его очарованность новизной была постоянной, причем он должен был до нее дотронуться, он должен был ее осуществить. И у него была необыкновенная работоспособность». Характеризуя своего друга, Мурат Мухтарович выдает емкую и лаконичную фразу: «Он сделал много добра для многих людей».

Особые воспоминания связаны с экс­педицией «Каспий – нефть и культура», инициатором которой выступил Гадильбек Шалахметов. «Мы прошли и Мангышлак, и Уральскую область, вдоль побережья Каспия, там видели остров Чистая Банка – его малую родину… Мы были единомышленниками», – писал Мурат Ауэзов. Все последующие годы друзья не расставались. Гадильбек Шалахметов участвовал в «Беседах на Шелковом пути» и в других проектах Мурата Ауэзова.

Вспоминая о создании коллегии по художественному переводу, председателем которой он был, а заместителями – Сатимжан Санбаев и Акселеу Сейдимбек, Мурат Мухтарович дает оценку высокому профессионализму своих коллег также коротко, но емко: «Очень сильная была коллегия».

Перечитывая «Главпочтамт. Дневниковые записи 1978–1979 годов», обращаю внимание на запись Мурата Ауэзова от 11 октября 1978 года: «Мне чужд язык записанных слов. Куда милее привычная, ласковая температура слов устных. В беседах осваивал этот мир». Да, его выступления всегда были образны, изящ­ны, стремительны… Мурат Ауэзов говорил о древней тюркской поэзии, об исторической памяти и мире кочевья, Морисе Симашко, Герольде Бельгере, иногда предупреждая: «Увлекусь, останови». Но разве можно было прервать его речь – убедительную, яркую, наполненную особой экспрессией и энергетикой? Речь, обращенную к единомышленникам, в первую очередь к тем, кто поймет, проникнет в ее глубины, оценит. Речь, заставляющую думать, анализировать и размышлять, сопоставлять и делать выводы.

Вспоминается также блистательный экскурс Мурата Ауэзова в историю испанской литературы во время визита писателей Испании в 2005 году в Нацио­нальную библиотеку РК. Хосе Мария Мерино, лауреат многих литературных премий, Рамон Асин, первый президент Союза писателей Испании, и Хавьер Мартин, канцлер Посольства Королевства Испании в Казахстане, приняли участие в работе круглого стола «Национальная литература в многонациональной стране». Мурат Ауэзов в своем выступлении акцентировал внимание на том, что Испания «со своей богатейшей культурой и литературой должна быть включена в наши контексты».

Мурат Ауэзов, которого вот уже год нет с нами, оставил богатейшее научное и художественно-публицистическое наследие. Образом жизни и творчества странника, путника, исследователя Мурата Ауэзова выступал в определенной мере культурный трансфер.

Особый жанр творчества Мурата Ауэзова – телеэссе, тематика и проблематика которых настолько многообразны, что поражаешься глубочайшим знаниям, широте научного горизонта исследователя, культуролога, дипломата. История зарождения мировых религий, покорение больших пространств, осевая эпоха и зарождение Великого шелкового пути, конно-кочевая цивилизация… Статика и динамика, влияние тюрков на Танский Китай, пассионарное обаяние кочевников, великая китайская поэзия. Несомненно, научным трудам Мурата Ауэзова, его выступлениям, телеэссе и дневникам суждена долгая жизнь в науке.

Популярное

Все
Масштабные преобразования – основа устойчивого развития отрасли
Объявлен бой наркокурьерам
«Генный ключик» для джабе
Масштабируя передовой опыт
Казахстан стал лучшим на Кубке мира World Boxing
Свежий кумыс по старинным рецептам
Он дал новый голос казахскому кино
Сбежать не удалось
Новой техникой пополнился машинный парк
Всегда на шаг впереди угроз
Озеро Сайран обрело новую жизнь
Распоряжение Главы государства о назначении
Полигон твердых бытовых отходов остался без финансирования
Жители Жезказгана вынуждены употреблять питьевую воду пятого класса загрязненности
Распоряжени Главы государства о назначении
Гонка за лидерами
Указы Главы государства об освобождении от должности
Указы Главы государства о назначении
Временный приют или точка опоры?
К каждому – свой подход
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
16 млрд тенге инвестирует Казахтелеком в цифровую инфраструктуру Акмолинской области
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Мощный лесной пожар разгорелся в Турции
Южнокорейский бизнес расширяет присутствие в Казахстане
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
ЕС к 2040 году планирует сократить выбросы CO2 на 90%
Доступ закрыт: туристам запретили подниматься на скалу Жумбактас в Бурабае
Государства-члены СВМДА украсили штаб-квартиру в Астане культурными элементами Азии
Названы первые победители этапа Кубка Казахстана по таеквондо в Алматы
«Мағжан оқулары-2025» вновь собрал талантливую молодежь
Экс-главу «Казселезащиты» осудили на 12 лет
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Находящегося в международном розыске казахстанца арестовали в Грузии
День столицы: традиционный конкурс силачей «Толағай» пройдет в Астане
Глава государства провел заседание Совбеза
Сколько людей носят имя Астана в Казахстане
Резкий рост травматизма в результате ДТП зафиксировали в Казахстане
«Астана» не смогла уйти в отрыв
3,8 млрд тенге выделило Правительство на теплосети Павлодара и Экибастуза
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане

Читайте также

Он дал новый голос казахскому кино
Прощай, Владимир Иванович!
Политические репрессии в отношении лидеров и сторонников па…
«Золотая жила» Сеита Каскабасова

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]