Удовлетворенных исков граждан к госорганам стало в четыре раза больше

6366
Насихат Оркушпаева

По мнению судей, это говорит о слабой правовой культуре чиновников

Фото: kazpravda.kz/Адильбека Тауекелова

Вторую часть брошюры «АППК: просто о сложном. Путеводитель по обращениям граждан» презентовали в столице в рамках исполнения поручения Главы государства по расширению сферы административной юстиции.

Как и первое пособие, это издание нацелено на то, чтобы разъ­яснить представителям государственных, административных органов, как работать с поступающими от населения обращениями. По словам председателя судебной коллегии по административным делам Верховного суда Аслана Тукиева, одного из разработчиков реформы адмюстиции, со дня введения в действие Административного процедурно-процессуального кодекса практически в четыре раза увеличилось количество удовлетворяемых исков граждан и юрлиц против государственных органов. За всю историю суверенитета страны таких показателей не было никогда. В этом особенность новой реформы.

– Процент удовлетворенности исков граждан к государст­венным органам составляет 60–63%, – сказал Аслан Тукиев. – Несмотря на положительную динамику, мы вынуждены признать: эта цифра аховая. Она показывает, что критически большое количество граж­дан обращаются в суд за защитой нарушенных прав и столько раз госорганы проиграли дела в судах. Это говорит о слабой правовой культуре чиновников. Последние очень меняются, имеют низкие зарплаты, не простимулированы на человекоцент­ричный подход, который и был заложен в реформе.

Новый формат административной юстиции действительно изменил подход во взаимодействии юридических и физических лиц с госорганами, доказав свою эффективность. Однако корень проблемы в том, что двигателем этой реформы до сих пор выступают административные суды. К сожалению, вместо того чтобы выстроить грамотную систему работы с населением и использовать альтернативные методы разрешения конфликт­ных ситуа­ций, госслужащие предпочитают доводить спорные моменты до залов судебных заседаний, игнорируя законодательство о медиации. А если учесть, сколько поступает обращений, то становится ясно, что судей на всех может просто не хватить.

– Для успешной реализации реформы нужно, чтобы и государственные органы выполняли требования законодательства об административных процедурах. Это не просто уменьшило бы количество исков, но и разрешало бы проблему на корню, – добавил председатель судебной коллегии по административным делам Верховного суда РК.

Представители административных органов при поступлении к ним обращений от населения либо не соблюдают сроков, требований, либо не знают соответствующих законодательных норм и поэтому работают по старинке, а также не исследуют фактические обстоятельства дела, не подкреп­ляют ответы ссылками на НПА и так далее. Для повышения уровня правовой грамотности государст­венных служащих проводятся разного рода семинары и встречи, позволяющие глубже изучать поставленные вопросы.

И выпуск брошюры «АППК: просто о сложном. Путеводитель по обращениям граждан» – еще одна возможность донести, как правильно решать проблемные вопросы. Это издание, как полагают его создатели, способствует формированию единой практики работы с обращениями, и не исключено, что станет настольной книгой для государственных служащих.

– Брошюра нацелена на широкую аудиторию и позволяет лучше понять положения АППК и их применение, – сказал во время презентации глава Офиса прог­рамм ОБСЕ в Астане Фолькер Фробарт. – Обеспечение защиты прав человека является важным аспектом для развития демократии, правового государства и укрепления граж­данского общества. Офис ОБСЕ активно поддерживает усилия Правительства Казахстана в этом направлении и готов дальше сотрудничать для достижения общих целей по защите прав человека и основных свобод.

Напомним, что Административный процедурно-процессуальный кодекс РК вступил в действие в 2021 году. С того момента, по данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, число обращений граждан увеличилось в разы. В прошлом году их количест­во составило 2,5 млн (в том числе и сообщения, что поступали на портал eOtinish).

Популярное

Все
Собаки и кошки заговорили...
Халық Қаһарманы Мордун Теипов
Единство начинается с понимания
Знание и осведомленность – самая надежная защита
Названы лауреаты премии «Еңлікгүл-2025»
В мире художественного слова
От разговорного – к деловому
Получи и путешествуй
Их подружил Кашгар
В регионе появился банк грудного молока
В диалоге с самим собой
Бум телефонного мошенничества, или Почему мы поддаемся на обман
Почему важна профилактика?
Открыт класс имени Бауыржана Момышулы
Палитра вдохновения
Более 200 млн тенге похитили при ремонте Дома культуры в Жетісу
Казахи и японцы – братья по крови?
Волшебство под бой курантов
Первооткрыватель древних городов
Еще одна ее душа
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
Завершен второй этап строительства проспекта
Итоги большого общественного пути
Хосе Антонио Каст победил на выборах президента Чили
Американские чиновники отметили День Независимости Казахстана в Хьюстоне
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
«Барыс» возвращается в зону плей-офф
В Астане с начала года ликвидировали два мошеннических колл-центра
Испанская компания вложит 44 млрд тенге в строительство завода в Кызылординской области
Метель и осадки продолжатся в Казахстане
Следим за финалом, ожидаем побед
В Костанайской области открываются новые школы и внедряются современные стандарты
Руками к надежде
В Мангистау реализуется первый в Центральной Азии проект морской аквакультуры
Найти и сохранить
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Из казармы в кампус
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
Запущен завод по переработке мяса птицы
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги

Читайте также

Проект Концепции миграционной политики разработали в Казахс…
Передовой опыт в борьбе с коррупцией
Собаки и кошки заговорили...
Вручены награды

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]