В школах страны действуют омбудсмены-ученики, которые защищают права детей

1924
Асет Сыздыков

В 2021 году во всех школах страны появился институт детских представительств по вопросам защиты прав детей. По-другому их называют школьными омбудсменами. Они назначаются местным управлением образования из числа самих учащихся.

фото автора

Чтобы узнать, чем же все-таки они занимаются, мы встретились с учеником десятого класса школы-гимназии № 52 им. Б. Майлина Русланом Захаренко. Он уже второй год является омбудсменом своей школы и параллельно – омбудсменом всего города Астаны.

С пятого класса Руслан был активис­том – в школьном парламенте состоял, во всех мероприятиях участвовал и стал юным представителем Комитета по охране прав детей и ДЧС столицы.

Как объясняет Руслан, главная задача школьного омбудсмена – защита прав детей и помощь в решении их вопросов. Среди них особо актуальные – буллинг, конфликты между учениками, сбор и вымогательство денег, травматизм. В этих случаях омбудсмен является посредником и регулятором различных споров и конфликтов.

Возникает резонный вопрос: а могут ли дети без профессионального юридического и психолого-педагогического образования заниматься такими сложными вопросами? Руслан Захаренко заверил – могут.

– Чем отличается омбудсмен от обыч­ного ученика? Ничем. Как известно, лучше подростка может понять только подросток. Нам дети открываются, рассказывают о своих проблемах. Я против того, чтобы обращаться к ним свысока. Не считаю себя звездой или наставником. Мы просто хотим помочь, – говорит Руслан.

Тем не менее школьные омбудсмены проходят тренинги, где их обучают юрис­ты, методисты, психологи, медиаторы.

Касаясь своей работы, Руслан Захаренко привел алгоритм решения спорной ситуации. К примеру, старшеклассник обзывает и унижает ученика из младшего класса. Тот обращается к омбудсмену. К слову, номер телефона такого защитника указан на информационной доске, в соцсетях школы и имеется у классного руководителя.

– Если случился факт буллинга, омбудсмен сразу реагирует, решает его в рамках закона. Мы зовем директора школы, классного руководителя, инспектора ювенальной полиции, психолога, родителей детей. И в этом кругу выслушиваем позицию буллера и потерпевшего. Не надо сразу писать заявление в полицию и ставить на учет нарушителя. Нужно разобраться, что стало причиной буллинга. И решение в таких встречах приходит сразу. Впрочем, бывают и сложные ситуации, когда мы анализируем факты и выносим решение, чтобы права детей были восстановлены, – убеждает юный защитник.

Еще одна важная задача школьного омбудсмена – поддерживать любые творческие инициативы ребенка.

– Мы помогаем детям достичь своих целей, – продолжает Руслан. – Например, у кого-то есть проект, но его не замечают или не хватает менторской или финансовой поддержки для его реализации. Такие дети приходят к нам, и мы пишем письма в управление образования и другие госорганы, компании, где подробно расписываем значимость проекта, просим, чтобы рассмотрели и помогли с его реализацией.

Среди кейсов Руслана есть успешное решение проблемы 13-летнего ученика, который серьезно увлекается киберспортом.

– К нам обратились, сказав, что у такого-то ученика есть проблемы с семьей. Я подошел к нему и начал спрашивать, что его беспокоит, и он все рассказал. Оказывается, ученик любит компьютерные игры, участвует в киберсоревнованиях. Но родители не понимают его, говорят: «Ты забросил учебу. Зачем тебе эти игры? Думай о будущем». Не найдя понимания, парень закрылся и впал в депрессию. Тогда я вышел на связь с его родителями, объяснил, что киберспорт – это востребованное направление, где можно развиваться и неплохо зарабатывать. Предложил им помочь сыну пройти курсы по киберспорту. Привел в пример успех киберспорт­смена Адрена, который стал чемпионом мира. В итоге парень отучился и сейчас играет в профессиональной ­команде, зарабатывает неплохие деньги, да и сам поменялся – стал открытым окружающим. А родители говорят: «Спасибо, что помогли сыну найти свой путь», – отмечает Руслан.

В столице больше 100 школьных омбудсменов, которые закреплены за каждым учебным заведением.

– Как правило, это ученики, которые учатся в этих школах, – продолжает наш собеседник. – Они знают своих учеников и учителей. Всех нас курирует управление образования. Я, как координатор, планирую работу омбудсменов, отправляю задания, программы, делаю отчеты. Раз в три месяца собираемся и в неформальной обстановке разбираем проблемы, делимся идеями.

Сейчас Руслан Захаренко вместе с коллегами ищут пути решения проб­лемы буллинга. Во всех столичных школах идет реализация антибуллинговой программы «ДосболLike». В ее рамках детей учат конструктивно реагировать на конфликты и решать проблемы с коммуникацией.

– Одно из эффективных решений буллинга – это контакт с родителями. Например, тебе написал в соцсетях кибербуллер, угрожает. Когда ты доверяешь родителям, ты все им расскажешь. И уже не боишься. Мы учим детей не молчать, не верить анонимным сообщениям, не отвечать незнакомым номерам и все рассказывать родителям, – уверен Руслан.

В свободное время наш детский представитель не сидит на месте, он участвует в различных тренингах, улучшая свои компетенции. Например, в мае был участником семинара «В единстве сила», который организовал Национальный научно-практический институт благополучия детей «Өркен». Его тренеры и научные сотрудники провели практичес­кие занятия для развития коммуникативных навыков школьных омбудсменов.

О том, как Руслан Захаренко встал на путь защиты прав детей, рассказывает заместитель директора школы по воспитательной работе Ляйля Аппазова:

– Я руковожу работой школьного парламента, принимаю учеников с пятого класса. Руслан с первого дня в парламен­те активно участвовал, выступал за защиту прав детей. Здесь проявились его организаторские и лидерские качества. Он разбирал разные спорные ситуации в школе, успешно защищал кейсы, проводил профилактику правонарушений. И сейчас, являясь омбудсменом, Руслан продолжает эту важную работу, повышает правовую грамотность учеников.

Наш герой-омбудсмен окончил десятый класс. У него остается еще один год, и он уже задумывается над тем, кому передаст свою общественную работу.

– Талантливых ребят у нас много, пока ищу, выбираю. Важно, чтобы человек был надежным и ответственным. Что касается дальнейшего обучения, хочу учиться на журналиста. А общественной работой я продолжу заниматься в вузе, – поделился он планами.

Кстати, Руслан в совершенстве владеет казахским языком.

– У меня отец русский, мама узбечка, а я – казах, – улыбается он. – На самом деле я учусь в классе с казахским языком         обу­чения, так хотел отец. Конечно, в первом классе было сложно, но я быстро погрузился в среду и освоил язык. Это помогает мне свободно общаться с ребятами, учителями, быть в курсе всех событий.

А еще парень работает диджеем, пишет музыку и увлекается киберспортом. По его глубокому убеждению, если действительно любишь свое дело, то можно все успевать и добиваться больших высот.

Популярное

Все
Когда чудеса становятся реальностью
Всемирный экономический форум проходит в Давосе
Январская клубника
Инаугурация Дональда Трампа прошла в Вашингтоне
Экологическая культура должна стать частью нашей жизни
Жить в селе становится комфортнее
Новый закон меняет правила биржевой торговли
Цены на лекарства снизятся
Общий педагогический стаж династии Умбетовых – более 300 лет
Самое жаркое десятилетие в истории наблюдений
Почему не реконструируют заставы?
Встреча с руководителями фракций
Армия должна быть безопасной
Нужно жить сегодня!
Антикоррупционная служба подвела итоги работы за 2024 год
Таинственная музыка природы
Поставки зерна из Казахстана в Иран выросли в 30 раз
Чтобы помнили
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 20 января 2025 года №61-НП
«Дерево растет только на одном месте»
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Миссия – выстраивать мосты
30-летие Ассамблеи народа Казахстана – важная веха политики единства и согласия
Дело о смерти одноклассника: Верховный суд оставил решение без изменений
Пассажирка напала на сотрудника наземной службы FlyArystan
Сайгачьи стада: время трудных решений
Глава Нацбанка рассказал, какую меру будут принимать для снижения инфляции
Касым-Жомарт Токаев провел встречу с экспертами в области ИИ
Когда ЭЦП «гуляет» по рукам
Определены самые популярные у туристов регионы
Ветерану Великой Отечественной войны Ыскаку Хусаинову исполнился 101 год
Чемпионат Казахстана по шахматам стартовал в Алматы
Глава Минэнерго рассказал о договоренностях с арабскими инвесторами
В Приаралье не зарегистрировано ни одного случая кори и метапневмовируса
Крещенские купания: где и когда в Астане можно окунуться в прорубь
Пик «Казправды»: преодолеть себя
Школьник меняет подходы к управлению ЖКХ
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон Республики Казахстан
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Год единства и созидания
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны

Читайте также

Надо ли экономить на спортклубах?
Нужно жить сегодня!
МЧС рекомендует воздержаться от похода в горы
Ребенок весом почти 6 кг родился в Костанайской области

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]