Весомый аргумент

4223
Михаил Максимов

Наращивание продаж казахстанского зерна в Китай является не только способом диверсификации экспорта, но и весомым аргументом в торговых переговорах с покупателями пшеницы на других рынках.

фото из архива "КП"

Несмотря на локальные проблемы, связанные с засухой и нашествием саранчи в ряде регионов, казахстанские аграрии ожидают получить неплохой урожай зерна в текущем году. По прогнозам участников рынка и международных специализированных организаций, валовой сбор зерновых и зернобобовых составит около 20 млн тонн, из которых 14–14,2 млн тонн придется на пшеницу. Это меньше, чем в 2022 году, когда в стране было намолочено 22 млн тонн зерна, включая 16,4 млн тонн пшеницы, однако все же выше среднегодовых показателей. Такой урожай с лихвой покроет внутренние потребности республики в хлебе и с учетом переходящих остатков в объеме 2,7–2,8 млн тонн откроет широкие перспективы для реализации экспортного потенциала.

Как рассказал официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов, ценовая конъюнктура на мировом рынке зерна в первую очередь зависит от новостей геополитического характера и ситуации с урожаем у крупнейших мировых производителей. По его данным, определенные проблемы с посевами яровых имеются в России, на севере Европы, понижен прогноз урожая из-за засухи в некоторых регионах Аргентины.

В свою очередь, новость о ликвидации черноморского зернового коридора, по мнению эксперта, не приведет к большому росту цен на зерно, так как прекращение действия «зерновой сделки» уже ожидалось специалистами и было заранее отражено в котировках.

В подтверждение этих слов западная пресса сообщает, что биржи отреа­гировали на новость о выходе России из сделки спокойно: на Euronext цены фьючерса на пшеницу с поставкой в сентябре выросли лишь на процент. Более серьезное влияние на цены оказало заявление оборонного ведомства РФ о том, что отныне движущиеся в украинские порты суда будут считаться перевозчиками военных грузов. На этих новостях стоимость пшеницы на товарной бирже в Чикаго повысилась более чем на 8%.

По мнению Евгения Карабанова, Казахстану следует сохранять фокус на своих традиционных экспортных рынках и не искать покупателей «за три моря», учитывая дороговизну транспортировки и сложности с логистикой, особенно в текущих геополитических условиях и сужении и без того узких мест, к примеру, на Черном море.

– Нам необходимо поддерживать свои существующие рынки, а это страны Центральной Азии, Афганистан, Иран, и наращивать экспорт в Китай, который находится буквально в «шаговой» доступности, причем это очень емкий и, что немаловажно, платежеспособный рынок, – сказал представитель Зернового союза Казахстана.

Вместе с тем казахстанским аграриям не стоит забывать и о рынках, на которых они периодически присутствуют, включая Азербайджан и страны Европейского союза, где ценится высокопротеиновая пшеница «хай про» из Казахстана и куда отечественные аграрии поставляют лен, семена горчицы и некоторые другие культуры.

При этом, комментируя возможность использования альтернативных транспортных коридоров для поставок зерна на мировые рынки, например, по железной дороге до портов Ирана в Персидском заливе, Евгений Карабанов отметил, что такой маршрут может быть привлекательным для других грузоотправителей, но не зерновиков, из-за высоких транспортных расходов.

– Надо понимать, что транспортировка по суше – это всегда очень дорого в сравнении с морской перевозкой. Самый дешевый и традиционный путь – это поставки из нашего порта Актау в направлении иранских портов на Каспии. Поэтому по суше целесообразно возить товары с высокой стоимостью, – сказал представитель Зернового союза.

В подтверждение своих слов он привел простые расчеты. Стоимость отправки контейнера из Китая в Европу составляет 11 тыс. долларов. Эти транспортные расходы в относительном выражении будут более чем существенными, если в контейнере будет перевозиться лен стоимостью 25 тыс. долларов, но малозаметными, если это будет груз мобильных телефонов стоимостью под миллион долларов.

– То есть железнодорожный маршрут к иранским портам Персидского залива – это перспективный путь, но не для массовых грузов из-за высокой стоимости логистики. К тому же надо помнить, что порты в заливе – это не конечная точка поставки, и груз нужно отправлять дальше. А кроме того, емкость этих перевозок не может быть огромной, то есть по этому маршруту мы не сможем возить миллионы тонн, – сказал наш собеседник.

Евгений Карабанов акцентировал внимание на возобновившиеся поставки зерна в Китай, подчеркивая, что этот рынок имеет колоссальное значение для Казахстана. Напомним, с начала пандемии Китай полностью закрыл приемку тарированных, а позднее и насыпных грузов. В результате очень много вагонов по полгода и более простояли в ожидании экспорта и были вынуждены вернуться. Многие грузоотправители понесли серьезный ущерб. И вот в текущем году Китай объявил о снятии всех ограничений, после чего НК «Казахстан темир жолы» возобновила поставки пшеницы в Поднебесную.

– С апреля процесс пошел активно, и сейчас около 100 тысяч тонн в месяц мы отправляем по этому маршруту. А если считать с контейнерами, то до 150–170 тысяч тонн сельскохозяйственных грузов мы отправляем в Китай ежемесячно, – сообщил Евгений Карабанов.

По его словам, находящийся по соседству рынок Китая позволяет экспортировать сельхозпродукцию вне зависимости от геополитической обстановки и условий, которые выставляют порты или железные дороги соседних государств. Эксперт выразил надежду, что планы по модернизации железнодорожной инфраструктуры будут осуществлены и к 2025 году грузооборот с Китаем можно будет увеличить в полтора раза.

Он также подчеркнул, что появление у казахстанских производителей такого мощного альтернативного покупателя усиливает позиции Казахстана на переговорах о ценах на зерно, например, с основным потребителем – Узбекистаном. Другими словами, диверсификация экспортных поставок позволит уйти от монопсонии, то есть ситуации, когда доминирующий покупатель может позволить себе диктовать цены и условия зависимому от него продавцу.

Популярное

Все
Дипломатия в цифровую эпоху
В Мангистау построят парогазовую установку
В Конаеве в разгаре строительный сезон
Скульптура с трехэтажный дом появилась в Алматы
Технологический прорыв в производстве селена
Любовь вопреки закону
Гол Дастана и шанс «Кайрата»
Новая творческая площадка
Касым-Жомарту Токаеву представили казахстанские IT-решения
ПСЖ разгромил «Реал» и вышел в финал клубного ЧМ по футболу
На страже безопасности животноводства и общественного здоровья
Угледобывающая компания «Богатырь Комир» занизила КПН на 777 млн тенге
Регион с индустриальным сердцем
Вода – бесценный стратегический ресурс
Токаев ответил Трампу на письмо по поводу пошлин на казахстанские товары
Повышать правовую грамотность
Число жертв наводнений в Техасе продолжает расти
Сегодня - День ветеринарного работника
Астана на несколько дней превратилась в центр гик-культуры
Две медали завоевали на чемпионате Азии казахстанские тяжелоатлеты
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Мощный лесной пожар разгорелся в Турции
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
ЕС к 2040 году планирует сократить выбросы CO2 на 90%
Назначен директор новой Службы КНБ
Экс-главу «Казселезащиты» осудили на 12 лет
Названы первые победители этапа Кубка Казахстана по таеквондо в Алматы
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Сколько людей носят имя Астана в Казахстане
Что важно знать при изучении языка Абая?
Президент поздравил казахстанцев с Национальным днем домбры
Побережье лечебного озера очистили от мусора в области Абай
Молодежная дружба в рамках содружества
Глава государства принял Премьер-министра Олжаса Бектенова
Форсайт Академии наук
Новый завод заработал в Улытау
В АФМ рассказали, за что взяли под стражу бывшего вице-министра труда
Более 260 тысяч казахстанцев прошли онлайн-обучение на Skills Enbek
Форвард «Ливерпуля» Диогу Жота погиб в автокатастрофе
Талгата Татубаева задержали по подозрению в пытках
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане

Читайте также

Любовь вопреки закону
Сбежать не удалось
Канал Найман забетонировали
Новоселье у осетра

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]