Перед Агентством по защите прав потребителей, созданным Указом Главы государства от 13 ноября 2013 года, поставлены такие ключевые задачи, как защита прав потребителей, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и обеспечение качества и безопасности продукции. О новой системе защиты прав потребителей, совершенствовании санитарно-эпидемиологического надзора, создании единой базы данных по безопасности продукции на брифинге в Службе центральных коммуникаций сообщил руководитель ведомства Болатбек Куандыков.
Поскольку в Законе «О защите прав потребителей» отсутствуют четкие механизмы восстановления нарушенных прав потребителей, агентство приступило к разработке новой редакции законопроекта, основанной на передовом мировом опыте. Как пояснил глава ведомства, в новом законе будет четко установлен порядок защиты прав потребителей при реализации товаров, работ и услуг, в частности, будут прописаны порядок возврата, замены, устранения недостатков, ответственность продавцов и исполнителей, сроки удовлетворения и так далее. Кроме того, в законопроекте детально пропишут полномочия госорганов по обеспечению защиты прав потребителей. При этом акцент сделают на повышение уровня их правовой грамотности.
- Анализ и мониторинг жалоб потребителей показывают, что наиболее проблемными являются сферы ЖКХ, транспорта и строительства, - сказал Б. Куандыков. - К примеру, жалобы в сфере ЖКХ касаются коммунальных услуг, действий или бездействия КСК, в данной отрасли не сформирована современная модель взаимодействия между поставщиком и потребителем. Это вызвано тем, что в монопольных отраслях экономики невозможно и экономически нецелесообразно создание конкуренции, следовательно, у поставщиков услуг нет мотивации к тому, чтобы оказывать услуги лучше, привлекать к себе потребителей. В связи с этим мы планируем законодательно закрепить положение о том, что договоры на оказание коммунальных услуг предварительно должны проходить соответствующую экспертизу.
Как заметил председатель агентства, действующая система санитарно-эпидемиологического надзора, основанная на плановых проверках, не позволяет оценить объективную ситуацию на объектах контроля и не в полной мере соответствует проводимой государством политике в части создания благоприятных условий для развития бизнеса. Поэтому предлагается отменить плановые проверки и перейти на организацию контроля на основе оценки рисков, а также ввести возможности страхования ответственности субъектов предпринимательства как альтернативы проверкам.
- Это новый, не апробированный на пространстве СНГ метод, - подчеркнул он.
Кроме того, агентство намерено сократить виды разрешительных документов. В частности, предлагается отказаться от выдачи санитарно-эпидемиологических заключений на объекты бизнеса, не имеющие стратегического и эпидемиологического значения.
Одновременно проводится работа по совершенствованию санитарных правил в части их упрощения с установлением минимальных требований, обеспечивающих безопасность продукции и услуг. Для субъектов предпринимательства введут стимулирующие нормативы, от выполнения которых будет зависеть степень оценки рисков. Вместе с тем, как отмечалось на брифинге, в вопросах обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан послаблений не будет.
- Желание отдельных недобросовестных предпринимателей получить большую выгоду при низких вложениях, естественно, приводит к нарушениям санитарных требований, что в конечном итоге сказывается на здоровье потребителей, которыми мы все являемся, - сказал спикер. - Агентством проведен ряд встреч с предпринимателями, которые единогласны во мнении, что в вопросах, касающихся безопасности, не должно быть никаких смягчений.
С одной стороны, агентство сократит разрешительные процедуры и проверки, а с другой - будет усиливать ответственность за системные нарушения санитарных норм. Наряду с этим прорабатывается вопрос внедрения интегрированной информационной системы «Единая база данных о безопасности продукции», которая позволит осуществлять камеральный контроль за безопасностью продукции на всех этапах ее оборота и обеспечит прозрачность проведения процедур подтверждения продукции на соответствие.
Одной из важнейших задач агентства является профилактика и недопущение роста заболеваемости населения инфекционными и паразитарными заболеваниями, ликвидация отдельных инфекций в глобальном масштабе. Не случайно территориальными органами агентства проводится постоянное наблюдение за 64 инфекционными заболеваниями. Как показывают итоги первого квартала текущего года, в республике не были зарегистрированы случаи особо опасных и карантинных инфекций.
Учитывая мировую тенденцию нарастания риска различных биологических угроз, в том числе случаев появления ранее неизвестных, возвращения «забытых болезней», возрастающую как внешнюю, так и внутреннюю миграцию населения, в ведомстве считают необходимым модернизировать систему контроля за состоянием эпидемиологической ситуации в стране, в связи с чем разрабатывается комплекс мер по оценке угроз и управлению рисками санитарно-эпидемиологического характера.
Данные шаги предусматривают составление прогнозной карты и санитарно-эпидемиологического паспорта в разрезе регионов, на основе которых будет создана информационная система «Эпидемиологический надзор и контроль», основными задачами которого будут определение и оценка рисков и готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, уменьшение рисков их возникновения, а также смягчение их последствий. Ожидается, что внедрение этой программы повысит эффективность принятия управленческих решений и мер по предупреждению эпидемий.
Для организации обратной связи с потребителями планируется создать информационно-коммуникационную систему под названием «Защита прав потребителей», которая будет интегрирована с «электронным правительством». Информационная система будет проводить автоматизированный учет и мониторинг поступающих жалоб потребителей для определения наиболее проблемных сфер, по которым впоследствии станут вырабатываться предложения и рекомендации. Для сведения потребителей в системе разместят оперативную информацию о некачественных товарах, на которые введены ограничительные меры на ввоз и реализацию.
Отвечая на вопросы журналистов, глава агентства уточнил, что Казахстан ввел запрет на реализацию, но не на ввоз (ввиду отсутствия таможенных границ) мяса птицы из России и Беларуси. По его словам, данные меры были приняты в результате проведенных в Астане совместно с общественными объединениями контрольных закупок и лабораторных испытаний, в результате которых были выявлены определенные нарушения в санитарно-эпидемиологическом состоянии мяса птицы.
Б. Куандыков также прокомментировал информацию о запрете на ввоз сыров из Украины. После того как российская и белорусская стороны проинформировали о выявленных нарушениях в составе сыров украинского производства, по результатам проведенных в России санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических испытаний, в нашей стране были приняты меры ограничительного характера по ввозу этой продукции.
Рысты АЛИБЕКОВА