Президентская программа «Болашак» позволяет обеспечить трансферт передовых технологий и в экономической, и в социальной сферах. По мнению Жансулу Туремуратовой, возможность познакомиться с одной из самых эффективных в мире систем преподавания – это большая удача.
– Очень верно Лидер нации назвал «Болашак» золотой страницей в истории независимого Казахстана, – рассказывает она. – Как мудрый и дальновидный стратег, Президент создал систему, обеспечившую внедрение опыта, который в других странах нарабатывался и апробировался в течение многих десятилетий. Сегодня, в условиях жесткой конкуренции, это позволяет более успешно продвигаться к амбициозной, но вполне реальной цели – вступлению Казахстана в число 30 наиболее конкурентоспособных государств. Что, бесспорно, требует развития человеческого капитала.
В Англии она побывала почти два года назад и сейчас уверена, что прошло вполне достаточно времени, чтобы анализировать коэффициент полезных действий стажировки. Сначала в городе Брайтон совершенствовала английский язык. Одновременно участвовала в тренингах, знакомилась с работой лучших школ. Затем в Университете Рединга при участии закрепленного за ней ментора детально изучала обучающие технологии, систему оценки знаний, руководства и управления школами, воспитательный процесс, присутствовала на уроках, занятиях дискуссионных клубов, встречалась с педагогами-ветеранами.
– Впечатлений было столько, что понадобилось время, чтобы их систематизировать, выделить главное, наиболее оптимальное и применимое в условиях нашей школы, – рассказывает она. – Конечно, механически копировать все и вся нельзя. Поэтому провела тщательный анализ и только после этого определила основные направления и приоритеты нововведений. Очень правильным считаю, что в английской школе нет плохих и хороших учеников. Синдром отличников и неудачников очень быстро закрепляется. Задача учителя – пробудить жажду знаний, чтобы учеба была интересной, а не тягостной обязаловкой. Для этого он должен хорошо знать не только свой предмет, но и основы психологии.
Конечно, изменения в школе во многом зависят от позиции директора. Успех достигается только тогда, когда руководитель умеет сплотить коллектив единомышленников, сознающих необходимость новых и нестандартных подходов, обеспечивающих неразрывное единство обучения и воспитания. Отдел образования каждый месяц проводит совещания, которые именуются директорским диалогом, в процессе которого обсуждаются самые актуальные проблемы, в том числе возникающие при внедрении новаций.
Еще одно важное направление – развитие способностей учеников к критическому мышлению. Механическое запоминание и зубрежка навсегда остались в прошлом. Очень важно умение учителя строить диалог так, чтобы голос каждого на уроке был услышан.
– Как показала практика, дети быстро осваивают навыки коллективной работы, делятся своим мнением с одноклассниками и вместе выбирают верные решения, – поясняет Жансулу Менешевна. – Это учит их уважать мнение других, делает класс более сплоченным. Казалось бы, в таком подходе нет ничего нового. Но умение строить диалог – одна из ключевых задач педагога. Слушать и слышать далеко не одно и то же. Именно такое взаимодействие обеспечивает освоение нового материала и сразу же его воспроизведение. К тому же в споре рождается истина, соблюдаются правила дискуссии, вырабатывается стремление помочь друг другу. Часть роли учителя берут на себя сами ученики, создавая обстановку доверия и участия. Это по-настоящему творческий процесс, развивающий ум и память.
Наши преподаватели повышают квалификацию в центре «Орлеу» и центре педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». И если государство создает все условия для совершенствования профессиональных навыков, то и человек должен стремиться работать для своей страны в полную силу.