Время качественной журналистики

873
Юлия Магер

– Ерлан Халижанович, у Вас богатая профессиональная био­графия, причем на протяжении всех 30 лет независимости Казахстана Вы не изменяли медиасфере. По Вашему мнению, как изменилась казахстанская журналистика за последние десятилетия?

– Поскольку я руковожу главным телевизионным медиахолдингом страны и большая часть моей жизни связана именно с телевидением, будет логично, если я расскажу про эту отрасль. Изменения, можно сказать, произошли колоссальные. Выросла конкуренция на информационном поле, появились технические возможности, о которых в начале 1990-х мы даже мечтать не могли. Выстроились новые стандарты телевизионной журналистики. Безусловно, огромное развитие получила казахскоязычная журналистика – годы независимос­ти стали для нее подлинным ренессансом.

Агентство «Хабар» – яркий проект независимости Казахстана. Его открытие стало настоящим событием для всей Центральной Азии, поскольку это был новый формат, совершенно другой уровень телевизионной журналис­тики. И вот 26 лет мы стараемся держать эту планку.

До сих пор изменения, происходящие с каналами телесемейства «Хабар», – это изменения, которые происходят со всей медиасферой страны. И мы этим гордимся.

В целом отечественная медиасфера развивается в русле мировых трендов. Меняются технологические возможности, появляются новые стандарты. И даже изменились критерии качества.

Например, с развитием средств коммуникации и Интернета одним из важнейших критериев стала быстрота подачи информации. Кто первый выдал новость – тот молодец.

Но со временем это привело к тому, что из журналистики ушла глубина. Сегодня традиционные СМИ – ТВ и печатные издания, которые никак не могут конкурировать с новыми медиа по скорости, возвращаются к этой глубине. Подробно прорабатывают информационные поводы, делают ставку на качественную аналитику, таким образом «медленные новости» используются в качестве конкурентного преимущества. И на этот контент есть большой спрос.

Проблема здесь в том, что сейчас остро не хватает журналис­тов, которые могли бы выдавать качественную аналитику. Понятно, что в современных реалиях каждый журналист обязан быть, грубо говоря, «многостаночником» – уметь при необходимости писать на самые разные темы. Но в любом случае у каждого журналиста есть своя «сфера интересов», в которой он должен глубоко владеть темой. А чтобы этого добиться, нужны практика, опыт, живое общение с профессионалами, экспертами, постоянное самообучение.

Поэтому очень подходит журналистам концепция Long-life-learning. Мы рассказываем своим зрителям и читателям про то, что происходит в мире, объяс­няем те или иные вещи, учим, воспитываем. А как можем это качественно делать, если сами не разбираемся в ситуации?

На мой взгляд, базовое академическое образование для журналиста – это хорошо, но опыт, практика и постоянное самообразование – это то, без чего невозможно профессиональное становление.

– Насколько конкурентоспособны государственные СМИ на современном информационном поле? Насколько им доверяют?

– Я знаю, что к государственным СМИ отношение в последние годы было несколько неодно­значное: дескать, мы рассказываем «сказки» о процветающем Казахстане и не обращаем внимание на проблемы. Это в корне неверно. Я твердо уверен, что именно государственные СМИ способны давать – и дают! – объективную картину жизни в стране.

Мы не остаемся в стороне от проблем, поднимаем их, выявляем, обращаем на них внимание властей. Но в то же время говорим и о реальных достижениях Казахстана, которых немало. Именно эта сбалансированная повестка позволяет нам максимально полно освещать происходящие в государстве процессы.

Наша задача сейчас – вернуть тот высочайший уровень доверия к государственным СМИ как к источникам информации, который исторически у них был. К слову, огромный прогресс в этом направлении был сделан как раз во время пандемии, когда наблюдалось невероятное количество фейковых новостей, недостоверной информации, манипуляций...

Люди поняли, что им нужны ориентиры, чтобы не потонуть в этом информационном потоке, и таким ориентиром как раз и стали традиционные СМИ, в том числе государственные, которые поставляют проверенную, дос­товерную информацию и несут ответственность за то, что выдают в эфир, выпускают в печать.

Только по «Хабару» могу сказать: у нас показатели просмот­ров выросли невероятно – мы это расцениваем как знак доверия со стороны зрителей. И это доверие закономерно, ведь мы можем гарантировать: если что-то попало в наш эфир – это реальная новость.

Сегодня производить контент и доводить его до аудитории стало потрясающе просто. Технически я имею в виду. Но колоссальное количество информации пока не переросло в качество. Хорошего контента по-прежнему не так уж много. А кроме того, у абсолютного большинства его распространителей, я говорю про блогосферу, социальные сети и так далее, нет понимания ответственности за распространяемый контент. В отличие от профессиональных журналистов, которые, перед тем как опубликовать, выдать в эфир информацию, должны убедиться в ее достоверности.

Кроме того, если говорить опять же про «Хабар», то мы нацелены на то, чтобы нести аудитории полезную информацию, которая помогает людям ориентироваться в окружающей реальности, лучше ее понимать. Это наш ключевой принцип. Даже в развлекательный контент мы стараемся «упаковать» какие-то полезные месседжи, ненавязчиво учить людей экологии поведения, культуре...

– Стремление сделать информацию полезной – это особенность госСМИ или общий тренд?

– Я не берусь обсуждать информационную политику коммерчес­ких телеканалов, потому что все мы работаем на одном поле, все конкурируем за зрителя, но как руководитель государственного телевизионного агентства могу сказать, что есть много тематических блоков, крайне важных с идеологической, просветительской точек зрения, которыми, кроме государственных СМИ, никто не занимается.

Но в целом, думаю, многие игроки медиасферы понимают, что сегодня просто информировать недостаточно. Нужно помогать людям улучшить качество их жизни. Учить ориентироваться в информационном пространстве. Развивать критическое мышление. Давать практические советы по различным направлениям – от управления личными финансами до решения проблем своего города, села. Это востребовано.

– Вы 10 лет руководили ТРК Президента, множество раз встречались с Нурсултаном Назарбаевым, брали у него интервью... Как относится Елбасы к медиасфере?

– Мы на «Хабаре» запустили проект к юбилею независимости «Елбасы. Летопись независимос­ти» – запланировано 15 серий, вышли уже 7. Этот проект построен полностью на документальной хронике, в том числе на интервью Первого Президента. И по этим материалам можно объективно увидеть отношение ­Нурсултана Абишевича ­Назарбаева к средст­вам массовой информации – насколько он всегда открыт, насколько большое значение придавал и придает развитию СМИ, насколько поддерживает журналистов.

Материальные, так сказать, свидетельства этой поддержки – учрежденные им премии и гранты в области СМИ, которые вручаются журналистам вот уже 25 лет подряд. И именно по инициативе Елбасы в столице был построен «Қазмедиа орталығы» – суперсовременный многофункциональный комплекс, уникальный по техническому оснащению для Центральной Азии.

Это только очевидные примеры, которые сразу пришли в голову. В целом вся поддержка, которая оказывалась журналис­тике за годы независимости, – это следствие того внимания, которое Первый Президент уделял медиасфере.

Из личного опыта могу сказать, что у Елбасы потрясающая память, и он многих журналистов знает поименно, помнит многие эпизоды общения со СМИ, детали интервью и встреч. На мой взгляд, это дополнительное подтверждение того, что он лично признает важную роль журналистов и журналистики в развитии Казахстана.

– Про журналистику всегда говорят как про «профессию с миссией». В чем, по Вашему мнению, эта миссия заключается?

– Могу сказать на примере миссии агентства «Хабар»: мы стремимся к тому, чтобы наша работа была полезна каждому казахстанцу, нашему обществу, государству в целом. Думаю, этот принцип – эту миссию – можно спроецировать и на другие СМИ, на журналистику в целом.

У каждого представителя этой непростой профессии, у каждого журналиста должно быть понимание этой миссии и, самое главное, ответственности за свои действия. Наша работа открывает нам доступ к душам и умам людей. Мы должны этот доступ использовать с максимальной пользой. Информация обладает невероятной силой, и у нас, как у людей, которые работают с ней, во главе угла должен стоять тот же принцип, что и у врачей: «не навреди».

Давно идут споры, чего в журналистике больше – ремесла или творчества. Мне эта постановка вопроса кажется неправильной. В журналистике нельзя отделять друг от друга две эти вещи, потому что лучший журналист – это тот, кто умеет работать творчес­ки, объяснять сложные вещи простым языком, «чувствовать» новости, рассказывать истории так, чтобы их было интересно смотреть, умеет доносить месседж.

Мы привыкли говорить, что сейчас на информационном поле правит «хайп». Но я думаю, что люди устали от этого информационного мусора, растут требования к СМИ, а это значит, что наступает время качественной журналистики. И в наш профессиональный праздник я бы хотел пожелать всем казахстанским журналистам быть ее достойными представителями.

Популярное

Все
Милад Карими выиграл этап Кубка мира по спортивной гимнастике
Во Франции двое бездомных выиграли 500 тыс. евро, купив билет на украденные деньги
Прибывшие из Нидерландов туранские тигры, возможно, ждут потомство
Начальник управления полиции Петропавловска предотвратил суицид нетрезвого дебошира
Маск опроверг информацию об отключении Украины от Starlink
Впервые за 60 лет отремонтировали детсад в Шалкаре
Казахстанские лучники завоевали три серебряные медали на Кубке Азии
Минобороны организовало мероприятия к 80-летию Великой Победы
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
Сносить нельзя оставить
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
В каком размере получают пособия по уходу за ребенком в Казахстане
Зеленский заблокировал сделку Трампа о природных ресурсах
Казахстанские спортсмены впервые завоевали два исторических золота на Азиаде
Бейбит Жукаев впервые выиграл «Челленджер» в парном разряде
Усилить потенциал страны
Казахстанцам упростили выдачу кредитов на отечественные авто
Село работящих людей
В Казахстане хотят лицензировать психологов
Еженедельные ярмарки возобновят в Казахстане
Касым-Жомарт Токаев произвел кадровые перестановки
В посольстве Казахстана в РФ сделали заявление
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК

Читайте также

В процедуру банкротства физических лиц внесены поправки
Гонка за ресурсами
Требования к безопасности труда ужесточат
Повышая инвестиционную привлекательность

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]